«...Девяносто пять процентов всех людей на Земле — инертная масса... Один процент составляют святые, и еще один — полные кретины. Оставшиеся три процента — это люди, у которых слова не расходятся с делом и кто умеет добиваться своего».
Стивен Кинг, «Мертвая зона»
Меня всегда смущало то, что успех отводят лишь небольшому числу людей. Принято говорить о трех, иногда о пяти процентах. Остальным остается посредственное существование. На первый взгляд, с этим легко согласиться. Достаточно посмотреть на статистику распределения капитала, соотношение предпринимателей и наемников, чемпионов и неудачников. Во всех областях человеческой деятельности лишь меньшинство достигают достойного уровня. Но это лишь общая картина, и в ней есть детали, которые сильно меняют ее восприятие.
Во-первых, вечных чемпионов не бывает. Все меняется. Вчерашняя «посредственность» всегда имеет возможность стать успешным человеком. Никому прежде неизвестный писатель вдруг становится суперпопулярным. Или спортсмен, прежде не поднимавшийся даже в призеры, неожиданно становится первым. Время и количество попыток позволяют пробиться к успеху. Даже слепой, при неограниченном числе выстрелов, способен попасть в «яблочко».
Во-вторых, многие люди талантливы одновременно в разных областях. Не получилось в спорте — не беда, можно попробовать себя в бизнесе или искусстве. Да в чем угодно, к чему есть хоть малейшие предпосылки. Главное — не ограничивать себя географическими рамками, не бояться пробовать и не лениться учиться новому.
По большому счету трудности, с которыми мы сталкиваемся в жизни, возникают от стремления следовать проторенными дорогами. Оставаться на стороне большинства. А сейчас, как известно, «кто владеет информацией, тот управляет миром». Вот и спешим за новой порцией. Школа, вуз, для особо неугомонных — второе высшее и курсы МВА... Бесспорно, образование необходимо. Но в том виде, каким его безоговорочно принимает большинство из нас, — это пустая трата времени.
Среди моих знакомых есть три врача, получивших дипломы медицинских вузов. Со временем все они стали предпринимателями. Первый занимается строительством, второй — интернет-проектами, а третий владеет сетью автозаправочных станций. Все трое — серьезные специалисты и вполне обеспеченные люди. Каждый из них потратил девять лет, включая ординатуру, на то, чтобы стать медиком. А в итоге — построил бизнес в другой сфере. Все действительно полезные знания они приобрели самостоятельно, что называется в свободное от работы время. Вложив несоизмеримо меньше времени и сил, чем на учебу в вузе.
Можно предположить, что предприниматели — исключение из правил, и большинству людей система образования дает то, что действительно пригодится в жизни. Но как здесь не вспомнить бородатую шутку Михаила Жванецкого: «В институте нам сказали — забудьте о том, чему вас учили в школе. На работе — забудьте о том, чему вас учили в институте». Для молодого специалиста, покидающего академическую среду ради настоящей профессии, 90% полученных знаний оказываются полезными не более, чем голубиная почта в эпоху интернета.
Все, что используют большинство людей, неэффективно и оттого по большей части бесполезно. И это касается не только обучения. Большинство не станут инвестировать, а понесут деньги в банк под смехотворный процент. Большинство не переедут в другой город, а будут прозябать в захолустье, лишая себя всех возможностей. Большинство не возьмут судьбу в собственные руки, а будут надеяться на государство, прозябая всю жизнь и страдая от нищеты в старости. Даже голосованием большинству дают выбрать лишь наименьшее из зол.
Находиться среди большинства — значит быть в эпицентре проблем, наполняя свою жизнь хламом стандартных, неэффективных решений и поступков. При этом для достижения исключительных результатов вовсе необязательно быть гением.
Есть устоявшееся мнение, что обычный человек способен задействовать свой мозг лишь на 3–5%, а гениальные люди — чуть более. Но как такое возможно, когда в природе действует универсальный принцип сохранения энергии?
Суть принципа в том, что человеческий организм избавляется от всего, что не используется, но требует энергии. Если спортсмен прекратит усиленные тренировки с тяжестями, то его развитые мускулы спадут до размеров мышц нетренированного человека. Для организма обременительно носить лишнее мясо, требующее повышенного расхода килокалорий.
Мозг весит около 2% от всего тела, но расходует до половины потребленных человеком углеводов. Даже в состоянии покоя он забирает четверть запасенной за день энергии. Если организм избавляется от ненужной мускулатуры, то какой смысл сохранять еще более дорогое излишество?
У всех людей работают не пять, не десять, а все сто процентов мозга! Нехватка интеллектуальных способностей объясняется не природной предрасположенностью, а плохой «физической формой» серого вещества. Мозгу, как и мышцам, для выдающихся результатов нужны выдающиеся тренировки.
Что касается гениев, то частенько их способности сильно преувеличены. Изучив историю любого открытия или изобретения, легко заметить: каждый гений был окружен конкурентами, наступающими ему на пятки. Не будь его, нашелся бы десяток талантов ему на замену.
В общем, наших способностей вполне достаточно, чтобы оказаться в обществе «трех процентов». Основная сложность в том, чтобы научиться действовать вопреки логике большинства.
Читайте также: