В конце декабря многие издания подводят итоги и называют слово года. Например:
- По версии «Грамоты.ру» слово года – «вайб».
- По версии Оксфордского словаря – brain rot («гниение мозга»).
- По версии Кембриджского толкового словаря – manifest («манифестировать», в значении «формировать позитивную установку на успех»).
- По версии словаря Merriam-Webster — polarization («поляризация»).
- По версии Института Пушкина словом 2024 года в России стало слово «Пушкин».
Редакция Executive.ru предложила руководителям и основателям компаний поделиться своими итогами и назвать их варианты слов года в формате экспресс-рефлексии. Получилась любопытная подборка. Публикуем в алфавитном порядке.
Адаптация
Для меня словом года стала «адаптация», то есть способность гибко встраиваться в меняющуюся картину мира, находить верный путь в стремительно трансформирующихся обстоятельствах.
Все вокруг нас быстро меняется: геополитическая ситуация, климат, технологии, формы организации производственных процессов. Смещаются личностные ориентиры. Вместо приоритета на работу и карьеру появляется установка на принятие себя и личное счастье. Надеюсь, что словом 2025 года будет «баланс», систему удастся стабилизировать и найти новые точки роста.
С 2018 года моя компания занималась делением апартаментов на студии, но в этом году я понял, что продукт в прошлом его виде перестает быть актуальным. Мне пришлось адаптироваться: перестраивать все процессы, переходить к редевелопменту.
Получилось, что, с одной стороны, мы работаем все также в сфере инвестиционной жилой недвижимости, с другой – мы изменили подход и начали развивать параллельное направление, которое очень хорошо выстрелило. Думаю, что те, кто не принял нынешнюю ситуацию на рынке, кто не смог адаптироваться – рискуют получить серьезные проблемы с бизнесом. Без гибкости и мгновенной реакции на изменения сейчас никуда.
Актуальность
Слово «актуальность» идеально отражает 2024 год, особенно в контексте профессии бизнес-ассистента. В этом году значительно вырос интерес предпринимателей к компетентным бизнес-ассистентам. Отмечу, что именно в этом году профессию подробно раскрыли в сериале на федеральном канале. Это свидетельствует о том, что спрос на таких сотрудников в России будет только увеличиваться.
Роль бизнес-ассистента сегодня выходит за рамки простого выполнения задач — ассистент становится стратегическим партнером, который укрепляет репутацию руководителя и повышает эффективность бизнеса. 2024 год сделал эту профессию еще более значимой, а слово «актуальность» для меня – символ влияния ассистентов на современный деловой мир.
Вертикаль
Для нас это не просто слово: это название нового направления. Теперь мы не только снимаем рекламу, клипы и коммерческие спецпроекты, а еще и короткие видео. И это наш ответ на требования рынка, потому что компании непрерывно нуждаются в таком контенте.
Хотя, казалось бы, какая разница — вертикальный контент или горизонтальный, переворачивайте камеру и снимайте. Однако эра видеоформатов 9:16 и 4:5 произвела революцию в съемках. Мы и сами бренды поняли, что вертикальные ролики — это не просто другой формат видео, это другой образ мышления и действий.
«Вертикаль» — это направление, которое стало для нас неким перерождением. Мы хотим доказать в первую очередь самим себе, что продакшн может быть разным и умеет идти в ногу со временем. Направление растет и развивается, за девять месяцев работы оно заметно подросло, и мы сняли больше 1100 вертикальных роликов для брендов. Так что можно уже начинать ставить метки роста на стене по вертикали, как в детстве.
Возможности
Этот год стал временем экспериментов, новых открытий и поиска нестандартных решений. Мы смело шагнули в неизведанное, исследуя новые направления и развивая партнерства, которые расширили горизонты наших возможностей. Особенно значимой для нас стала коллаборация с Игорем Стояновым — гуру бьюти-бизнеса и вдохновляющим лидером.
«Возможности» — это и про внутреннюю трансформацию. Мы экспериментировали с форматами работы, запускали новые продукты и тестировали нестандартные методы коммуникации с клиентами. Этот год доказал, что границы существуют только в нашем воображении, и именно благодаря таким экспериментам мы вышли на новый уровень.
2024 год стал для нашей компании годом неограниченных возможностей, и это слово идеально отражает наши достижения и стремления.
Выбор
В этом году мы выбирали очень часто. Этот год для нас знаковый, потому что наш выбор среди каналов продвижения продукции стало построение сети наших магазинов. Первые две торговые точки мы уже открыли в Москве в этом году, дальнейшее развитие – в ключевых городах России своими силами и силами партнеров, предпринимателей-франчайзи.
Ежедневный выбор определяет «лицо компании», буквально почерк на рынке. Хочется верить, что с выбором партнеров по производству, партнеров по рекламе и продвижению продукции мы не ошиблись. Посмотрим, наступающий 2025 год это покажет!
Пусть в следующем году каждый из нас сделает правильный выбор, тот, что сделает нас счастливыми и успешными в любых начинаниях!
Выход
- Выход за рамки – заданных обстоятельств, привычных критериев, чтобы разрешить наилучшим для клиентов образом кризисные кейсы.
- Выход на новые рубежи – работа с клиентами из новых сфер, применение новых методик и расширение связей.
- Выход там же, где и вход – когда приходилось сталкиваться с «потребительским экстремизмом» нашей команде и когда приходилось помогать нашим клиентам решать подобные проблемы.
- Выход в новое – неожиданным направлением лично для меня стала активная работа с адвокатским сообществом – прочитала свой авторский курс в Институте адвокатуры.
Выход есть всегда. Это доказал 2024 год. Посмотрим, что будет в 2025.
Держимся!
Этот год я провела, выстраивая систему взаимодействия внутри команды агентства, которая практически на 100% работает на удаленке. Поэтому мы постарались уделить много времени сотрудникам, их болям и достижениям, нетворкингу, росту — мы держались друг за друга.
Но были и непрогнозируемые, даже кризисные ситуации, которые придали нашему «слову года» дополнительные смыслы. Например, от нас внезапно ушел сотрудник, который курировал стратегическое для агентства направление. А вскоре сразу четыре клиента решили больше не заниматься своим пиаром. Безусловно, эти события доставили массу переживаний, заставили экстренно менять планы, продумывать новые стратегии. И я как руководитель, как человек, выстраивающий систему в команде, говорила: «Держимся».
В итоге это слово стало как объединяющим всех призывом к действию «Ребята, держимся!», так и констатацией факта, на который могла бы опереться команда «Все в порядке, мы держимся!».
Я бы не стала забирать это слово в 2025 год. Хочу сформулировать для нас новый крутой глагол! Каким он будет — покажет время.
Забота
Слово года для меня без сомнений — «забота». Оно отражает то, что может помочь нам всем преодолеть турбулентность, эмоциональное давление и жесткость современного мира. Это не просто чувство или эмоция, а осознанное действие, которое основано на искреннем стремлении улучшать жизнь других людей. Там, где есть эмпатия и бескорыстная забота о человеке, о деле, о бизнесе — всегда есть движение вперед, единство и развитие.
Мы переносим эту философию на все, что делаем. Нам важно создавать решения, в центре которых всегда стоит человек: его опыт, потребности, путь.
Забота — это не только инструмент, но и культура, которая позволяет нам двигаться вместе и менять мир вокруг.
Команда
В этом году мы очень много работали и добились потрясающих результатов. К примеру, наша сеть «PRO.Хинкали by Novikov» стремительно росла — в 2024 году мы открыли 7 новых ресторанов под этим брендом в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и Сочи и Челябинске. И продали еще более 50 франшиз, по которым рестораны откроются в 2025-м во многих городах России и в странах СНГ. Эти показатели помогли нам завоевать сразу две престижные награды — мы были признаны самой быстрорастущей франшизой и лучшей зарубежной франшизой.
Но мы хорошо понимаем, что за всеми этими результатами прежде всего стоят люди, которые выстроили системы и процессы внутри холдинга. В 2024 году мы провели грандиозную работу по стандартизации и регламентации процессов.
Именно поэтому наше «слово года» — команда. Его хочется не просто забрать в 2025 год, но и уделять ему еще больше внимания. Ведь только когда мы ценим вклад каждого и растем вместе, мы добиваемся выдающегося успеха.
Комфорт
В нашей компании в этом году чаще всего звучало слово «комфорт». Во-первых, потому что мы учим делать дизайн интерьера, а он должен быть комфортным. Поэтому в контенте и в уроках это слово звучит постоянно: комфортный цвет, комфортная мебель, комфортная планировка и т.д.
Во-вторых, в этом году мы переписали на 80% свой флагманский курс, и программу построили на отзывах прежних учеников. Убрали блоки, которые оказались ненужными и заменили их на те, которые у нас просили. То есть мы весь год работали на то, чтобы сделать обучение для своих студентов комфортным.
Я считаю, что это слово имеет право быть словом года повсеместно. Потому что о личном комфорте твердят из всех утюгов. Причем, кто-то призывает окружать себя комфортом, а кто-то до сих пор твердит, что надо выходить из зоны комфорта. В любом случае, повестка дня строится вокруг этого слова.
Личный бренд
Для нашей компании словом 2024 года, а точнее словосочетанием, стал «личный бренд».
Немного предыстории. Летом 2023 года самозанятые граждане получили право регистрировать товарные знаки на свои товары и услуги. Раньше такая возможность была только у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Практически сразу же услуга стала очень популярна у физлиц, но именно в 2024 году мы можем оценить – насколько.
По данным Роспатента, во второй половине 2023 года самозанятые подали в ведомство 9427 заявок на товарные знаки. А с января по сентябрь 2024 года — уже более 15,5 тыс. Активность выросла более чем в полтора раза.
Что дает товарный знак этим людям? Главное и основное – уравнивает самозанятых со всеми остальными предпринимателями в возможностях продвижения своих услуг и товаров. В том числе дает им возможность выходить на маркетплейсы. Здесь защита своей интеллектуальной собственности актуальна как никогда.
К слову, высокий спрос на регистрацию бренда проявляют не только самозанятые, но и весь бизнес в целом. Активность в регистрации товарных знаков стабильно растет с 2015 года. Приведу в пример статистику Роспатента. В 2015 году в ведомство поступило 34 304 заявок на регистрацию, в 2023 году в 3,5 раза больше - 123 тысячи. Итоговую цифру за 2024 год мы узнаем в январе-феврале следующего года, но у экспертов нет никаких сомнений, что это будет очередной рекорд.
Насмотренность
Есть как минимум две причины, почему «насмотренность» стала словом года для меня:
- На протяжении всего 2024-го внешние и внутренние условия рынка заставляли нашу команду в режиме нон-стоп анализировать, вдохновляться и творить.
- Насмотренность как навык и привычка всегда есть в моей жизни и моем ресурсе, поскольку MICE-бизнес в немалой степени связан с творческими решениями. А поскольку доступ к огромному количеству ресурсов (международные выставки, форумы, каналы, некоторые социальные сети) ограничен, пришлось выдвинуть развитие насмотренности на первое место.
Мы с жадностью искали источники вдохновения, изучали, как похожие процессы реализованы у других, причем не только в нашей сфере. Раньше я рассматривал такое наблюдение как плагиат, «воровство» идей. Сейчас я сформировал вкус, навык отличать качественное от бездарного, оригинальное от посредственного, и на основе полученного опыта создаю собственный уникальный продукт. Именно насмотренность помогает идти не просто в ногу со временем, а впереди всех, чувствовать тонкие нюансы, играть на акцентах и создавать wow-эффект.
Нетворкинг
Мое слово года — «нетворкинг». 2024 год стал для меня временем расширения профессиональных связей и создания пространства для обмена опытом. В этом году я организовала группу ежемесячных офлайн карьерных встреч, где участники могли не только наладить полезные контакты, но и обсудить важные карьерные вопросы.
Для меня «нетворкинг» — это больше, чем просто слово, это символ единения, поддержки и роста. Желаю, чтобы 2025 год всем принес больше возможностей для взаимного развития и сотрудничества!
Объединение
Для меня «объединение» стало словом года по двум причинам:
1. Мы объединили четыре компании из смежных бизнесов в одну группу компаний. Это было стратегическим решением: консолидация отдельных бизнес-юнитов в группу компаний обеспечивает синергию возможностей для реализации глобальной миссии – создавать инновационные, надежные и доступные сервисы для удовлетворения финансовых и технологических потребностей людей и бизнеса на каждом этапе их развития. По итогам 2024 года мы также планируем представить единую финансовую отчетность по МСФО по всей группе компаний, чтобы наши партнеры и инвесторы имели более полное представление о результатах нашей работы.
2. Мы продолжаем совместно с другими участниками микрофинансовой отрасли объединять усилия по повышению прозрачности рынка для регуляторов и населения, наращиванию качества предоставления услуг и клиентского сервиса, обеспечению доступности альтернативных финансовых решений для людей и бизнеса.
Так, за этот год эксперты компании поделились опытом на 25 отраслевых и деловых мероприятиях, стали единственными представителями МФО на форуме инновационных финансовых технологий FINOPOLIS 2024. А еще продолжили активное участие в работе комитетов и рабочих групп крупнейшей Саморегулируемой организации в микрофинансировании – СРО «МиР».
Ожидание
Если подумать серьезно, то слово года для меня — «ожидание». Весь год был в каком-то напряженном ожидании бюджетов от клиентов и нормальных тендеров. Думали о том, когда придут или вернутся площадки, когда наконец-то мы доделаем свои технологические прорывы и когда они дойдут до нас от других площадок и агентств.
А если несерьезно, то словом года для меня стало одно открытие: «скуф». Наверное, оно довольно часто упоминается, потому что, в какой-то степени, символизирует ожидание. Это слово – метафора о том, что реальность не всегда отражает то, что мы предвкушаем. И чаяние становится источником переживаний. Все мы в этом году немного побыли скуфами: сидели и ждали у моря погоды.
И все же, даже в ожидании есть своя сила — оно учит нас терпению и готовности к переменам. Это время, чтобы собраться с мыслями и подготовиться к новым вершинам. Пусть следующий год принесет больше возможностей, ярких событий и поводов для радости!
Оптимизация
Подводя итоги проделанной работы в 2024 году, хочется рассказать о большом количестве процессов, в рамках которых мы взаимодействовали с заказчиками. Главным трендом и словом года для нас стала оптимизация. Сегодня для нее доступны различные подходы и технологии: всевозможные IT-решения, искусственный интеллект, математические методы.
В результате внедрения новых инструментов и алгоритмов предприятиям удается производить большее количество товаров, повышать качество услуг, снижать издержки и время простоя оборудования и сотрудников. Кроме того, компании приобретают устойчивость к различным вызовам времени за счет применения гибких подходов, на которых основана оптимизация.
Пересборка
2024 стал годом интенсивного преобразования. Он был насыщен поездками и проектами, которые будто вместили несколько лет. Мы провели тренинги в Дубае, Лиссабоне, Тибете, Индии и на Бали, постоянно перемещались, обучались. Этот высокий темп заставил нас переосмыслить свой подход и осознать, что пересборка — это не только про изменение и стремление к росту, но и про движение к более точному пониманию своей миссии.
В этом году мы вновь задались вопросом: «Куда мы идем и для кого работаем?». Это стало точкой роста для нашей компании. Мы перестроили и адаптировали наши программы к современным запросам: устойчивое развитие, баланс, лидерство. Например, актуальными стали темы для предпринимателей о том, как управлять бизнесом без выгорания, как выстраивать отношения в команде через партнерство и взаимопонимание.
Именно эти изменения сделали 2024 для нас особенным. «Пересборка» помогла найти новые смыслы и сделать наши проекты ближе к людям.
Платформа
Почему платформа? Потому что она стала настоящим прорывом для моих бизнесов. Выступая в Сколково на Techweek в этом году, я презентовал новый взгляд на платформенную бизнес-модель, сформированный благодаря клиентам IT-компании. Свой новый проект в сфере товаров для ремонта я тоже делаю платформенным. И причина тут простая: в классическом бизнесе вы управляете людьми, поэтому с его ростом мы упираемся в людей, а в платформенном вы управляете правилами, что дает возможность кратного роста без зависимости от кадров. Это ли не мечта?
В ближайшие годы большая часть бизнесов будет «платформизироваться». Поэтому мое слово года — будет точно актуально и до 2030.
Преодоление
В течение 2024 года у нас произошло несколько событий, связанных с развитием Школы. Закрылся наш филиал в Калуге, который просуществовал год. Сделали шаг назад, вернулись к тренировкам в бильярдном клубе. Преодолели потерю, приняли ситуацию, но сохранили занятия.
При этом в Москве мы открыли третий зал в СЗАО, помещение для которого искали более трех лет. При открытии столкнулись с отсутствием бильярдных столов на рынке и высокой стоимостью нового оборудования. Закупали столы по всей России: Салават, Махачкала, Тула.
Преодолев все трудности закупок, мы открыли красивый зал и выстроили работу. К нам в команду пришили молодые тренеры, наши ученики в прошлом, которые с энтузиазмом включились в работу.
В течение года мы провели более 65 внутренних турниров. Это стало новым рекордом — в прошлом году число таких встреч достигло 58.
Преодолев все трудности соревновательной борьбы, за 2024 год на городских и всероссийских соревнованиях мы завоевали более 30 медалей, дважды стали Чемпионами России (в 2023 году один раз), воспитали двух новых КМС и 10 разрядников по бильярдному спорту. Мы движемся вперед!
Рост
В этом году мы подняли свои скиллы по всем направлениям, вложили много труда в нашу экспертизу и открыли новую практику «Медицина и здоровье». Продолжили сотрудничать с крупными брендами, вошли в топ-20 коммуникационных агентств Всероссийского рейтинга «TOP-COMM 2024», топ-25 SMM-компаний VI рейтинга «Лайкни», подтвердили статус сертифицированного партнера «Медиалогии», аккредитацию маркетингового провайдера фонда «Сколково», обновили статус сертифицированного партнера Brand Analytics.
В 2024 году мы были охотниками за высоким медиаиндексом. За год превзошли все ожидания, выпустив более 1000 материалов в ведущих СМИ — колонок, комментариев, пресс-релизов и прочих публикаций, что не только увеличило узнаваемость наших клиентов, но и укрепило их позиции на рынке.
Трансформация
Все, что происходит в последнее время в мире – и в экономике, и в политике – как в зеркале отражается в деятельности любого образовательного учреждения и в структуре и содержании образовательных программ. Если мы не адаптируемся под эти изменения, мы рискуем навсегда остаться позади. В содержании программ нашего центра в уходящем году мы постарались ответить на этот вызов. Так у нас появился новый образовательный продукт – «MBA Трансформация», основное внимание в которой уделяется трансформации мышления людей, адаптации под происходящие динамичные процессы.
Важнейшее значение мы придаем международному сотрудничеству и зарубежным стажировкам. Учиться трансформации нужно на примере лучших – именно поэтому мы отправляем слушателей программ на стажировки в Индию, Китай, Малайзию, демонстрируя опыт мировых предприятий, успешно применяющих передовые IT-технологии, большие данные, технологии ИИ и т.д. Мир серьезно изменился, трансформировались цепочки поставок, усложнилась логистика, и все эти процессы мы изучаем в том числе на примере стран дружественного мира.
Устойчивость
За более чем 20 лет работы в сфере бухгалтерского учета мы пришли к пониманию, что единственная константа в бизнесе – это постоянные изменения.
2024 год не стал исключением из правила «все меняется». Мы в очередной раз столкнулись с изменениями в законодательстве, корректировками налоговой политики и усилением контроля.
Однако именно этот год особенно ярко продемонстрировал: устойчивость становится тем качеством, которое позволяет не просто выживать, а развиваться в условиях перманентной турбулентности.
Понимая нервозность нашей профессиональной сферы, мы всегда уделяли особое внимание качеству общения. Но в этом году, осознавая повышенную тревожность бизнес-среды, мы буквально удвоили усилия по обеспечению качественного диалога с клиентами, утроили внимательность к каждому обращению. Мы создали среду, где клиенты чувствуют не только профессиональную поддержку, но и человеческое понимание, где каждый знает, что его ценят и слышат.
Устойчивость – это не про стояние на месте, это про способность сохранять баланс в движении. И если раньше мы говорили «это тоже переживем», то теперь мы говорим «это тоже используем для развития».
Целевая аудитория
2024 год ассоциируется у меня со словосочетанием «целевая аудитория». Это словосочетание входит в ДНК маркетолога и я тут не исключение. Каждая качественная стратегия, каждый PR проект калибруются на определенную аудиторию.
В этом году ко мне стали обращаться клиенты, которым важно выстроить личный бренд эксперта. У кого-то из них работа в найме, у кого-то своя предпринимательская деятельность. И каждый из этих профессионалов хочет развиваться, быстрее двигаться вперед. И я их очень хорошо понимаю. Без проработки целевой аудитории рано говорить о позиционировании и строить качественные коммуникации. И не важно, какая именно стратегия будет выбрана для следующего шага. Мы, как ювелиры, перебирали с ними под микроскопом каждый сегмент аудитории и выстраивали прочный фундамент для коммуникаций.
Ценности
Первое слово, которое пришло мне на ум, когда я увидела запрос «Назовите ваше слово года 2024», – ценности.
Именно это слово в уходящем году отражало настроения, дискуссии и разговоры в медиапространстве, многочисленных ток-шоу, соцсетях, Госдуме, аппарате Президента, на бизнес-форумах. Все пытались понять, какие они эти ценности, чем отличаются «свои» и «их». Особенно в сочетании с прилагательным «традиционные».
Следом в голове пролетела ироничная мысль «кто о чем, а вшивый о бане» – может, это профессиональная деформация, потому что я много лет занимаюсь темой ценностей и потребностей? И только кажется, что оно для меня «звучит из каждого утюга»?
Чтобы исключить сомнения, решила спросить того, что называется сейчас ИИ, является ли слово «ценности» популярным. Все-таки данных у него побольше, чем у меня. Он мне ответил, – да, слово «ценности» считается одним из самых расхожих и популярных.
А когда уточнила вопрос – можно ли считать его словом 2024 года, получила ответ: «Нет, слово "ценности" не можно (именно так и написал) считать словом 2024 года, потому что по версии портала "Грамота.ру" главным словом этого года признано "вайб"».
Тоже, видимо, разбирается в ценностях. Иерархических.
А какое слово стало главным для вас в 2024 году? Напишите в комментариях!
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Вы тоже можете оставить комментарии на запросы редакции:
Читайте также: