«Нет под солнцем людей столь привычных к суровой жизни, как русские. Я не знаю страны поблизости от нас, которая могла бы похвалиться такими людьми. Если бы русские знали свою силу, никто бы не мог бороться с ними», – Ричард Ченслор, английский посол при дворе Царя Иоанна IV Грозного.
Чтобы выстраивать отношения с представителями других культур, необходимо, прежде всего, знать себя – сильные и слабые стороны, потенциальные возможности и угрозы.
В вопросах национального характера невозможно быть объективной, однако я все же хочу предложить свой взгляд на особенности русского характера и то место, которое он может занимать в диалоге культур. Надеюсь, это мнение не заденет чьих-либо чувств. Хочу подчеркнуть, что все наблюдения относятся и ко мне лично и возникли в контексте многолетнего сотрудничества с партнерами из Юго-Восточной Азии и жизни за рубежом.
Безусловно, нельзя настаивать на том, что эти качества характерны всем нашим людям. Я не хотела бы обобщать, но надеюсь, что эта статья окажется полезной для тех, кто работает с иностранцами и испытывает сомнения по поводу того, как себя позиционировать.
Достоинства русского человека
Одним из главных достоинств русского человека является способность говорить правду и держать свое слово. Правда – одна из безусловных ценностей в нашей культуре и издавна считалось, что сила на стороне того, кто прав. При взаимодействии с другими культурами именно это качество в нас ценят и уважают. Именно этим мы отличаемся, например, от азиатов – в случае кризиса они будут «спасать лицо», в то время как наши люди будут спасать ситуацию, называя вещи своими именами.
Для наших людей характерна потребность досконально разбираться в вопросе. В профессиональной сфере наша любознательность приводит к способности глубоко разбираться в своем деле, знать устройство процессов и механизмов буквально «до винтика» – безусловно, это сильная сторона. Именно эта черта связана с понятием профессиональной гордости. Этому словосочетанию даже сложно подобрать аналог в других языках, однако нашим людям прекрасно известно это чувство.
Ответственность и надежность гораздо больше раскрываются при благоприятных условиях и далеко не во всех людях, однако если взаимоотношения и условия работы выстроены правильно, то нашим специалистам можно поручить дело. Квалифицированные кадры действительно способны действовать и принимать решения. Я часто встречала мнение иностранных коллег о том, что на русских можно положиться.
При благоприятных условиях наши специалисты способны вписываться в многонациональные коллективы и находить общий язык с другими людьми, разряжать обстановку при помощи чувства юмора и в целом пользоваться авторитетом у партнеров.
Слабые стороны
Ряд внутренних особенностей наших людей затрудняют жизнь в целом, в частности в том, что касается установления гармоничных взаимоотношений с представителями других культур. Главное препятствие – это негативный настрой, который для большинства наших людей является чем-то встроенным по умолчанию. Наши люди заведомо ждут подвоха, угрозы, обмана и того, что ситуация будет развиваться наиболее негативным образом. Безусловно, эта черта имеет под собой основания, но в тех случаях, когда необходимо действовать, она срабатывает против самого человека, напрочь уничтожает мотивацию и приводит к тому, что принято называть ленью, бездействием, апатией или прокрастинацией.
Низкая самооценка, склонность принижать свои способности при международных контактах всегда оборачиваются против нас. Наши люди зачастую обладают талантами и необходимым опытом, системным мышлением и способностью справляться с трудными ситуациями, но при этом неспособны признать собственные достоинства. Этим мы отличаемся от европейских коллег, которые уверены в своей способности учиться, и привыкли к признанию своих талантов и достоинств с самого детства. Для них по умолчанию среда является благоприятной и у них редко возникают сомнения в том, действительно ли они подходят на претендуемую должность и могут ли обговаривать определенные условия там, где наши люди демонстрируют сомнения.
Негативный настрой вызывает недоверие к «инаковости», сводя на нет позитивные аспекты стремления сотрудничать. Невозможно пожать руку, когда твоя ладонь зажата в кулак, а именно с зажатыми кулаками россияне обычно и начинают диалог. В российской реальности часто путают силу и напряжение. В азиатском же менталитете напряжение считается проявлением слабости, поэтому наши люди зачастую производят неблагоприятное впечатление и создают стены там, где могла бы быть основа для гармоничного диалога.
Стремление доминировать, вместо того, чтобы договариваться, зачастую приводит к неблагоприятному развитию ситуации. В некоторых случаях наши люди даже не понимают, что повышением тона голоса или высокомерным выражением позы проявляют неуважение к представителям другой культуры, «роняют лицо» и уничтожают возможности договориться. Чувство собственного достоинства неприкосновенно как в Азии, так и в Европе. И если в Азии оно основано на культурном коде, то в Европе еще и подкреплено законом. Поэтому поведение, которое демонстрируют некоторые представители российского бизнеса во время переговоров, иногда является просто недопустимым и усложняет отношения в будущем, даже если непосредственно в момент переговоров негативной обратной связи сразу не последовало.
Потенциальные возможности и риски
Представители российской культуры могли бы использовать ряд возможностей, чтобы значительно улучшить качество взаимодействия с иностранными коллегами и уровень интеграции в международный бизнес. Главная возможность, а также необходимость – изучение иностранных языков. Многие иностранцы учат русский язык. Некоторые сугубо для деловых целей, некоторые – чтобы в оригинале читать русскую классику и лучше понимать русскую душу. Однако не стоит рассчитывать, что в ближайшее время русский станет языком международной коммуникации, поэтому знание хотя бы английского языка является необходимым минимумом и по силам практически любому человеку.
Постоянное стремление развиваться и делать свою жизнь лучше – это качество, которое создаст потенциал для преодоления лени и ряда других ограничений, и возможно, будет способствовать тому, что русский характер снова станет синонимом твердости духа. Старые представления иностранцев о русском характере больше не работают, а новые еще не сложились. И сейчас самое подходящее время, чтобы продемонстрировать лучшее, что когда-то было в русской культуре – твердость слова, порядочность, проницательность и рациональность. Это те вещи, которые вызывают уважение в других культурах и являются твердой основой для самоуважения и выстраивания взаимоотношений с иностранными партнерами на более здоровой почве.
В противном случае выбор возможных стратегических партнеров может существенно ограничиться, а вместе с этим снизится и возможность установления взаимовыгодных деловых отношений, и скромная роль поставщиков сырья останется единственной возможностью. В практике международного бизнеса помимо формального, существует также и неформальный список стран, наименее благоприятных для сотрудничества. И если выстраивание политического климата выходит за пределы компетенций обычных предпринимателей и бизнесменов, то создание и поддержание репутации является ответственностью всех, кто работает с иностранцами. Из поведения отдельных людей складывается мнение о российском характере. Желательно об этом не забывать при взаимодействии с иностранными компаниями.
Зачастую, мнение иностранных партнеров о нас гораздо выше, чем наше мнение о себе. Мы не привыкли видеть свои сильные стороны, трезво смотреть на собственные слабости и искать пути с ними справляться. Мы редко видим свои возможности и перспективы, потому что привыкли смотреть на все через «серые» очки, а ведь они ничем не лучше «розовых», и точно так же искажают реальность. Мы не понимаем существующих угроз и замахиваемся на решение проблем, которые выходят за пределы наших компетенций, при этом зачастую не делаем даже минимум того, что могли бы. Успешные истории мы считаем исключениями, а негативный опыт принимаем за норму жизни. И ведение бизнеса с иностранными компаниями станет гораздо проще, когда эти вещи начнут меняться.