Поиск работы – это испытание на смекалку. Во время этого этапа приходится быстро обрабатывать вопросы потенциального работодателя и успешно находить ответы даже на самые неожиданные и нелепые. Согласитесь, сложно виртуозно импровизировать, когда слышишь от рекрутера: «Каким деревом вы хотели бы быть?», – или: «С каким животным вы себя ассоциируете?».
Один из популярных вопросов, который может застать врасплох каждого: «Расскажите о своих слабых сторонах». Многие кандидаты не готовы обсуждать свои провалы и говорить о ранее допущенных ошибках. Но даже в такой неловкой ситуации можно показать себя с лучшей стороны, если обратить внимание на пять важных моментов и грамотно построить беседу.
1. Говорите правду
Задавая вопрос о недостатках, рекрутеры не ждут от вас исповеди о всех свойствах вашего характера и всех ошибках, совершенных в жизни. На самом деле они хотят услышать от вас о пробелах в профессиональном развитии, и что вы делаете, чтобы их заполнить. Их интересуют исключительно сложные ситуации, в которые вы попадали на работе, и решения, которые вы тогда смогли найти и применить. А вот сами решения могут быть удачными или неудачными. Поэтому нужно честно презентовать свой опыт и уроки, которые вы из него извлекли.
2. Используйте домашние заготовки
При всем разнообразии ситуаций есть базовая формула, которую вы можете адаптировать под ваш конкретный случай. Определите свое слабое качество, признайте, что оно у вас есть. Затем сообщите, какие действия вы предпринимаете, чтобы его преодолеть. Идеально, если вы сумеете адаптировать своей рассказ к профилю компании, в которой проходите собеседование. Ваши ответы должны быть честными, чтобы будущий работодатель смог разглядеть вашу подлинную личность и увидеть в вас подходящего кандидата.
Например, вы считаете себя плохим оратором. Признайтесь откровенно, что публичные выступления заставляют вас сильно волноваться, вы теряете дар речи или даже впадаете в ступор. И добавьте, что сейчас проходите (или недавно прошли) курс по ораторскому мастерству, чтобы преодолеть этот страх.
Возможно, в копилке вашего опыта есть также ситуации, когда ваши недостатки подсказали вам правильное решение. Храните под рукой эти примеры. Они вам могут пригодиться.
3. Не пытайтесь лукавить
В вопросе о недостатках есть подвох: отрицая наличие у себя каких-либо слабостей, вы кажетесь неискренним или же просто неадекватно себя оцениваете. Идеальных людей не бывает.
Harvard Business School провела забавный эксперимент, адресовав вопрос «Какая ваша главная слабость» 122 студентам. Респондентов, отвечавших в духе «я перфекционист», «очень много работаю», «слишком милый и вежливый», оценили как «скромных врунишек». А вот студенты, чьи ответы были более честными, например: «Мне не всегда удается хорошо организовать свою работу», – попали в список предпочтительных кандидатов на условные вакансии.
Организаторы этого эксперимента полагают, что именно разумная искренность, готовность адекватно оценивать себя и желание показать свою уязвимость превращает людей в кандидатов того типа, с которыми хочется продолжать диалог.
4. Не акцентируйте внимание на ключевых навыках
Ваш ответ должен быть честным, но продуманным. Лучше всего, если заготовка «про слабости» не будет связана с ключевыми компетенциями, необходимыми для работы в компании, куда вы хотите попасть. Избегайте упоминания этих ключевых навыков в качестве недостатков. Вы должны быть готовы признать свое несовершенство. Но при этом не нужно подчеркивать, что вы неидеально оснащены необходимыми навыками.
5. Будьте готовы к разным вариантам вопроса
Изобретательность интервьюеров не стоит на месте. Будьте готовы услышать разные интерпретации уже знакомого вопроса о недостатках. Например, он может прозвучать так: «Если бы у вас была возможность поговорить с десятью людьми из вашего профессионального прошлого, что бы они сказали о вас? Какие бы отметили самые сильные стороны? Какие навыки и черты характера предложили бы улучшить?».
Источник: theladders.com. Перевод с английского: Алина Прудских
Фото: Freepik.com
Удачи на собеседовании! Если вы еще в поиске работы, приглашаем поохотиться в разделе «Управленческие вакансии».