Планирование карьеры5620

5 честных историй о выборе творческой профессии

Откровения фотографа, дизайнера, редактора, концертмейстера и преподавателя английского о выборе своего призвания и карьерном пути.

Редакция Executive.ru продолжает тему о выборе профессии. В этот раз своими историями поделились представители творческой среды. Трогательные рассказы о том, как детские увлечения и хобби превращаются в реальную профессию в зрелом возрасте. Когда и как происходит этот карьерный выбор или поворот? Читайте истории экспертов.

«Лучше быть фотографом с нестабильным заработком, чем мучить себя работой, которая ничего кроме зарплаты не приносит»

Виктория Болотникова, фотограф, автор обучающего курса по фотографии

В школе у меня был маленький цифровой фотоаппарат Sony, на который я снимала все, что видела: интересные сюжеты на улице, друзей, делала репортажные кадры с праздников. А в 17 лет у меня появилась первая зеркальная камера.

Я хотела стать как Питер Линдберг, снимать по-настоящему живые черно-белые портреты. Я обожала рассматривать работы этого фотографа, он служил для меня своего рода вдохновением и свидетельством того, что фотография – это настоящее искусство, которому можно посвятить свою жизнь.

Я обожаю профессию фотографа за то, что могу создавать свой мир, показывать обычные вещи через призму своего видения. Позже я увлеклась портретной съемкой и поняла, что абсолютно каждый человек красив и привлекателен. И я могу ему это показать.

Приятным мотиватором для меня стали отзывы людей о моей работе:

Мне нравится делать людей чуточку счастливее, как бы пошло это ни звучало.

Еще фотография дает возможность постоянно встречаться и знакомиться с новыми людьми, путешествовать, развиваться. Общение может быть как плюсом, так и минусом. Все люди разные, и нужно быть готовым к возникновению неприятных ситуаций. И нужно уметь выходить из них без ущерба для себя и клиента, разряжая обстановку и смещая фокус внимания в позитивную сторону.

К минусам также можно отнести нестабильный заработок, но я считаю, что стабильного заработка вообще не существует. Просто надо принять, что все зависит только от тебя.

Когда входишь в фотографию как в полноценную профессию, нужно учитывать множество факторов, которые поначалу кажутся неочевидными: конкуренция крайне высока, мало быть просто фотографом. Тебе одновременно нужно быть рекламщиком, блогером, продюсером, организатором, креативщиком, грузчиком, осветителем и так далее.

Изначально фотография была для меня просто хобби, которое спасало от офисной рутины и дня сурка. Как и большинство людей, после школы я пошла по проверенному пути – закончила универ и начала работать по профессии. Я работала специалистом по документообороту в крупных строительных компаниях целых 8 лет и все это время ощущала, что я не там, где должна быть. Я не могла понять, чем заниматься, что будет мне в удовольствие, где я смогу постоянно развиваться и строить свою жизнь так, как захочу. И тут вспомнила, что у меня уже есть любимое хобби, которое можно превратить в дело своей жизни. Или хотя бы попробовать сделать это. Муж меня поддержал, так что я ушла с работы, окончила две ведущие фотошколы России и отправилась покорять мир фотографии. И абсолютно не жалею об этом шаге.

Какие советы я бы дала себе в прошлом перед выбором профессии? Всегда слушать себя. Не идти туда, куда тебя не несут ноги, и не делать то, к чему не лежит душа. Всегда пробовать искать свое место, не мучить себя работой, которая не приносит ничего кроме зарплаты. Работой, которая загоняет тебя в депрессию и апатию. Не бояться менять и меняться.

«Я рисую на асфальте белым мелом слова «будущий дизайнер»

Софья Семененко, дизайнер интерьера

На выбор профессии меня вдохновил сосед по подъезду. Он был пенсионером, в прошлом – архитектор. Я в детстве рисовала постоянно, в том числе и мелом на асфальте у дома, он обратил внимание на рисунки и разговорился с моим дедушкой, они приятельствовали. Именно он посоветовал родителям определить меня в художественную школу, и помог подготовиться к поступлению. Дал несколько уроков, занимался со мной рисунком и живописью. Мне очень нравилось у него в гостях, он показывал свои проекты в картонных папках.

Я поступила в художественную школу и четыре года рисовала, лепила. Там у нас был класс керамики, история искусства и в целом очень душевная атмосфера. После школы я окончила инженерно-строительный институт, родился сын. Я не работала по специальности – в середине 1990-х градостроители-проектировщики были никому не нужны.

Было не понятно, что делать в жизни дальше, роль домохозяйки мне не подходила. Я вспомнила свой детский интерес к профессии архитектора. И когда малышу исполнился год, поступила в МАрхИ на очно-заочную форму. Мы учились по вечерам. На втором курсе я устроилась в проектный институт, который специализировался на проектировании аэровокзалов. После нескольких лет работы архитектором у меня появился интерес к дизайну интерьеров и я сменила направление. Сперва устроилась в бюро, набралась опыта. Спустя несколько лет появилась частная практика. Очень люблю эту профессию, благодарна себе за осознанный и правильный выбор. Благодарность довольных заказчиков поддерживает и дает силы. За 20 лет уже реализовано более 100 проектов интерьеров квартир и домов.

«Традиционные СМИ и digital-медиа – это два разных мира»

Валерия Ферцер, главный редактор Presfeed.Журнал

В школе я была участником юношеского волонтерского клуба. Мы занимались в основном историческими реконструкциями, проводили игры, детские старты. Ездили в детские лагеря, которые принадлежали детским домам, проводили представления, организовывали поездки по историческим местам. Во время этих мероприятий я много снимала, писала заметки, после их публиковали в районных газетах. Мне нравилось не столько участие в разных активностях, сколько возможность выплеснуть потом впечатления. Так я захотела пойти в журналистику. Перед поступлением специально занималась. Однако при поступлении выяснилось, что на факультете журналистики бюджетных мест нет, и я выбрала смежный – редакторский. Моей целью было перевестись на журналистику через какое-то время. Но достаточно быстро я перегорела этой идеей и осталась.

Я училась на книгоиздательском деле, то есть должна писать, редактировать и публиковать книжки. И довольно быстро стало понятно, что я этого делать не буду. Во времена моей учебы в отрасли была следующая ситуация: если хочешь зарабатывать, то нужно работать в большом холдинге и печатать массовые книги. Выпускать какие-то крутые книги и проекты можно в небольших издательствах, и работа будет осуществляться почти на волонтерской основе.

На первом курсе я подрабатывала написанием статей для фарм-журнала. Мне показали, как устроены редакционные процессы, и это мне понравилось больше, чем книгоиздательство.

После этого постепенно ушла в SMM и занималась этим делом до самого выпуска из университета. В основном на маленьких проектах. Было сложно работать, когда бюджет не выделялся ни на маркетинг, ни на дизайн, ни на правку верстки на сайте. Хочешь что-то сделать, учись сам. Но работать без бюджета и без аудитории в узкой нише B2B, создавать все с нуля – нереально. И я начала больше заниматься блогом, который был на сайте. Через полгода-год работы этот раздел перестал быть придатком к сайту, на котором публикуются какие-то новости и приколы, а стал полноценным источником трафика. Все статьи были в топе выдачи по тематическим запросам. Тогда стало понятно, что это инструмент, который может работать вообще без денег и быть частью воронки продаж для сбора лидов.

С этого все началось. Потом появились другие проекты, и везде я выстраивала работу с блогами. После я пришла работать в сервис журналистских запросов. Писала внутренние статьи, договаривалась о внешних публикациях, занималась журналом.

Работа в медиа, в digital мне нравится тем, что есть конкретный результат. Здесь постоянно надо учиться, развиваться как бы вширь, а не вглубь – и это помогает в работе. Посмотрел вебинар? Внедрил знания в блог или в SMM, протестировал инструменты. Получилось улучшить результат? Отлично. Не получилось? Значит, не получилось, ничего страшного. Ты не тратишь миллионные бюджеты и большие ресурсы, все динамично. Это пространство экспериментов, ты практически ничем не жертвуешь. Мелкие просадки трафика неизбежны, они закладываются в гипотезы. Если не экспериментировать, то ничего не поменяется.

Меня несколько разочаровывает разница в работе digital-издательств и книжных. Все, чему меня учили в университете в плане построения редакционных процессов, экономики издательства, работы с авторами, оказалось нереально. В нашей редакции нет жестких ограничений и совершенно другие правила. К примеру, в книгоиздательстве учат, что любая правка должна быть согласована с автором, чтобы не исказить его мысль и стиль. Его нужно уговорить исправить текст на более адекватный. В digital-СМИ у автора тоже может быть свой ToV. Но если редактор замечает фактические ошибки, видит откровенную чушь или другие несоответствия редакционной политике, то никого не надо уговаривать. Автор либо вносит рекомендованные правки, либо вы не работаете вместе. Нет пиетета перед авторами.

«Сделала карьеру концертмейстера, потому что не было мук выбора профессии»

Светлана Поморцева, педагог дополнительного образования, концертмейстер и композитор

Бывает, что многообразие профессиональных направлений затрудняет выбор у молодых выпускников, им приходится проходить путь проб и ошибок, подбирая специальность буквально на ощупь. У меня было иначе. Я жила в районном селе, где было всего две общеобразовательные школы и одна музыкальная. Получать среднее образование я пошла по месту проживания. А музыкальная школа была лучшим заведением допобразования в селе, поэтому родители отдали меня туда, минуя муки выбора. Было всего несколько музыкальных инструментов, и я стала учиться на самом популярном, на фортепиано.

Оглядываясь назад, я вспоминаю: будучи ребенком, я не видела себя в роли профессионального пианиста, певца, тем более композитора. Но на этом творческом пути меня вдохновляли мои педагоги, которые вложили в меня стремление к прекрасному и умение трудиться. Окончив школу, я не нашла в себе интереса к другим направлениям, поэтому в музыкальное училище уже поступала осознанно.

Высшее образование я получила в 2013 году и на последнем курсе вуза начала рабочую деятельность. Сейчас мой статус – педагог дополнительного образования, должность концертмейстер. Я очень люблю свою работу за глубину музыкальных замыслов, которые мы с коллективом реализуем на сцене. За возможность выступать и преодолевать страх сцены. Нравится видеть, как дети из маленьких неопытных воробушков превращаются в опытных певцов, умеющих творчески самовыражаться и нести в мир высокие культурные и нравственные ценности.

Из минусов могу отметить непредсказуемость рабочего процесса. В день концерта может кто-то заболеть, или подводит аппаратура (теряется, ломается). Также всегда за кадром остается бумажная работа, которой тоже нужно уделить немало времени.

Пробовала ли я сменить профессию? Да, были моменты, когда хотелось все изменить. По опыту я понимаю, что так говорит усталость. И в любимой профессии может произойти выгорание, поэтому важно соблюдать баланс труда и отдыха.

Какой бы я дала себе совет в прошлом? Делать все то же самое.

«Окажись у меня все деньги мира, я бы так и осталась преподавателем иностранных языков»

Наталия Косма, преподаватель английского языка

Кем я только ни хотела быть: от кардиохирурга до режиссера. Но ближе к окончанию школы стало понятно – языки это мое. Я поступила в КУБГУ на отделение новогреческого и английского языков. Поступала прагматично. На Кубани было много греческих компаний, и сразу после вручения диплома девочек забирали переводчиками туда на внушительные зарплаты для того времени.

Но все пошло не по плану. В 2008 году, когда я получила диплом, случился финансовый кризис, почти все компании, куда я могла бы пойти работать, закрылись. Оставался английский, и я решила искать работу переводчика с ним. Но без опыта работы меня никто не брал.

Через пару месяцев знакомые попросили позамещать репетитора в их языковой школе. Надо сказать, шла я туда, мысленно подкатывая глаза и цокая языком. Тогда у меня было убеждение – если человек пытался и не заговорил на английском до 18 лет, то он безнадежен. Теперь я знаю, что это глупость.

С первой же группой случилась магия. Люди, которые приходили на первый урок со знанием «London is the capital of the Great Britain», через пару месяцев ехали в отпуск и возвращались с горящими глазами «Ты представляешь! Со мной в отеле были австралийцы! И они меня понимали! И я их понимал, если говорили медленно!». И тогда я поняла, что не хочу заниматься ничем другим. Даже если бы у меня оказались в руках все деньги мира, я все равно продолжу работать, потому что обожаю свое дело.

Через полгода ушла из той языковой школы и открыла ИП. Спустя много лет я все так же веду личные уроки, записываю курсы и теперь уже обучаю коллег. Мне очень хочется, чтобы «русский» перестало быть равно «не говорит на английском», а одна я это сделать не смогу. Значит, нужно сообщество коллег, которые работают с любовью к делу.

Если бы можно было дать совет себе в 2008 году, я бы сказала:

Одна знакомая моей мамы, когда узнала, что я поступила на иняз, сказала «Бедная девочка, она всю жизнь будет на хлеб с маслом пахать». Я не знаю, что она имела в виду. Но фраза эта засела мне в голову и я решила доказать, что учитель английского языка может зарабатывать очень хорошие деньги и не «пахать» при этом.

Фото в анонсе: freepik.com


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Вы тоже можете оставить комментарии на запросы редакции:

Посмотреть открытые запросы

Читайте также:

Смотреть комментарии