«Бизнес не растет – может быть, некуда, а может, я стал слишком осторожным».
«На пенсию рано, тащить на себе все – надоело, а делегировать некому».
«Работать стало скучно, а как сделать, чтоб было интересно, не понимаю».
Такие и похожие запросы моих клиентов – частая история. Я хочу поговорить о «кусте проблем», с которыми на каком-то этапе сталкивается любой успешный лидер. И которые в наше время в этом конкретном месте – усилены обстоятельствами ситуации.
Конечно, я постараюсь наметить и пути выхода, насколько это возможно.
1. Нет драйва
«Мне уныло, люди говорят, что все в кайф и драйв – они врут или на самом деле у них так?».
Как будто естественно, что с возрастом люди становятся менее энергетичными. Но, на самом деле, это совсем необязательно. Да и мера и степень этого явления может быть разной. Нормально слегка замедлиться со временем, но если вы ощущаете резкое падение желаний, мотиваций – это невозможно решить декларативной бодростью. Невозможно «заставить себя получать удовольствие от жизни» (а драйв – это как раз и есть удовольствие от процесса, медленное или быстрое).
2. Социальный лифт не едет
«Мне в свое время повезло, или я еще ого-го и сам могу что-то схватить?».
А может, все продать тому, кто чувствует себя на рынке уверенней, потому что у него больше властный ресурс? Или пробовать развивать? Но так надоело… и ведь добиться большого успеха уже не получится…
Здесь мы видим смещенный локус контроля. Конечно, кризис, социальная ситуация, «объективные трудности» – всего этого никто не отменял. Но истинная причина таких жалоб – проблемы с мобильностью. «Некуда деваться» не потому, что очень хочется оставаться в этом рынке, в этом бизнесе, в этой стране или с этими людьми. А потому, что все это кажется частью себя, присохло так, что не отодрать.
С таким багажом, конечно, социальный лифт нужен оч-чень грузовой…
3. Хочу не терять старое и получать новое
«Потерять страшно, а приобрести – неизвестно, могу ли».
Многие легко рисковали, когда в сущности рисковать-то было нечем. А как только есть что терять – желание ставить это на карту пропадает. Приходит осторожность и неповоротливость. Но, с другой стороны, неужели это все, что со мной случилось в этой жизни, и больше ничего не будет?
Петр, например, в конце девяностых отобрал бизнес у иностранного игрока, раскрутил компанию, вырос в сеть. Теперь территория давно определена, вырасти Петр уже не может, да и не хочет. Отнять по-крупному уже не у кого. Остается охранять границы, но это Петру неинтересно до зевоты. Он ищет себе какое-то другое приложение сил, но из компании никуда не уходит.
4. Не могу допустить, чтобы кто-то другой делал
«Самому надоело, но жалко дела: придут другие и напортачат».
Вот владелец косметической клиники, которую он давно перерос. У него есть своя технология, которую хотят купить французы. Есть сын, которому уже за тридцать, отличный хирург, которому можно было бы этот бизнес отдать. Но пока у «старого льва» – большой кабинет, куда все приходят, а у сына – клетушка под лестницей. Отец декларирует, что скоро сын будет всем руководить, но по всем вопросам все по-прежнему приходят к отцу. А тот ставит сыну тысячу условий: сначала защитись, сначала сделай то, потом это…
Он просто не может выпустить дело из рук. Ну никак. Хотя, если бы выпустил – моментально сделал бы что-то еще круче, чем сейчас. Но – нервно: а вдруг сыночка не справится?!
5. Тащить неудобно, бросить жалко
«Только я знаю, сколько у меня здесь прорех и сколько нужно еще заштопать и починить. Но мне лень чинить. А надо. Сначала бы починить, потом масштабировать. А на новом месте будет еще больше работы. А я так устал…».
Тут ситуация похуже, чем в предыдущем пункте: все действительно «без главного – развалится». Человек это понимает, но качественно исправить ситуацию не хватает все того же драйва (или знаний, или других ресурсов). Потому что слишком много нитей, которым он опутан, и слишком болотиста почва, в которой он увяз и пустил глубокие корни.
«А где мое чувство, что я молодец?».
Узнали себя? Задайте себе вопросы:
- Каково ваше субъективное ощущение соотношения вашего азарта и инерции? Вы можете никому об этом не говорить, но бывает так, что «люди считают меня ого-го, а я чувствую, что былого огня уже нет, и я больше хочу покоя». Можно искусственно бодриться, а можно принять свои новые мотивации, цели – открыть в стремлении к стабильности новый ресурс роста.
- Какие у вас есть стереотипы про возраст? Когда вы говорите себе «мне столько-то лет» – что вы чувствуете при этом? Есть ли у вас субъективные возраста, которые отличаются от паспортного («когда я на «черном» склоне, мне по-прежнему двадцать»)? Может быть, у вас есть не вполне осознаваемое убеждение, что после сорока (пятидесяти…) уже поздно, и вас это тормозит?
Попытайтесь пропесочить свои декларации и предрассудки. Они липнут, как ракушки к днищу корабля, но найти и выявить их – возможно и полезно.
- Упражнение «Условная эмиграция». Необязательно в другую страну, может быть – в другое дело. Спросите себя: мог бы я спуститься на лифте с 15 этажа, пройти по земле и подняться на 28 этаж? Как я отношусь к тому, чтобы начать что-то делать с нуля, без авторитета, без личного помощника? Могу ли я на время упроститься, меньше подстраховываться другими людьми и ресурсами? Это частый момент – хочу приобрести вон то, сохраняя это. Но кто я такой, если я откажусь от того, что имею? Где я сам, а где мои завоевания? Могу ли я оставаться королем, если оставлю свое королевство?
- «Где я засиделся»? Человек ходит по кругу. У него могут появляться новые обстоятельства, которые новые только на вид: на деле он повторяет с ними тот же сюжет, который был с прошлыми. Пример – новая семья, новый бизнес, в котором все идет примерно по старым шаблонам. Человек ездит в разные места, но у него остается чувство, что новое – только на 10% новое, а все остальное ему скучно.
Как действительно (а не для вида) изменить жизнь?
Полезно коротко бывать в разнообразных новых кругах людей и смотреть, как они думают и как чувствуют. Не заводить новых людей, а самому на короткое время выходить из своего круга. Он кажется более замкнутым, чем есть.
Важный вопрос рефлексии: а чего я на самом деле хочу? Но осторожнее с ответом! Мы легко начинаем в ответ на этот вопрос жонглировать лозунгами и декларациями. «Хочу быть богатым и здоровым, и чтобы драйв, и мир во всем мире». Нужно давать ответ не словами, а скорее образами, причем конкретными. Что бы я хотел делать по утрам? Как бы хотел физически себя чувствовать? Каких моментов, которые есть сейчас, совсем не желаю переживать? Из этих конкретных фрагментов образов-состояний складывается ответ на «большой» вопрос.
Какие есть возможные выходы и выборы?
- Ждать и мимикрировать – или понять активно, во что надо превратиться;
- Встраиваться во властные лифты – или устраниться от них;
- Сделать хобби бизнесом;
- Сделать что-то не здесь, найти активность, не привязываясь к месту;
- Посмотреть внутрь (саморазвитие, социальная ответственность, близкие);
- Дать себе полгода на полную перезагрузку;
- Научиться делегировать и работать вполсилы, потому что другие «пол-силы» нужны для будущих перемен;
- Стать сильнее или стать более гибким, часть былой силы поменять на гибкость;
- Посмотреть на узлы резких изменений, которые были в жизни – в какой момент я пошел «правильно» или сделал плохой ход. Как это можно применить сейчас?
Самое главное при ощущении «я застрял» – временный выход из сложившихся привычек. Как только в вашем субъективном доме появляются окна (в которые необязательно сразу же выскакивать, а можно только выглядывать), у нас меняется кругозор, и это формирует новое субъективное видение. А из этого можно формировать видение объективное. Вернуть доверие к себе – к своей субъективности (чутью, драйву, эмоциональности, вовлеченности) – только таков практический выход в действенную рефлексию.