Сегодняшние реалии event-рынка и ближайшие перспективы
Российские и зарубежные компании уже переносят ранее запланированные мероприятия на следующий год. Официальные спортивные награждения отменены либо перенесены на неопределенные даты. КХЛ отменил церемонию закрытия сезона 2019/2020, которая планировалась на конец мая 2020 года и не хочет проводить это мероприятие в онлайн.
Некоторые массовые мероприятия перенесены из офлайна в онлайн. Например, VK fest 2020 был перенесен с июля на май и уже прошел в онлайн. Фестивали «Нашествие», пикник «Афиши» – под вопросом. Большинство таких событий в этом году просто не состоится, поскольку традиционное время их проведения попадает на период ограничений. Фестиваль «Усадьба Jazz» в усадьбе Архангельское, запланированный на 30–31 мая 2020 года, перенесли на 2021 год.
До начала августа 2020 года большинство крупных живых мероприятий не состоятся. Есть и будут существовать государственные ограничения, но останутся и внутренние корпоративные ограничения там, где может быть риск для здоровья сотрудников.
Сентябрь: скорее всего произойдет пиковый всплеск мероприятий офлайн-формата, поскольку к сентябрю ограничения скорее всего будут сняты, а большинство сотрудников придут из отпусков.
Декабрь: происходит сокращение бюджетов и количество заказчиков. Поэтому и мероприятий будет существенно меньше, чем в прошлом году, ранее запланированные бюджеты компаний уже пересмотрели или пересматривают — об этом открыто говорят большинство клиентов.
Однако, некоторые мероприятия в ближайшее время точно пройдут, и первыми заказчиками на рынке будет государство. Также из «окопов» выйдет частный клиент. Без юбилеев и свадеб люди долго жить не могут. Даже сейчас частные праздники в скромном масштабе, но они все же проходят. Следующими заказчиками станет часть корпоративных клиентов. Тех «диссидентов», чью работу вирус не остановил, и кто изначально критично относится к самоизоляции.
В следующем году возможен рост внутрироссийских MICE мероприятий. В том случае, если «заграницу» не откроют — их начнут проводить в России, например на Алтае. Но, в связи с пересмотром бюджетов, произойдет уменьшение аудитории на реальных (офлайн) событиях.
Перспективы event-рынка для агентств
Падение рентабельности агентств привело к пересмотру бизнес-моделей компаний, поэтому происходит и еще будет продолжаться серьезная трансформация ивент-агентств. Многие не доживут до следующего года. Кто-то уйдет с рынка в другие сферы. Другие объединят бренды в процессе поглощения и слияния. Сегментации агентств по направлениям деятельности не будет. Компании будут цепляться за любые возможности заработка, усилится демпинг.
Заметен тренд изменения оплаты оставшихся топ-сотрудников — меньше постоянная часть, больше переменная. Часть агентств еще больше сократит расходы, уменьшит штат и дойдет до небольшой команды, состоящей из нескольких экспертов. Некоторые не сумеют сохранить свои команды и уйдут во фриланс.
Фриланс vs ивент-агентства
Несмотря на кризис, продажи останутся актуальными для бизнеса. И ему от индустрии событий понадобятся сложные маркетинговые мероприятия. Требования к событиям в онлайн и в офлайн очень сильно возрастет. Существенное увеличение количества профессионального фриланса на рынке, возможно приведет к появлению агентств, которые попытаются стать агрегаторами рынка event-услуг. Речь не о работе агрегаторов с одиночками.
Кризисы 2008-2009 годов, а затем и 2014–2015 годов уже объединили часть независимых event-экспертов в небольшие постоянные команды, которые как и крупные event-агентства стали работать с постоплатой. Постоянный состав из 4-6 экспертов привлекает в случае необходимости дополнительных профессионалов с углубленной специализацией, необходимой тому или иному проекту.
Этот формат стал альтернативой громоздким ивент-агентствам с их большими постоянными штатами, которые были необходимы для работы с большим входящим потоком заявок и тендеров. Такие компактные экспертные команды, как «конструктор» собираемые в оптимальной конфигурации под каждый проект, наиболее успешно смогли перестроиться в изменившейся реальности. Этой реальностью стал «тотальный онлайн», который после возвращения традиционных офлайн-событий, не уйдет со сцены, но станет важной частью многих мероприятий.
Доля онлайна даже после отмены ограничений увеличится
На ближайших живых событиях любого масштаба мы в обязательном порядке будем устанавливать антисептики для рук, проводить дополнительную дезинфекцию помещений. Мы столкнемся с мероприятиями с социальным дистанцированием, с повышенной себестоимостью. Собрать большое количество людей на одной площадке во многих случаях будет проблемой.
Но, за долгое время, проведенное на «удаленке», мы уже привыкли к онлайну, получили опыт, выработали новые правила, некоторые возможности нам пришлись по душе. Поэтому, постепенно возвращаясь к «до-вирусной» жизни, мы частично оставим онлайн-форматы, ставшие удобными: быстрые совещания, обучение, внутренние конференции, встречи с поставщиками и партнерами.
Также на рынке в скором времени начнет появляться целый пласт совершенно новых мероприятий — гибридных, когда целевая аудитория событий в живом формате будет существенно прирастать за счет онлайн-участников.
Это не событие с аудиторией удаленных наблюдателей трансляции в YouTube — их трудно удержать у экрана длительное время. Это мероприятия с аудиторией полноценных онлайн-участников, которые удаленно смогут влиять на ход мероприятия и получать почти все те возможности, что и гости на площадке: обсуждение, голосование, бизнес-общение, презентация своего продукта на виртуальном стенде, ответы на вопросы от представителей компаний, сессии с ментором и многое другое.
Для реализации этих возможностей уже сегодня происходит коллаборация event и подрядчиков из параллельных и смежных сфер. Такие совместные решения уже сейчас приводят к разработке многочисленных онлайн-платформ и онлайн-студий. Нас скорее всего ожидает смена лидеров на рынке онлайн-платформ, в том числе и мобильных приложений. На этот рынок за последние месяцы пришло очень много новых, интересных игроков.
Выставки и форумы трансформируются и станут намного интереснее. В том числе потому, что прирастающая онлайн-аудитория не имеет территориальных границ, не нужно преодолевать огромные расстояния, чтобы принять участие в мероприятии. Это выгодно и участникам, и спикерам, и спонсорам, и естественно организаторам.
С рынка уйдут старые форматы и бизнес-модели
Нас ожидает повышение сложности мероприятий и их новые типы. Продюсирование таких событий — это сбор команд нужной конфигурации. Речь об экспертах с глубокой специализацией, которая необходима в той или иной области предстоящего мероприятия. И поскольку командам, собираемым под проект, не нужен большой постоянный штат менеджеров для работы с непрерывным потоком заявок и тендеров, то им нет необходимости закладывать в бюджеты мероприятий расходы, понесенные в тендерах, в том числе проигранных, чтобы получить рентабельность.
Мой опыт работы с проектными «командами-конструкторами», показывает: этот формат появившийся после кризисов 2008-2009/2014-2015, актуален и сейчас. Ему очень легко перестроиться под любую задачу, в том числе новую. И поскольку меняться сегодня приходится всем, способность к изменениям, без снижения уровня экспертности, со способностью ее наращивать — это ключевое умение для игроков ивент-рынка.
Читайте также: