HR-менеджмент999110

Как СЕО укрепить командный дух в кризис

Простые, недорогие или бесплатные, но эффективные инструменты для завоевания лояльности сотрудников и укрепления командного духа.

Исследование нидерландской компании Randstad показало: 91% компаний отмечают, что бренд и репутация компании влияют на общую выручку, 95% планируют в ближайшие годы увеличение количества активностей по укреплению корпоративного бренда. Руководитель, независимо от тяжести времени и обстоятельств, не может позволить забыть о команде. Можно набрать с рынка больших и крутых профессионалов, но потребуется очень много времени, чтобы сделать из них настоящую команду.

Команда – это основа любого бизнеса. Вовлеченные, лояльные, сплоченные сотрудники станут надежным тылом, способным выдержать любые испытания и преодолеть любой кризис. А потому в развитие команды нужно включаться незамедлительно. Особенно в момент нестабильности.

Развивающая среда имеет значение

Кадровое агентство Link Humans опросило 5 000 000 сотрудников и подготовило Employer Brand Index —шкалу из 16 критериев измерения качества бренда работодателя. Наряду с такими привычно важными параметрами, как карьерный рост, заработная плата, организация внутренних процессов, сотрудники отметили высокую важность обучения и развития, предоставляемых работодателем.

В состоянии стресса обучение – это последнее, чем человек хочет и способен вдумчиво заниматься. Любой образовательный процесс требует осознанности, свободного времени и нормального психологического состояния. Только тогда новые знания и навыки будут благодатно ложиться на фундамент собственного опыта. Развивающая среда, вырабатывающая у команды привычку непрерывно учиться и быть действительно открытым новому – вот один из важных атрибутов здорового бренда работодателя. Если сотрудники привыкают к получению новых знаний, а само обучение органично встроено в рабочие процессы, даже в состоянии стресса навыки и полезная информация будут усвоены эффективно.

Просвещение вместо обучения

Формирование развивающей среды поможет сэкономить бюджет и укрепить мотивацию команды без материальных поощрений, (которые крайне сложно осуществить в период кризиса). Единое просветительское пространство соберет сотрудников из разных подразделений вместе, и поможет укрепить их эмоциональные связи. Они смогут просматривать лекции на важные для себя темы, открыто дискутировать, выражать свою точку зрения и формировать программу интеллектуального досуга.

Живые коммуникации — это то, чего люди ценят во всех сферах жизни. Привычное и традиционное помогает отвлечься и снять напряжение. К тому же еженедельный «пятничный» лекторий может стать своеобразной «курилкой», которой так не хватает разделенным командам. 

Идеальный момент для обмена внутренней экспертизой

В любой компании есть талантливые сотрудники – обладатели ценной экспертизы. Почему бы не использовать этот важный актив в период оптимизации расходов на внешнее обучение и не поучиться друг у друга?! Однако быть первоклассным экспертом и уметь передавать эти знания другим – не одно и тоже. Преподавание – это отдельная дисциплина, которая требует специальных навыков и умений. А потому компании имеет смысл инвестировать в обучение талантливых сотрудников, чтобы они могли научиться передавать свои здания в легкой и доступной форме другим коллегам.

Такой тип мотивации – обучение преподаванию и по сути получение дополнительной профессии – станет настоящим глотком свежего воздуха для сотрудников, достигших стеклянного потолка. Они не только завоют дополнительный авторитет и уважение команды, но и благодаря slash-карьере смогут совмещать две параллельные деятельности в разных сферах, оставаясь в компании. 

Позаботьтесь о команде, даже если прощаетесь

Если сокращения персонала все же не удалось избежать, необходимо сформировать правильный офбординг. Это всегда тяжелый с моральной точки зрения процесс, однако от грамотного расставания будет зависеть не только репутация вашей компании на рынке, но и мнение о вас коллег. Проведите заключительную беседу, дайте положительную обратную связь сотруднику, составьте инструкцию по завершению рабочих процессов, корректно сообщите команде об уходе коллеги, дайте рекомендательные письма и пожелайте оставаться на связи.

Таким образом, уходящий сотрудник даже после увольнения останется участником ваших бизнес-процессов. За счет последнего впечатления вы поддержите бренд работодателя и защитите репутацию компании. И самое главное, человеку, который вкладывал свои силы, время и энергию на благо вашего бизнеса, будет просто по-человечески приятно.  


Даже в состоянии стресса, когда у команды нет мотивации учиться, существуют полезные инструменты, позволяющие проявить заботу о людях, сплотить команду, организовать обучение. Благодаря просветительским и развивающим программам бизнес может вовлечь команду в полезную деятельность, сформировать позитивную повестку и укрепить такие ослабленные из-за расстояния эмоциональные связи. Вовлеченные сотрудники смогут повысить свою продуктивность, обрести новые силы, восстановить и поддержать бизнес после кризиса. 

Читайте также:

Смотреть комментарии