Личная эффективность1636518

​Как сочетать успех с получением удовлетворения от успеха

Как «достижения» становятся (или не становятся) «счастьем», и как на самом деле устроен баланс между радостью от процесса и удовлетворением от результата?

«Успешный человек и счастливый человек не одно и то же» – эта фраза давно стала банальностью. Десятки коучей и тысячи психотерапевтов твердят, что мы живем для радости и удовольствия, что надо не пытаться стремиться к совершенству и быть вечно-железным достигатором, а наслаждаться процессом. Но на практике многие из нас относятся к этим прекрасным советам скептически. Все это кажется неким дауншифтингом для слабаков: не можешь заработать нормально, стать лидером в своей сфере – так хоть удовольствие получишь.

Мысленный зефир

Что тут не так? Примерно то же, что не так с результатами знаменитого «маршмеллоу-теста». Все помнят: многолетний эксперимент, в ходе которого четырехлетним детям предлагали кусочек сладкого, а потом говорили, что если они пятнадцать минут не будут его есть, то получат еще один кусочек. Таким образом измерялась способность ждать отложенного вознаграждения. Через годы исследователи померили успешность этих детей, и выяснили, что импульсивные «достигли меньшего», а терпеливые – «достигли большего».

Однако что они измеряли на самом деле? Только то, что заложили в тест изначально: терпеливые любят терпеть и ждать, импульсивные хотят получить зефирку сразу. Недавнее исследование Тайлера Уоттса опровергает результаты теста.

Преимущества «терпеливых» – далеко не такие огромные, да и они стираются уже к пятнадцати годам. В отличие от – что для нас не сюрприз – привилегий семейного бэкграунда. Похоже, способность к самоконтролю ради отложенной награды – не то, чтобы неизменная добродетель. Она меняется с годами и зависит от множества разных факторов.

Та же история с предпочтениями по «счастью» или «успеху». Считается крутым, если мы обучаем наш мозг работать на долгих проектах, где внешнее вознаграждение ждет только в самом конце. Но за счет чего наш мозг это умеет? За счет того, что цепочки «действие – удовлетворение» становятся автономными. Человек, работающий в долгую, просто-напросто получает небольшие порции дофамина от каждого короткого участка работы. Его мозг «знает», что в конце его ждет большое вознаграждение (прибыль, рост доли рынка, карьерный успех, защита проекта или диссертации), и как бы «кредитует» сам себя под это будущее вознаграждение.

Нейрохимия процесса абсолютно та же, что в случае с зефирками – за исключением того, что вознаграждение частично становится внутренним, или, говоря языком психологии, интернализуется. Это и есть пресловутое наслаждение процессом – умение заранее мысленно «есть зефирку» и получать от этого дофамин. Но оно нужно нам не всегда. Многие успешные люди в разные периоды своей жизни бывают чертовски импульсивными и предпочитают немедленное вознаграждение – иногда эта стратегия бывает более выигрышной.

Будущее – это никогда

Однако ко мне часто приходят успешные люди, которые не чувствуют себя счастливыми. Они даже не хотят так ставить вопрос. Для них само понятие счастья, удовольствия скомпрометировано. Удовольствие – это какая-то лирика, эмоции, а эмоции отвлекают от дела. Они как бы запрещают себе интернализацию удовольствия («мысленные зефирки», о которых я говорю выше).

Чтобы дать возможность простому механизму, благодаря которому «достижение» становится «счастьем», сработать – нужна хотя бы небольшая пауза. Должно происходить это периодическое осознавание происходящего. Это чувство, которое примерно можно описать как «ай да Пушкин, ай да сукин сын», «хотя я еще не закончил проект, уже этот промежуточный результат дает мне много удовольствия».

Но многие успешные люди просто не позволяют себе этой паузы для осознания и прочувствования. Им кажется, что если они почувствуют удовлетворение, то мгновенно «размякнут» и перестанут стремиться к дальнейшим успехам. Чувство счастья конкурирует у них с постоянной необходимостью достижения и постановкой себе все новых задач. Одна выполнена, сразу возникает другая. Своего рода вид суетливости – одно закончено, забудьте, начните новое. Дракон, который все время должен что-то новое совершать, и не может остановиться. Так получается, что конечная точка получения удовольствия отнесена очень далеко, за горизонт. И счастье (момент получения удовлетворения) не наступает никогда. Зефирка лежит и бесконечно черствеет.

Но, может быть, бог с ним с счастьем. Настоящая опасность для «достигаторов», которые не умеют использовать быстрые дофаминовые цепочки, в том, что они недостаточно вырабатывают свой потенциал. Импульсивное получение удовольствия – это огромный ресурс подзарядки. Без него многие успешные люди в конце концов начинают испытывать спад энергии, ощущают уменьшение субъективного «смысла» своих достижений. (Представьте, что вы едете к цели по длинной дороге, заправки на которой расположены на расстоянии 500 км друг от друга. Бензина может и не хватить). На самом деле, в масштабах жизни некоторая импульсивность делает наши драйвы более долгосрочными.

Дайте нейрохимии сработать

Успешный человек вполне может быть счастливым, не впадая в лень и слабость. Для этого надо всего лишь дать время сработать своей нейрохимии счастья. Как понять, что она работает недостаточно?

О чем можно подумать?

Успех – это то, что мы делаем сами. Счастье – это то, что делает наш мозг в естественных условиях при достижении успеха. Чтобы быть успешным, надо работать, а чтобы быть счастливым – надо дать мозгу делать свою работу и предоставить ему необходимые условия.

Осознание роли наших естественных механизмов по вознаграждению и возникновению удовлетворения – делает нас более эффективными и счастливыми.

Смотреть комментарии