Журнал136843

Как развивать бизнес в кризис: советы молодым предпринимателям

Кейс компании, которая открылась в пандемию, смогла удержаться на плаву и пережить дальнейшие потрясения.

19 августа 2020 года наша компания начала свою работу, в пандемию, когда бизнес активно переходил в онлайн. К моменту открытия агентства у меня уже накопился большой опыт в сфере PR. Захотелось собрать команду и открыть свое дело. Представление как выстраивать бизнес-процессы уже было, их я описал в своей магистерской работе. Был занят учебой, поэтому мало обращал внимания на окружающую обстановку.

В пандемию многие бренды стали активно перемещаться в онлайн, начали развивать свое присутствие в соцсетях и в СМИ, видели в этом эффективный инструмент отделения от конкурентов. Также руководители бизнеса поняли, что можно не снимать офис, а работать удаленно, и при этом не терять эффективность. Такая концепция не для всех была рабочей, но для нас ситуация сыграла в плюс. PR-сфера не требует регулярного офлайн присутствия. Можно собрать и обучить команду специалистов из разных городов и онлайн: главное, выбрать компетентных, инициативных и замотивированных людей. 

PR — трудно описываемый продукт: сложно донести его эффективность, поскольку здесь меньше метрик, чем в рекламе. Если раньше все сделки заключались при личной встрече, то теперь нужно было разработать такую стратегию, чтобы правильно презентовать компанию клиенту, продемонстрировать состоятельность и компетенции команды. Научиться грамотно себя преподносить, чтобы не столкнуться с непринятием. Нам удалось сформулировать грамотное позиционирование, «расщепить на молекулы» все процессы, чтобы людям было понятно, чем мы можем им помочь.

В целом, проблемы, с которыми столкнулись многие предприниматели в период пандемии, для нас обернулись преимуществом.

Первое масштабное испытание

Наше поколение никогда ранее не сталкивалось с чем-то подобным, как события 24 февраля 2022 года, поэтому у многих молодых предпринимателей случилось масштабное потрясение. В целях экономии они начали резать бюджет на маркетинг, рекламу, PR. В России это еще развивающаяся, полностью не раскрытая сфера, поэтому владельцы малого бизнеса рассматривают эти инструменты как дополнительные и при необходимости сокращают их финансирование.

Состояние неопределенности, в котором все пребывали, негативно отразилось на экономике проектов, трудно было привлекать новых клиентов. Спрос на PR-услуги в период с февраля по апрель снизился примерно на 55%. 

В целях сохранения бюджета я принял решение сократить штат почти на 40%. Это было особенно болезненно, поскольку в тот момент большую часть команды составляли друзья и одногруппники. Трудно было сказать, что приходится отказываться от их услуг. Но в то же время пришло понимание, что надо менять структуру управления компанией. Нельзя выстраивать близкие, семейные отношения с сотрудниками: должна быть субординация и четкое разделение ответственности. 

Основное внимание мы сконцентрировали на том, чтобы показать: отказ от PR в кризисное время — ошибка для бизнеса. В нестабильное время аудитория ищет успокоения, эмоциональной стабильности, в том числе в брендах. Появление в СМИ, соцсетях, публичное выражение своей позиции — лучший способ привлечь внимание даже тех людей, которые ранее не были клиентами компании. Это главный посыл, который мы отправляли нашей ЦА.

Добиться повышения спроса на услуги было непросто. Мы работаем на рынке b2b и развиваем бренд за счет нетривиальных инструментов: личные выступления, соцсети и СМИ, мероприятия, конференции, участие в закрытых клубах – точечные взаимодействия с ЦА не напрямую, а через косвенный показ пользы и состоятельности бренда.

Постепенно кризис был преодолен. Из этого периода я вынес много уроков, которые помогли успешно пройти следующий трудный этап в жизни агентства.

Период мобилизации

К этому времени у меня уже был опыт антикризисного управления и подушка безопасности. Многие компании столкнулись со сложностями в рекрутинговых процессах, поскольку специалисты могли уехать или уйти в онлайн.

Снижение спроса на наши услуги не было ощутимым. Тем не менее мы сделали акцент на областях, которые менее всего пострадали в период мобилизации: общепит, бьюти-сфера, IT-сектор, медицина и другие. Это позволило успешно пережить очередной сложный период. 

Советы предпринимателям, как выжить в трудные времена

Единого решения для всех не существует. Но мне бы хотелось дать несколько советов тем, кто только начинает путь и столкнулся с кризисом:

Читайте также:

Смотреть комментарии