HR-менеджмент1520110

Отпуск длиной в год, или Приживется ли в российском бизнесе Sabbatical?

Могут ли российские компании предоставлять длительные оплачиваемые отпуска ключевым сотрудникам?

В один из дней авторы писем, отправленных на email основателя Школы менеджеров «Стратоплан» Александра Орлова, стали получать одинаковые отбивки: «До такого-то числа я нахожусь в творческом отпуске. Это означает, что почту я могу проверить через месяц. :). По вопросам участия в наших программах или партнерства связывайтесь напрямую с нашим отделом по работе с клиентами по адресу…».

Понятие Sabbatical (оплачиваемый отпуск продолжительностью несколько месяцев) пришло в бизнес из университетской практики: профессора используют этот отпуск для работы над собой, путешествий, повышения квалификации.

Как рассказал Александр Орлов журналистам Executive.ru, его Sabbatical продолжительностью один год привел к неожиданным выводам: «Дело не в том, что мы мало отдыхаем, а в том, что неправильно живем. Для отдыха достаточно и трех недель, а если есть какие-то расхождения с системой ценностей, то и годовой творческий отпуск не поможет».

Sabbatical помог Александру Орлову поставить перед собой правильные вопросы и найти правильные ответы, но насколько вообще распространена такая практика в российском бизнесе? Предоставляют ли российские компании подобный отпуск сотрудникам? Планируют ли предоставлять? Или это явление так и останется экзотикой на российском рынке труда?

Отличное решение для «перезагрузки» сотрудника и повышения качества его работы

Сергей Юдовский, CEO & Co-founder, electroNeek Robotics

В России слабо распространена практика оплачиваемого отпуска в несколько месяцев вне научной сферы, так как это затратно для бизнеса, а оценить пользу удается не всегда. Даже само слово «творческий отпуск» звучит как временное увольнение и несет скорее негативную оценку, чем позитивную. Не стоит забывать о том, что русским людям несвойственно показывать свои слабости, а творческий отпуск может выглядеть как явный показатель усталости.

Однако, на мой взгляд, Sabbatical имеет шанс стать более популярным в российской бизнес-среде. Показатель выгорания на работе, особенно среди людей 30-40 лет, весьма высок, и возможность сфокусироваться на собственном обучении и благополучии, а не только на работе, может пойти на пользу как лично специалисту, так и компании. Отдохнув, человек может привнести новые идеи по развитию бизнеса и в целом работать эффективнее, чем раньше. Важно отметить, что такая схема работает лучше для сотрудников, занимающих руководящие посты, ведь инновации могут повлиять на деятельность не одного отдела, а всей компании.

Разумеется, для внедрения такой практики в нашей стране понадобится много времени и усилий, но это отличное решение для «перезагрузки» сотрудника и повышения качества его работы, что непременно отразится на показателях эффективности всего предприятия.

В западных компаниях используют такую опцию для высокоресурсных специалистов

Татьяна Долякова, основатель, ProPersonnel

 

Sabbatical – творческий, иногда оплачиваемый отпуск до года, предоставляемый сотрудникам, чтобы предупредить их выгорание. Различают такой отпуск по длительности, условиям предоставления (время непрерывной работы в компании), степени оплачиваемости, наконец, важен сам «адресат». В западных странах до трети компаний используют такую опцию для высокоресурсных специалистов и руководителей, много лет работающих в компании.

В России Sabbatical одновременно есть и ... нет: законодательство предусматривает длительный отпуск только работникам сферы образования. HR-менеджеры называют Sabbatical восходящим трендом, но с примерами затрудняются.

Считаю, что для российского бизнеса Sabbatical вообще не характерен: у нас высокая турбулентность экономики, стремительные перемены. Потеря даже на время ценного сотрудника – большой риск. За полгода-год, пока работодатель «ждет» сотрудника, ситуация может измениться, да и сам работник может «перезагрузиться» и изменить приоритеты и интересы.

При этом в России существуют своего рода альтернативы, которые позволяют ценному сотруднику взять небольшой тайм-аут, повысив свою эффективность: четырехдневная рабочая неделя, дополнительные отпуска и дни за переработки, учебный отпуск, в редких случаях можно временно перейти на проектную работу...

Российские компании склонны к другим формам поощрения

Павел Лисовский, генеральный директор, ADA Россия

В нашей компании мы Sabbatical не используем. Не думаю, что подобная практика приживется в России. Дело в том, что продолжительность российских праздников и так превышает европейские и американские. А если человек заинтересован в подобном опыте, значит, он в поисках, как минимум себя. Значит, текущая деятельность его не вдохновляет, а это признак того, что данный сотрудник находится в зоне риска. Выгорание кадров – это, безусловно, большая проблема, и она не привязана к отдельно взятой стране.

Впрочем, в частных случаях данная практика возможна. Например, если сотрудник ценен для компании, в его лояльности нет никаких сомнений и видно, что подобный отдых пойдет на пользу всему делу. Но я бы отнес этот пример скорее к экзотике, чем к рядовому случаю.

Российские компании склонны к другим формам поощрения: бонус за хорошую работу, обучение за счет компании и так далее. Я не вижу предпосылок, чтобы эти устоявшиеся традиции менялись в будущем.

Sabbatical очень выгоден компаниям

Вера Соломатина, директор по персоналу, SAP CIS

 

Sabbatical выгоден для компаний, и российский бизнес начинает активно интересоваться этой темой. В основном, практики «социального отпуска» проникают к нам через международные компании с российскими представительствами, так как уже давно используются за рубежом.

Причины для запуска такой инициативы разные: спасение от «выгорания» персонала, возможность поощрить особо ценных сотрудников, удержание талантов, а также развитие кадров и использование их потенциала во благо. Одно из непременных условий – сохранение должности, остальное – на усмотрение компаний: оплата полностью или частично, отпуск за свой счет или ежегодный оплачиваемый, продолжительность и локация.

В нашей компании такая практика существует более пяти лет. В течение полутора месяцев сотрудники из разных офисов SAP подключаются к социальным проектам в странах третьего мира – обычно Кения, Гана, Индия и ЮАР. В основном по двум направлениям: образование (преподавание английского и начальное образование) и социальное предпринимательство.

Обязательное условие, которое мы ставим перед сотрудниками – это полное отключение от основной работы. Для нашей компании важна не только «перезагрузка» коллег, но и реализация политики социальной ответственности. Кстати, были случаи, когда в длительном отпуске сотрудники, свободные от повседневной рутины, выходя за рамки повседневности, придумывали новые проекты и возвращались с горящими от идей глазами.

Фото в анонсе: freepik.com, автор: sergeychuyko

Смотреть комментарии