Согласно исследованиям PwC, два года назад Россия вошла в топ-10 стран по объему рынка фриланса. Эксперты наблюдали взрывной рост в этой области вплоть до недавних событий. Это было связано с ограничениями из-за пандемии: многие люди лишились работы и перешли на фриланс. В прошлом году прогнозировалось, что к 2025 году российский рынок фриланса увеличится до $13 трлн. Но все это – просто цифры. Давайте взглянем на фриланс со стороны самих исполнителей и выясним, какие изменения они наблюдают в своей работе.
Положение на рынке фриланса
Qiwi и Национальная Гильдия Фрилансеров провели исследование, которое показало, что 60% специалистов сохранили не только уровень дохода, но и количество клиентов. Большинство респондентов работают в сфере веб-разработки и графического дизайна. Копирайтинг – третье по популярности направление. 79% опрошенных не заметили снижения спроса или падения уровня заработка. Наоборот, с февраля по август многие даже повысили расценки на свои услуги.
При этом нашлись и недовольные: на снижение заработка пожаловались 21% опрошенных, а 20% из них указали на значительное сокращение объема заказов. Некоторые совсем потеряли доход и работу. С чем связан такой разброс?
Основной удар пришелся на сферу продвижения в интернете
Собственников бизнеса пугают текущие реалии: непонятно, как сохранять клиентскую базу и искать новых партнеров. Кроме этого, произошедшие события кардинально изменили подходы в маркетинге. Самые острые проблемы в digital-сфере на текущий момент:
- Популярные социальные сети признаны экстремистскими и заблокированы на территории нашей страны. За запуск таргетированной рекламы на этих площадках предусмотрена уголовная ответственность. Страницы открываются только с помощью VPN-сервисов. Из-за этого произошел сильный отток пользователей и рекламодателей.
- Программное обеспечение, которое использовалось для SEO, больше не доступно для российских пользователей. Речь про Ahrefs, Netpeak Software и другие подобные программы.
Геополитические страсти, косвенно влияющие на сферу, развиваются очень стремительно. Дальнейший сценарий невозможно предсказать. Поэтому среди маркетологов много опасений о ближайшем будущем, в основном, всех беспокоят следующие риски:
- Прекращение работы YouTube на территории РФ.
- Закрытие доступа к Google Диску, которому нет достойных аналогов.
- Блокировка мессенджеров, которые используются для продвижения брендов.
Пока все перечисленные сервисы работают в привычном режиме, и объективных поводов для беспокойства нет. Но в целом, когда наступают тяжелые времена, бюджет на маркетинг ужимают первым. А это сильно бьет не только по фрилансерам, но и по крупным маркетинговым агентствам. Конечно, у всех разное положение, но есть ряд проблем, которые коснулись большинства исполнителей:
- Некоторые рекламодатели не просто сократили бюджет на маркетинг, а вообще отказались от любой активности, связанной с продвижением.
- Конкуренция сильно выросла: многие фрилансеры всеми силами пытаются увести клиентов у коллег, иногда недобросовестно.
- Необходимость повышать лояльность клиентов стала острее. Приходится чаще устраивать акции, устанавливать скидки и дарить бонусы.
По этим причинам многие маркетологи и креаторы покинули Россию или перешли в другую сферу занятости.
Кто теперь будет продавать?
СМИ говорят об оттоке IT-специалистов, но процент уехавших или бросивших работу среди них гораздо ниже, чем в маркетинге. По оценкам новостного портала Sostav.ru, в текущем году страну покинули на 30% больше маркетологов, чем программистов.
Также за этот период снизился спрос на экспертов в рекламе. Процент востребованности креативщиков испытывает дефицит: показатель изменился с 0,4 до 9,6%, эта тенденция крайне критична для отрасли. Оптимальным коэффициентом считается пропорция 1 к 2. Когда происходит перекос в одну из сторон, жизнь сферы нарушается.
Есть и хорошие новости: аналитики сервиса SuperJob говорят о тенденции к восстановлению рынка маркетинга в последние несколько месяцев. За июнь спрос восстановился на 11% от исходного значения. Средний показатель прироста за неделю составляет 6%.
Почему фриланс-занятость становится трендовой
Несмотря на временные трудности, все больше людей выбирают фриланс, причин множество: свободный график, удаленная работа, отсутствие начальства... Многие компании ищут именно удаленных специалистов, а логистика работы из «домашнего офиса» становится все более продуманной. Вот три основные тенденции, которые сделали фриланс популярным.
1. Разрушение географических барьеров
Благодаря технологиям бизнес-процессами можно управлять из любой точки мира. Поиск сотрудников теперь не ограничен конкретным городом, регионом и даже страной. Поэтому у компаний появилась возможность открыть для себя гораздо больше достойных кандидатов.
2. Экономия денег на оплату труда
Работа с фрилансерами предполагает оплату за выполнение конкретных задач. В отличие от привычного оклада за часы, новый формат диктует правило: «нет работы – нет оплаты». Также можно сэкономить на поиске сотрудников, налогах, больничных и отпусках. Нет необходимости брать в аренду помещение под офис и оплачивать коммунальные услуги. Сами исполнители тоже экономят: не нужно тратиться на проезд, покупать кофе с собой и дорогие обеды.
3. Создание баланса между работой и жизнью
Люди выбирают фриланс, потому что такой формат работы позволяет контролировать собственное время и распределять ресурсы. Это повышает качество жизни и улучшает эмоциональное состояние исполнителей. И вот почему:
- Фрилансеры – это независимые работники, которые могут самостоятельно выбирать проекты и заказчиков. Благодаря такой свободе в выборе человек может сконцентрироваться только на интересных задачах, постоянно повышать свои компетенции и оплату.
- В погоне за карьерным ростом люди редко находят время на общение с друзьями и семьей. Сильнее всего страдают дети: человек, работающий стандартные 8 часов 5/2 не способен полноценно участвовать в воспитании. Удаленная работа по гибкому графику – идеальный способ проводить больше времени с близкими.
- Фрилансеры больше заботятся о себе. В результате они становятся более продуктивными, мотивированными и лучше выполняют свою работу. В этом есть прямая выгода для компаний.
Выводы
Экономические трудности закономерно затрагивают все сферы трудовой деятельности, но фриланс показал себя одним из самых жизнеспособных и перспективных направлений. Многие эксперты сходятся во мнении, что такой вид занятости сохранит высокие темпы роста, ведь компаниям выгодно оптимизировать бизнес-процессы с помощью удаленной работы. Это более гибкий и менее затратный способ сотрудничества со специалистами.
Фото: freeimages.com
Также читайте: