По данным исследования QSOFT, больше половины сотрудников не удовлетворены своим рабочим местом. 40% опрошенных указывают, что хотели бы решать больше задач с телефона. По мнению 38% респондентов, это увеличит эффективность их работы.
По данным отчета Gallup «Состояние глобального рабочего места: 2022», невовлеченные сотрудники обходятся миру в $8,8 трлн в виде потери производительности — это равно 9% мирового ВВП. При этом вовлечь сотрудников непросто: если предложить им, к примеру, вернуться в офис с удаленки — 68% предпочтут уволиться. Так, в Twitter около 80% сотрудников пригрозили Илону Маску увольнением, если он продолжит настаивать на их возвращении в офис. Похожая ситуация происходит в Amazon: 14 тысяч сотрудников требуют вернуть возможность работать удаленно.
В этой статье разберемся, что такое индекс вовлеченности и как корпорации увеличивают производительность сотрудников и свою прибыль при внедрении виртуального рабочего пространства и интранета. В том числе их мобильных версий.
Вовлеченность приносит прибыль
По данным Gallup, бизнес-подразделения с высокой степенью вовлеченности имеют на 23% большую прибыльность. Консалтинговая компания Deloitte определяет вовлеченность сотрудников как «удовлетворение сотрудника от его работы, лояльность и склонность прилагать дополнительные усилия для достижения организационных целей». Благодаря эмоциональной привязанности и преданности сотрудники работают не ради зарплаты или по необходимости, а потому что им нравится.
Цифровая экосистема способствует вовлеченности
Цифровая экосистема избавляет от рутины и делает жизнь комфортнее. Например, можно с телефона забронировать парковку, переговорку или даты отпуска, провести планёрку, поставить задачу в CRM, обсудить с коллегами новости в чате. С этим помогают две части системы:
- Цифровое рабочее пространство — инструменты для управления задачами, платформы для онлайн-совещаний, совместного редактирования документов.
- Интранет — информационные ресурсы и сервисы для сотрудников: новости компании, документы, руководства, внутренняя соцсеть.
Основное преимущество цифровой экосистемы с мобильным интранетом — она позволяет сотрудникам работать в любом месте и любое время, не ограничиваясь рабочим столом. При этом, по данным исследования QSOFT, только 32% опрошенных сотрудников считают, что их рабочее место является усовершенствованным, когда речь идет о внедрении мобильных технологий.
Экосистема экономит 32 рабочих дня в год
Использование множества разрозненных инструментов для работы может быть губительно для производительности сотрудника. Исследования показали, что человеку требуется почти 25 минут, чтобы вернуться к задаче после того, как он от нее отвлекся.
За внимание сотрудника борется множество приложений. По данным исследований, сотрудник переключается между приложениями до 10 раз в час, что может стоить компаниям до 32 дней продуктивной работы в год на каждого сотрудника. Чтобы не рассеивать внимание сотрудников на переключение между инструментами работы, виртуальное пространство объединяет в себе множество сервисов и функций.
Геймификация вовлекает и развивает
Внедрение игровых элементов в работу — корпоративный тренд последнего десятилетия. Геймификация стимулирует сотрудников участвовать в активностях и эмоционально вовлекаться в решение командных задач. Мобильный интранет становится полноценной платформой для внедрения игровых элементов:
- Бейджей, которые отображаются у сотрудника на странице. Система может включать систему наград и достижений, где люди зарабатывают значки за выполнение задач. Это стимулирует здоровую конкуренцию и мотивирует сотрудников к активному включению в работу.
- Задач с наградами, за выполнение которых сотрудник получает приз. Задачи могут быть связаны с профессиональным развитием, обучением, участием во внутренних проектах или выполнением специальных заданий. Такая система стимулирует активность сотрудников.
- Викторин, которые помогают усвоить материал. Сотрудник может закреплять знания на информационных играх и головоломках.
В части цифровизации рабочих пространств лидерство принадлежит банковской отрасли. Банки вынуждены развивать технологии, например, для быстрой оценки заемщиков или защиты персональных данных и средств клиентов. Поэтому разработчики в банках хорошо знакомы с оцифровкой бизнеса, а ещё могут переиспользовать уже написанный ими код, чтобы сократить время на цифровизацию процессов.
Одним из ярких российских примеров внедрения геймификации стал корпоративный портал банка «Открытие», разработанный совместно с компанией QSOFT. Нестандартным решением геймификации стал запуск внутренней цифровой валюты — оупена. Как и реальную валюту, оупены можно заработать и потратить.
Заработать оупены можно за выполнение определенных действий-задач или получить виртуальное спасибо от коллеги. Например, все новички получают оупены за каждый пройденный этап онбординга. А потратить — в виртуальном магазине Open Store или также подарить другому сотруднику.
Такие же инструменты геймификации были интегрированы в сервисы «Обучение», «Проекты и эксперты», «Сказать Спасибо». За первый месяц после релиза портала пользователи заработали 100 000+ оупенов и заказали 5000+ товаров.
Другой пример — испанский банк CaixaBank. Задачей было усовершенствовать корпоративный обучающий портал и повысить вовлеченность сотрудников в получение новых знаний. Банк использовал ИИ-платформу Virtuala, которая определяет сферы интересов каждого сотрудника и предлагает наиболее релевантные курсы. За 2019 год больше 90% сотрудников воспользовались платформой и повысили квалификацию.
Американский банк Plains Capital разработал мобильный и десктопный симулятор банка, где сотрудники учатся взаимодействовать с клиентом: обрабатывать возражения, решать типовые и нестандартные проблемы, предотвращать конфликты. За удачные действия сотрудник банка получает бонусы, которые может потратить на корпоративные сервисы и покупки. По результатам обучения 55% сотрудников стали эффективнее налаживать коммуникацию с клиентом.
Вне банковской сферы также немало успешных кейсов разработки мобильного интранета, например, как в АФК «Система». Чтобы сотрудникам было комфортнее работать в офисе, в компании внедрили единое окно для подачи всех видов заявок (отпуск, больничный, day off). В этом же окне можно забронировать переговорную, найти нужную ссылку, прочитать новости о компании, получить уведомление от руководителя. А цифровой кадровый резерв теперь помогает быстро находить новых сотрудников и поддерживать культуру непрерывного развития.
Пример из промышленности — мобильное приложение для Группы НЛМК, реализованное командой QSOFT. Портал является единой точкой входа в систему сервисов и позволяет решить большую часть административных вопросов — от оформления отпуска и заказа спецодежды до обработки сообщений об опасностях на производстве. Интранет НЛМК стал самым крупным порталом на «Битрикс24» по количеству пользователей в России — сегодня им пользуются около 45 тыс. сотрудников.
Цифровая экосистема способствует обмену эмоциями
Исследование Gallup показало, что сотрудники чаще проверяют свои телефоны, чем электронную почту, и более 50% проверяют свои смартфоны несколько раз в час. Неудивительно, что мы всегда стараемся быть на связи с близкими — общение нас наполняет.
Общение с коллегами не менее важно, ведь мы треть своей жизни проводим на работе. Признание, общие интересы и работа в команде создают ощущение удовлетворенности работой и дают возможность обмениваться идеями, опытом и знаниями.
Мобильная цифровая экосистема способна объединить удалённых сотрудников, но не только при помощи корпоративных чатов. В мобильном интранете часто реализована возможность создавать сообщества по подразделениям, интересам, проектам, а также вести личный блог сотрудника, что способствует сближению с коллегами.
Какие проблемы возникают при внедрении экосистемы
При цифровизации компании сталкиваются с вызовами, которые важно учитывать при планировании разработки и внедрения цифрового рабочего пространства.
Недоверие сотрудников. Одной из главных проблем взаимодействия с сотрудниками после пандемии Microsoft считает паранойю продуктивности. Согласно этому исследованию, только 12% руководителей уверены в продуктивности удаленных сотрудников, и сами они чувствуют давление, потому что вынуждены доказывать, что действительно работают. Из-за этого новая digital-платформа может восприниматься как средство слежения. Люди могут переживать, что переписки, действия и активность будут мониторить, а их положение в компании ухудшится.
Отсутствие ресурса на доработку и обслуживание экосистемы. Создание мобильного интранета — процесс, который требует постоянного финансирования с момента начала работы. Даже если компания проходит первый этап разработки и открывает его для первых пользователей, нужно собирать обратную связь и дорабатывать систему.
Техническая сложность продукта. Частая ошибка при разработке экосистемы — игнорировать адаптацию сотрудников. Кажется, что важнее всего разобраться с IT-системами, но на самом деле у неподготовленных работников на новой платформе гарантированно вырастет тревожность. Исследования Gartner сообщают, что 73% сотрудников, затронутых изменениями, испытывают средний или высокий уровень стресса. А те, кто страдает от стресса, работают на 5% хуже.
Однако, несмотря на сложности, при грамотном и системном подходе к внедрению цифрового рабочего пространства и мобильного интранета компании могут получить значительные преимущества. Например, в виде повышенной эффективности, сокращения временных затрат и улучшения коммуникации между сотрудниками.
По данным интранет-исследования агентства «Ривелти», в котором участвовали 74 крупные компании, лишь 9% организаций могут похвастаться полноценным интранетом — с автоматизацией рутинных процессов и интеграциями с внешними сервисами. И даже это хороший результат: годом ранее таких компаний было всего 3%. А больше половины организаций пока не имеют даже инструментов совместной работы и общей базы знаний.
Результаты и перспективы
Термина «цифровая экосистема» еще нет в законодательстве большинства государств, но ведущие компании уже давно развивают собственные проекты в этой области. Одна из основных причин: повышение вовлеченности сотрудников и, как следствие, прибыли компании. Также цифровизация рабочих мест сокращает бумажный документооборот, мотивирует сотрудников на развитие, делает корпоративные сервисы и магазины доступными и востребованными.
По исследованию Института Гайдара, стоимость российских экосистем в июне 2022 года составляла всего 0,76% от стоимости 100 крупнейших западных. Можно сделать вывод, что цифровизация в России находится на этапе формирования, поэтому технологиям, как и их регуляторной практике, еще только предстоит проникнуть во все сферы бизнеса. В последние 5 лет именно «цифровые» компании показывают наибольший рост стоимости, поэтому тотальная цифровизация бизнеса — вопрос времени.
Партнерский материал
Рекламодатель ООО «КьюСофт Интеграция» ИНН 7743810985 ERID Kra23YjFJ