Если вы уже имеете определенный опыт работы, то обязательно со мной согласитесь, что ни один трудовой коллектив не обходится без сплетен, касающихся личной жизни персонала, руководства, заработной платы и премий, ошибок, совершаемых топ-менеджерами.
Кто кому приходится родственником? Кто с кем крутит служебный роман? Кто обзавелся детьми на стороне? Почему уборщице Маше дали премию больше, чем начальнику отдела продаж?
Такие вопросы обсуждаются в любой организации, порождая сплетенный фольклор. Даже если ничего и не было, коллектив обязательно нафантазирует такое, что хоть книги пиши, и пустит эту сплетню по всему офису!
Сплетник: узнать и обезвредить!
Самое главное – знать врага в лицо, то есть распознать того самого сплетника-рецидивиста, излюбленным занятием которого является распространение слухов.
Во-первых, такие коллеги испытывают слабость к подробностям личной жизни других людей: кто с кем в каких отношениях состоит; кто кому приходится родственником; у кого какая марка автомобиля и подобного рода информация не пройдет незамеченной мимо ушей сплетников. Значительную часть своего рабочего времени они уделяют не производственным задачам, а «поиску истины», чтобы, как можно скорее, растрезвонить по всему офису, что шеф устроил на работу свою внучатую племянницу, или что главбух купила себе иномарку, интересно, на какие деньги.
Во-вторых, сплетники ревностно относятся к коллегам, которые им не нравятся, подмечают их ошибки и незамедлительно сообщают об их промахах не только руководству, но и любым «свободным» ушам в офисе. Как правило, сплетники не являются профессионалами своего дела и, понимая, что проигрывают на фоне перспективных сотрудников, начинают искать другие способы выделиться, например, становясь сексотами для начальства. В армию сплетников чаще всего вступают неуверенные в себе люди, считающие, что им будет сложно достичь особых высот на работе.
В-третьих, в сплетни быстро втягиваются новые работники, которые выслушивают о своих будущих коллегах немало баек. Таким образом новички восполняют недостаток информации о компании и коллективе: с кем дружить, с кем враждовать, на кого можно положиться, а на кого нет, что любит и чего терпеть не может шеф и прочие детали, которые, естественно, не прописаны ни в одном документе организации, но при этом могут повлиять на отношения работника с коллективом и руководством. Когда адаптации и наставничеству в организации не уделяется должного внимания, первое впечатление о своих коллегах только принятый сотрудник формирует, исходя из сплетен.
И в-четвертых, сплетника вы распознаете по обезличенной манере транслировать жаркие темы «из уст в уста», но при этом не высказывая личное отношение к тому или иному событию, дабы не скомпрометировать себя и не нарваться на конфликт. В его речах звучат такие обороты, как «многие говорят…», «сотрудники озабочены», «кто-то сказал», которые делают сплетника «невинным источником информации». Он, вроде как, и не при чем, хотел как лучше, лишь озвучивал общее мнение коллектива, и с него взятки гладки.
Почему ни одна организация не может существовать без сплетен?
Почему людям не работается спокойно? К чему устраивать все эти скандалы, интриги, расследования? Ответ прост – это обязательный элемент организационного устройства, как бы странно это не звучало.
Антропологи считают, что сплетни – это основа для выстраивания социальных связей в сообществах. К таковым сообществам относятся и организации, и, независимо от того, это компания-гегемон или малый бизнес, нигде нельзя будет укрыться от сплетен. С точки зрения социальной психологии, сплетни выполняют коммуникативную функцию, позволяют выстраивать и поддерживать чувство общности – общие интересы и ценности. Работники, становясь частью цепочки распространения слухов, чувствуют себя комфортно и под защитой. Увлекаясь кулуарными разговорами на работе, люди укрепляют социальные связи, устанавливают близкий контакт с сослуживцами, получают с их стороны поддержку и даже заводят друзей.
Кроме того, сплетням психологи приписывают еще одну важную роль – это избавление от агрессии. У работников накапливаются невысказанные обиды в отношении друг друга или претензии к руководству, которые требуют выхода. При этом никто не рискнет устраивать скандалы и разборки со своими обидчиками, так как это может привести к увольнению. Если претензии нельзя высказать в лицо, всегда можно сделать это за спиной. Человек, чтобы хоть как-то ответить на мнимые и реальные обиды своего руководителя или сослуживцев, начинает сплетничать.
Как реагировать на сплетни?
1. Если не можете изменить ситуацию, измените отношение к ней
Если слухи не угрожают вашей карьере и репутации, просто забудьте о них. Как говорится, вам от этих выдуманных историй ни горячо, ни холодно.
Вспомните старый-добрый анекдот:
– Вы знаете, Иван Иванович, когда вас нет, про вас тут такое говорят…
– Передайте им, что когда меня НЕТ, они меня даже могут бить!
2. «Спокойствие, только спокойствие, дело-то житейское»
Ваша задача – сохранять спокойствие, что бы о вас не говорили, и главное – не оправдываться. Как только вы начнете расставлять все точки над i, в ваш адрес прилетят новые обвинения из серии «раз оправдывается, значит, рыльце в пушку».
3. Поговорите на чистоту с главным сплетником
Если политика игнора – это не ваше, и вы сильно переживаете из-за этих слухов, попробуйте обсудить ситуацию со своим обидчиком. Подчеркну – обсудить, а не оправдываться в его глазах, создавая лишний повод для новой партии офисных баек, в которых вы будете главным героем. Говорите прямо, как правило, сплетники смелые только, обсуждая человека за глаза. Разговор на чистоту напугает вашего обидчика и собьет с толка.
Какие изменения корпоративной культуры минимизируют риск возникновения сплетен?
1. Сделать все процессы в компании прозрачными
Офисные сплетни появляются в условиях информационного вакуума. Когда люди не обладают полной информацией, то они обязательно додумают все, чего не знают, и, как правило, в искаженной форме.
Туманная политика руководства, которая держит персонал в неведении, становится причиной вечных сплетен в компании. Если от начальства невозможно дождаться официальных заявлений, естественно, сотрудники будут придумывать свою «правду» о тех или иных событиях.
2. Изменить систему занятости
Постоянные разговоры в офисе на отвлеченные темы свидетельствуют о том, что у персонала достаточно свободного времени. Практика показывает, что в организациях, где работники по-настоящему загружены, на сплетни и секунды не остается.
3. Ввести кодекс деловой этики
Чтобы сформировать продуктивную корпоративную культуру, достаточно изменить нормы и ценности персонала, исключив из них токсичность, отравляющую жизнь и работникам, и руководству. Кодекс деловой этики разъяснит персоналу, что такое хорошо, а что такое плохо. Введение кодекса поможет пресечь интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости в коллективе.
4. Не бросать новичков на произвол судьбы
Грамотная система адаптации и наставничества способны минимизировать риски появления сплетников среди новичков. Новичку вряд ли захочется быть втянутым в офисные интриги, если будет обладать всей необходимой информацией. Гораздо лучше потратить это время на освоение трудовых функций.
Заключение
«Не так страшен черт, как его малюют». То же самое можно сказать и об офисных сплетнях. Грамотно сформированная корпоративная культура поможет избавить организацию от подобных токсичных явлений, и настроить сотрудников на продуктивную деятельность.
Читайте также: