Мы живем в эпоху «экономики впечатлений». Люди выбирают продукт исходя не только из его качества, но и благодаря тому посылу, который несет бренд своей целевой аудитории. Потребители хотят чувствовать свою принадлежность к тем сообществам и компаниям, чьи ценности им по-человечески близки. А это значит, что для развития бизнеса в новой парадигме предпринимателю, помимо традиционных умений, нужно обладать определенным набором мягких навыков. Разберемся в этих составляющих, и зачем они нужны.
1. Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект (ЭИ) на первом уровне – это умение осознавать собственные эмоции и управлять ими. Мозг так устроен, что не «замечает» того, для чего у него нет подходящего слова. Поэтому сначала надо разобраться, какие вообще есть эмоции и чем они отличаются от состояний. Это помогает лучше понимать свои ресурсы и не ждать от себя прорывных креативов, если в моменте проживается печаль. У разных людей для каждой эмоции есть свой вид деятельности. Все зависит от психотипа и ситуации.
Второй уровень ЭИ – осознавать, различать эмоции других людей и реагировать на них. Это важный навык для руководителя, который помогает договариваться с людьми, понимать их состояние и ресурс в текущей ситуации.
Развитый эмоциональный интеллект пригодится на переговорах с партнерами и в кризисных коммуникациях: понимание того, какие эмоции владеют человеком, дает возможность правильно на них среагировать или, как минимум, учесть.
2. Навык самопрезентации
Специфическая черта нашего времени – избыток информации. Например, маркетологи все чаще жалуются на «рекламную слепоту», люди научились не замечать даже самую яркую и креативную рекламу, потому что ее слишком много. Общения тоже много. Предприниматели постоянно с кем-то знакомятся на мероприятиях и еще чаще онлайн. В социальных сетях обитают тысячи «друзей» – запомнить всех невозможно.
Навык самопрезентации нужен, чтобы в условиях ограниченности времени и избытка информации запомниться, рассказать самое важное о себе и своей деятельности. Высший пилотаж – быстро найти нужные слова для рассказа о себе разным аудиториям. Кому-то предприниматель важен как поставщик, кому-то как работодатель, кому-то как партнер. И каждой аудитории нужно презентовать себя по-разному, но сохраняя общую суть.
Отдельное умение – это самопрезентация в социальных сетях. Предприниматели становятся публичными персонами, поэтому обязаны понимать собственную ответственность за размещаемый контент. Неосторожный пост или фото может разрушить тщательно выстраиваемый имидж.
3. Эстетический интеллект
Важен для успеха в экономике впечатлений. Насмотренность, понимание ценности прекрасного позволила великим брендам выйти на свой уровень. Никого не удивляет, что бижутерия Chanel равняется по цене драгоценным камням. Люди готовы платить за возможность прикоснуться к истории бренда, они доверяют его качеству и хотят разделять транслируемые им ценности.
Эстетический интеллект в бизнесе – это внимание к деталям, уважение к традициям, стремление создавать качественные продукты и передавать ДНК бренда из поколения в поколение. Так играет высшая лига бизнеса. И если предприниматель хочет туда войти, то важно понимать правила игры.
Эстетический интеллект развивается параллельно с погружением в культуру. Посещение галерей, оперы, театров не только развивают насмотренность, но и формируют новый круг общения. Нетворкинг уже строится иначе, связь налаживается не только на деловом, но и на личностном уровне, на понимании общих ценностей.
Кроме того, искусство помогает избежать профессионального выгорания: новые впечатления дают возможность мозгу качественно переключаться.
Как учиться мягким навыкам
В первую очередь, нужно честно ответить себе на два вопроса. Сколько времени я действительно могу посвящать обучению? Каких результатов я хочу достичь?
В зависимости от этого можно выбрать формат обучения:
- Если времени достаточно, имеет смысл пойти на программу MBA в ведущих вузах. Во многих учебных заведениях в эту программу включены такие предметы как «самопрезентация и коммуникационный этикет», «протокол» и «дресс-код».
- Если времени немного, то стоит пройти узкоспециализированные курсы.
- Чтобы погрузиться в культуру, можно взять частные занятия со специалистом по культурологии, искусствоведом. Эксперты не просто расскажут про объекты искусства, но еще и дадут возможность обсудить увиденное.
- Полезными могут быть специалисты, сопровождающие в оперу или на балет, они научат понимать эти виды искусства.
Выбирая школу или курсы, следует внимательно изучить состав педагогов и почитать про них информацию в интернете: ученые регалии, педагогический опыт, социальные сети, если есть, ведь интересно, как проявляет себя педагог в жизни. Личные страницы в этом смысле бывают очень показательными.
И самое важно – это помнить, что для освоения любых навыков нужно время и последовательность. Мягкие навыки – не исключение.
Также читайте: