Что делать, если я не смогу оплачивать кредит? Что, если потеряю источник дохода, а у меня совсем нет накоплений? Как безопасно решать финансовые вопросы на «удаленке»? Эти и другие вопросы сотрудников обострились в период пандемии.
Финансово защищенный сотрудник с низким уровнем финансового стресса более лоялен и производителен. Рассмотрим мировой опыт в построении системы финансового благополучия сотрудников. В 2021 году, в продолжение тренда 2020 года, благополучие сотрудников становится приоритетом, а работа по увеличению вовлеченности сотрудников в бизнес переходит на новый этап.
В последние годы уровень вовлеченности сотрудников по всему миру находится на низком уровне. И тенденция к его снижению продолжает усиливаться (по статистике Employee Assistance Professionals Association и департамента труда правительства США). Чтобы повысить эффективность своих сотрудников, 75% международных компаний запускают программы корпоративного благополучия и поддержки сотрудников (well-being programs).
Как менялись программы благополучия
За время существования таких программ вектор развития сотрудников прошел несколько этапов эволюции.
Well-being 1.0. Здоровье
Регулярный скрининг здоровья, здоровое питание на работе, помощь в отказе от вредных привычек, корпоративные программы против курения. Некоторые компании предоставляют своим сотрудникам портативные гаджеты для отслеживания базовых показателей здоровья и общей физической активности. Такие программы были созданы преимущественно для экономии средств работодателей на здравоохранение.
Well-being 2.0. Финансовое благополучие
Образовательные программы и тренинги по управлению личными финансами, развитие экономического мышления, обучение финансовым стратегиям. Специалисты рассказывают сотрудникам как принимать верные финансовые решения и как правильно откладывать накопления. Исследование WillisTowerWatson «Welcome to (employee) Wellbeing 3.0» показало, что работодатели все еще недооценивают влияние финансовых стрессоров на своих сотрудников.
Well-being 3.0. Целостный поход
Устаревание монопрограмм по благополучию, переход к холистическим программам. Забота об общем благополучии сотрудника: физическое и ментальное здоровье, финансовые стабильность и грамотность, work-life balance, обучение нетворкингу. Работодателям важно увидеть связь между этими областями жизни сотрудника и его вовлеченностью в рабочие процессы.
Финансовое благополучие – тренд, который усиливается после пандемии
85% работодателей согласны с тем, что программы финансового благополучия должны быть неотъемлемой частью общей стратегии благополучия сотрудников (данные Wellbeing in the workplace, 2018). И сотрудники с ними согласны. Взрослое экономически активное население часто видит именно в работодателе точку опоры в решении личных финансовых вопросов. По результатам исследования Morgan Stanley «Лучше для сотрудника, лучше для бизнеса», 74% сотрудников считают важным, чтобы работодатель предлагал им программы поддержки финансового здоровья.
Люди, обремененные долгами, кредитами, имеющие финансовые сложности, менее эффективны на работе. Они чаще болеют, менее вовлечены и реже общаются с коллегами. По данным Американской психологической ассоциации, 72% взрослых хотя бы время от времени испытывают стресс, вызванный их финансовым положением. В Великобритании сложная финансовая ситуация признана главной причиной стресса среди работающего населения. Опрос PwC выявил, что для 35% работающих американцев сложная финансовая ситуация и сопутствующий ей стресс – основная причина проблем со здоровьем.
В разгар пандемии C0VID-19 финансово грамотные люди лучше проходят «экзамен» неопределенности, поскольку способны принимать более взвешенные финансовые решения и планировать свою жизнь. Неудивительно, что обучение финансовой осознанности и развитие общего финансового благополучия, набирают популярность в компаниях по всему миру.
Согласно данным Международного психологического центра, 60% британских работодателей изъявили готовность проводить программы финансового просвещения для своих сотрудников, если бы специализированные центры предоставили им методику и материалы и помогли бы с организационной частью. Правительства и регуляторы часто оказывают содействие работодателям и поддерживают такие программы. Это одна из самых действенных форм реализации национальных программ по повышению уровня финансовой осознанности граждан.
В Великобритании, например, была сформирована рабочая группа при финансовом регуляторе, создан портал финансовой грамотности, где работодатель может найти всю полезную информацию. Была выпущена брошюра с финансовыми рекомендациями для работающих граждан. Похожую информацию для работодателей на своем сайте разместило правительство Канады. В ситуации пандемии и перехода в онлайн количество компаний, участвующих в программе возросло уже в четыре раза. Этот мировой тренд продолжит развиваться.
В конце 2019 года российский Национальный центр финансовой грамотности также запустил при поддержке Минфина России программу «Финансовая грамотность на рабочем месте» с целью заботы о финансовой стабильности и безопасности работников. Несмотря на то, что программа уже завершена, российские работодатели формируют активный спрос на программы поддержки финансовой осознанности своих сотрудников.
Варианты поддержки финансового благополучия сотрудников
1. Обучение, консультирование и поддержка
- Программы обучения персонала, разовые и комплексные, для сотрудников разных возрастов. Эти программы могут реализовываться в форме вебинаров, живых лекций, информационных брошюр для персонала, корпоративные образовательные рассылки по электронной почте.
- Индивидуальное или групповое консультирование по управлению финансами в офисе компании. Этот формат может использоваться отдельно или в дополнение к образовательным программам.
- Горячая линия и телефон психологической помощи для персонала.
- Корпоративные стандарты оценки и регулярные опросы благополучия сотрудников.
- Сообщества для персонала компании по финансовой тематике, для развития бизнес-мышления.
2. Прямая материальная поддержка
- Компенсация расходов на образование персонала.
- Поддержка в сложных жизненных ситуациях в экстренных случаях (фонд сострадания и помощи сотрудникам).
3. Дополнительные финансовые услуги
Такие продукты напрямую связаны с теми или иными поставщиками финансовых услуг. Организация дает сотрудникам корпоративную скидку или полностью возмещает стоимость обучения (корпоративные пенсионные программы, ДМС, программы лояльности от компаний-партнеров, гибкая система выдачи заработной платы).
Кто уже уделяет внимание развитию финансовой грамотности: опыт компаний в России
Компания Siberian Wellness регулярно проводит офлайн и онлайн-тренинги по личным финансам, и обучила более 2700 сотрудников и бизнес-партнеров из 14 стран (России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Кыргызстана, Литвы, Германии, Болгарии, Чехии, Турции и Вьетнама). На тренингах они учатся правильно управлять личными финансами, составлять личный финансовый план, формировать подушку безопасности и создавать семейный капитал. Для проведения обучения компания приглашает бизнес-тренеров в сфере финансов. Также компания сотрудничает с банками, страховыми и инвестиционными компаниями, предлагая сотрудникам программы с корпоративными скидками и возможностью индивидуального консультирования и обслуживания.
Siberian Wellness разрабатывает полезные финансовые продукты и предложения, такие как: дебетовая карта с двойным доходом (кэшбэком и процентом на остаток), кэшбэк-платформа с возможностью оплаты накопленного кэшбэка за сотовую связь и электронные сертификаты интернет-магазинов, и другие инструменты поддержки. Каждая из этих инициатив формирует культуру заботы о благосостоянии сотрудников и бизнес-партнеров, а также повышает их доверие и лояльность к работодателю.
Крупнейшая в России интегрированная нефтехимическая компания СИБУР создала для сотрудников программу «Экономика для жизни», основой которой стала «Неделя финансовых знаний». Вебинары компании посетили более 5 тыс. сотрудников.
О финансовом благополучии и повышение финансовой грамотности своей команды не первый год заботится IKEA. В феврале 2020 года в рамках проекта Минфина РФ компания организовала обучение сотрудников по программе «Повышение финансовой грамотности на рабочем месте». В вебинарах приняли участие более 550 сотрудников.
В компании Mars «финансовое благополучие — часть стратегии программы Mars Be Well. Компания отмечает, что для нее важно, чтобы сотрудник грамотно распоряжался деньгами и был уверен в своем финансовом будущем. В этом случае он находится в «ресурсном заряженном состоянии», его не отвлекают данные вопросы и не болит голова о том, «где взять деньги на погашение ближайшего ипотечного платежа». Когда он находится в балансе, он готов быть более креативным, эффективным и быстрее достигать целей компании. Поэтому это стратегия win-win для обеих сторон.
Уделяют внимание финансовому здоровью работников и менее крупный бизнес. Так, международная сеть интерактивных развлечений «Клаустрофобия» финансово поддерживает сотрудников, попавших в сложную финансовую ситуацию, предоставляя беспроцентные займы. Также желающие получить дополнительное образование могут получить возмещение затрат на обучение, если они подписали контракт с работодателем сроком более 1 года. Для этого компания собирается внедрить специальные сервисы в зависимости от трендов в этом сегменте.
Коммуникационное агентство PR Partner также оказывает финансовую помощь персоналу в сложных жизненных ситуациях. Сотрудник может получить беспроцентный кредит от компании в экстренных случаях. Также агентство предоставляет ДМС. Каждый сотрудник, проработавший в компании более 1 года, располагает бюджетом, который он может потратить на образовательные программы на свое усмотрение: курсы по PR, SMM и маркетингу, повышение уровня английского языка.
Читайте также: