В западных книгах о карьере пишут о компаниях, которые развивают своих сотрудников и создают для них отличные условия для работы и креативности. Молодые специалисты, читая эту литературу, вдохновляются и получают мотивацию. С другой стороны есть книги, которые пишут руководители западных компаний, о том, что лидер должен поддерживать членов команды, мотивировать их, хвалить при всех, подчеркивать успехи и достижения.
В сознании молодого специалиста, который не знает реалий деловой жизни, вырисовывается образ мудрого, демократичного руководителя, который выдвигает людей вперед, мотивирует, выслушивает идеи и мысли, приходит раньше и уходит позже всех. На самом деле в деловой жизни есть неписаные законы и правила. Статья именно об одном из этих моментов.
Молодой специалист с интересными и инновационными идеями, убежденный в поддержке руководителя, в реальности встречается совсем с другой картиной. И один из этих моментов – что непосредственный начальник ворует идеи подчиненного, присваивает их себе и объявляет от своего имени.
Основные жалобы в связи с этой темой бывают следующими:
- Я дал идею – начальник представил ее директору от своего имени.
- Я завершил проект – он презентовал его руководителю, а я остался в тени.
- И идея была моя, и план – награду получил начальник, а мое имя даже не было упомянуто вскользь.
Название этому действию только одно – воровство. И это совершенно не похоже на образ мудрого руководителя, которого в своем воображении нарисовал молодой специалист.
Классическая и весьма распространенная ситуация. Вы подаете рациональное предложение о совершенствовании какого-то процесса. Идея применяется и дает положительные результаты. На первом же большом общем собрании, когда начальник презентует проект, вы каждую минуту ждете, что сейчас будет названо и ваше имя. Собрание и обсуждения заканчиваются, все хвалят начальника, а вы не верите происходящему – ведь вы дали идею.
Неопытный в профессиональной жизни человек сразу же после совещания в жестких выражениях говорит своим коллегам о ситуации, обижается на начальника и у него внутри происходит демотивация.
Почему происходят случаи присвоения идей?
Предлагаю для начала разобраться в причинах подобных явлений.
Срабатывает инстинкт самосохранения. Не все начальники мудрые, глубоко знающие сферу люди, думающие о совершенствовании дела. И такой человек, на какой бы должности он ни находился, чувствует себя слабым и незащищенным, и понимает, что владелец или директор компании с большим удовольствием и полным на то обоснованием назначит на его место более энергичного, позитивного, креативного, лучше понимающего клиентов человека. Чтобы устранить эту вероятность, обычно такие начальники собирают вокруг себя молчаливых, покорных подчиненных. Да, дело страдает. Да, компания не получает ценные идеи. Но ведь инстинкт самосохранения диктует свои правила – береги себя, свое тепло, свой уют.
Я называю таких начальников «управленцами-матрешками» – каждый из них набирает себе в команду людей помельче и слабее во всем. А зачем ему собирать сильных людей? Чтобы потом с ними соревноваться в знаниях и опыте?
Самый простой выход из ситуации – собирать вокруг себя людей покладистых и гибких, и на их фоне выглядеть сильным и мощным. В случае возникновения каких-то проблем это можно и на них взвалить – молчат ведь. Через несколько лет компания начнет слабеть – терять рыночную долю, клиенты будут медленно, но верно уходить к конкурентам, доходы начнут уменьшаться.
Не стоит забывать тот факт, что и сам начальник делает карьеру и каждую неделю, каждый месяц он должен доказывать своему руководству, что достоин своего места. Вот только ему при этом не хочется работать, а показывать результаты надо. Поэтому ему нужны не просто молчаливые люди, а которые бы подпитывали его идеями и «писали» ему его успехи.
Подобные ситуации не начали возникать в наше время – это было за всю историю человечества, и в корне этого лежит чувство эго, желание достигнуть большего за минимум усилий, склонность к комфорту и инстинкт самосохранения.
Происходит это не только в нашей стране. Я долгое время работал за рубежом – в крупных западных компаниях похожая деловая среда. Единственное отличие – американские или европейские наемные сотрудники изначально готовы к подобным реалиям.
Такие случаи происходят не только в бизнесе. Например, некий профессор написал 200 научных статей и является автором семи книг. Какой же работоспособный профессор… Юлий Цезарь от науки. А правда более проста – некоторые статьи он просто подтверждал. В книгах он является соавтором – имя указывается, как говорится, для пущего эффекта. Простой механизм обмена – известный ученый обеспечивает молодого специалиста защитой и работой, а тот ему помогает в написании статей.
Как распознать начальника-«звезду»?
- На совещаниях, как правило, говорят только они сами.
- Слова этих руководителей в основном общие и трудно нащупать какие-то конкретные моменты в речи, чтобы никто не мог поймать или зацепиться за ошибки.
- Уделяют внимание аксессуарам – автомобиль, часы, телефон, одежда – ввиду слабости содержания основной акцент делается на внешние атрибуты.
- При серьезных профессионалах и грамотных управленцах молчат – есть риск того, что их просто отметут в сторону знаниями и опытом.
- В одних и тех же темах их заявления могут не совпадать.
- В их команде никогда не бывает сильных, уверенных в себе профессионалов.
- Такие начальники очень щепетильны в вопросе мнения сотрудников о себе, и по этой причине поощряют стукачество.
- Дают своему руководству большие обещания, а потом ищут виноватых, указывают на нерасторопность своих подчиненных, чтобы самому оставаться вне зоны ответственности.
Один существенный плюс таких начальников в том, что заприметив в команде активного производителя идей, и убедившись, что он им не угроза, они могут создать этому специалисту хорошие условия для получения полноценного результата.
Я лично знал подобного начальника. Он был директором в крупной международной компании. В начале каждого года он давал большие и нереальные обещания, показывая всем, какой он амбициозный и мыслящий широко. В течение года он создавал видимость работы – все время в поездках, указания, приказы, планы на следующий квартал. В конце года, на общем отчетном собрании компании, он указывал на виновных – дескать, из-за них все не получилось. И опять же делал серьезные заявления и давал обещания по продажам, рыночной доле, увеличению прибыльности, совершенствованию персонала.
В команде у него работали не самые лучшие специалисты. Ему было удобно и комфортно с ними – сделают все, что он хочет, молча снесут любые его заскоки, а чуть что – уволить их проще простого. В его команде никогда не было звезд – он сам был звездой. Сотрудники – лишь исполнители его воли. И он до сих пор топ-менеджер в этой же компании и стиль у него такой же. Теперь «успешно» управляет в головном офисе, оставив разруху в предыдущем филиале.
Что делать специалистам?
Если вы подаете идеи, работаете, делаете проекты, и ваш руководитель ворует ваши идеи:
1. Не падайте духом, и продолжайте производительную работу. Главное – это развивать мозг. Умственное напряжение, концентрация для одной цели, составление планов – это полезные привычки. Обидевшись на своего начальника и перестав производить идеи, вы на самом деле делаете зло себе, так как даете установку мозгу не работать, а дрейфовать. А карьеру можно сделать и в другой компании, с отличающейся атмосферой.
2. Никогда ни при ком открыто и откровенно не делитесь мыслями о своем начальнике. Не забывайте, что такие люди очень чувствительно относятся к мнению о себе среди персонала и при первой же негативной реакции с вашей стороны могут создать вам проблемы. Наряду с этим, помните, что такие начальники боятся инакомыслия, бунта в команде, и по этой причине прислушиваются к словам своих информаторов. И лучшие информаторы – это как раз молчаливые и покорные.
3. Не будьте эмоциональными. Не думайте в стиле «идеи мои, я везде буду успешным». Помните о единственном плюсе таких начальников – вполне возможно, что это он создает такие условия для результатов. Не указал ваше имя на совещании? Ну что же, от этого ваш успех не становится в реальности его успехом. А вам для резюме нужны реальные результаты в цифрах. Вам необходим реальный опыт. Один хороший проект, 15 красивых идей – это не опыт. А для опыта вам необходимы условия, которые может создать подобный начальник. Не бегайте за лаврами, признанием – просто позвольте себе молча делать дела и получать результаты. Бесспорно, что профессиональный успех – это результаты в цифрах. Но сначала надо наладить качественные коммуникации с различными людьми, чтобы расчистить себе поле для деятельности и начать.
Читайте также: