Если контент-маркетинг еще не стал обязательной частью вашего интернет-присутствия, поторопитесь. Сейчас это уже не просто эффективный метод продвижения, а программа – минимум. По данным ежегодного исследования CMI, 93% топовых брендов активно его используют — для сравнения, у не очень успешных компаний этот показатель — всего 35%.
Откуда же брать контент? В рамках этой статьи не буду рассматривать самостоятельное его написание — разберем ситуации, когда у вас нет времени писать, но есть время диктовать. А кому диктовать-то? Обычно все сводится к четырем вариантам:
- нанимаем райтера в штат;
- обращаемся в агентство;
- нанимаем фрилансера;
- пользуемся биржей.
Рассмотрим плюсы и минусы этих подходов.
Сразу скажем — этот материал не откроет вам Америки; если у вас уже есть отработанная схема, которая дает результат — нет смысла ее не придерживаться. Но если вы только вступаете в мир контент-маркетинга или ищете возможности сократить издержки, то, возможно, тут вы найдете ряд аргументов, которые вам пригодятся. Да, вы могли бы прийти к этим выводам и самостоятельно, но моя цель — сэкономить ваше время.
Наемный райтер
Вы долго отбирали подходящего райтера, и сделали его полноценной частью вашей команды.
Плюсы:
- Стабильность. Так как человек находится на оплачиваемой должности, он не пропадет, не сбежит, не доделав работу. У вас, как-никак, договор. Бегать за ним также не надо, вы всегда знаете, что в шаговой доступности есть специалист, который быстро выполнит ваши просьбы.
- Контроль. Так как инхаус-райтер напрямую зависит от вас, в его интересах беспрекословно подстраиваться под ваши требования, не «радуя» вас ненужными сюрпризами.
- Уровень качества. Вы видели на что этот человек способен, когда его нанимали. Логично ожидать, что в один прекрасный день его не подменят кем-то другим, и он не начнет вдруг работать плохо. Конечно, всегда может быть такое, что он «встанет не с той ноги», но средний уровень текстов будет примерно стабилен.
- Понимание процессов изнутри. Находясь в вашей команде, инхаус-райтер общается с другими ее участниками, вникает во внутренние процессы организации, имеет доступ ко внутренней документации, а потому гораздо глубже понимает устройство и принципы работы вашей фирмы. Самое главное — он общается с экспертами бренда. Берет у них интервью, задает вопросы. А очень безумно важно для компетентного контента — только такой подход дает по-настоящему экспертные статьи.
Минусы:
- Стоимость. Вам придется платить этому специалисту полноценную зарплату, которая может быть гораздо выше стоимости самого контента, если его заказать на субподряде. Плюс налоги. Плюс стоимость повышения квалификации.
- Однотипность контента. Каждый человек, каким бы разноплановым он не был, все равно находится в своем «пузыре». Потому контент постепенно может стать достаточно однообразным, потерять стилистическую свежесть.
- Ненадежность. Кто подменит инхаус-райтера, если он, например, заболеет или уйдет в отпуск? Потому всегда надо держать контент «про запас». Если возникают сиюминутные инфоповоды, которые срочно нужно осветить, это может быть проблемой. Нанимать еще одного райтера? См. пункт стоимость. А еще его могут в любой момент переманить конкуренты.
Выводы: Отличный вариант для крупных фирм, которые могут позволить нанять себе не одного контент-райтера, а небольшую группу специалистов. Малому и среднему бизнесу использовать, но с осторожностью.
Агентство
Вы обращаетесь не просто к райтеру, а к целой компании, специализирующейся на контенте.
Плюсы:
- Уровень качества. Если целая компания может выживать на конкурентном рынке за счет коммерческих заказов, значит, она все делает хорошо и качественно. Вы можете быть уверены, что это будет контент как минимум очень хорошего уровня, прошедший не через одни руки перед попаданием в ваши соцсети.
- Глубокое понимание. Возможно, агентство не столь хорошо понимает вашу компанию, зато оно лучше других понимает соцсети и все в этой области. Потому их контент поможет добиться отличных результатов.
- Полный спектр услуг. Агентство не просто создаст контент, но и разработает контент-стратегию, контент-план, уникальные иллюстрации, подготовит аналитику, отчеты, осуществит таргет, организует работу с блогерами, пообщается с пользователями в комментариях, оформит сообщества, проведет конкурсы... Обычно для покрытия такого спектра задач нужно нанимать далеко не одного человека.
Минусы:
- Стоимость. Разумеется, за качество своих услуг агентство будет брать достаточно крупную сумму. Просто пример: даже если вы будете наполнять только одну соцсеть, отдать придется пару десятков тысяч рублей в месяц. А полноценный кроссплатформенный социальный контент-маркетинг? А рассылки? А микропроекты? Контент-то нужен везде. Так что расценки будут и того выше. Это нормально для крупных компаний, но небольшим бизнесам потянуть это будет сложно.
- Уровень контроля. У агентства есть своя философия, свой стиль, свои принципы, и контент будет делаться согласно им. Ему придется просто довериться. А хорошо это или плохо, каждый решает для себя.
Выводы: Хороший вариант для среднего и крупного бизнеса, которому не нужен свой SMM-отдел, и которому не жалко денег на контент.
Фриланс
Вы работаете через Интернет с вольнонаемным контент-райтером.
Плюсы:
- Стоимость. Наемный контент-райтер обойдется вам намного дешевле, даже если вы будете работать с ним официально. Ну а уж если вы, как это делают многие фирмы, не будете оформлять отношения...
- Уровень качества. Вы примерно понимаете, на что способен фрилансер — и можете его постепенно дообучать в процессе, снабжая информацией о вашей компании.
Минусы:
- Ненадежность. Раз вас не связывают (в большинстве случаев) договорные отношения, фрилансер может в любой момент исчезнуть, сорвать сроки. Даже если вы оформили договор, вы все равно не можете проконтролировать его «здесь и сейчас». Работа будет осуществляться на чистом доверии.
Выводы: Компромиссный вариант для малого и среднего бизнеса, которому нужен стабильный поток контента, но не нужен инхаус-райтер.
Биржи
Вы заказываете контент на специальном сервисе-посреднике между райтерами и компаниями.
Плюсы:
- Стоимость. Дешево. Иногда еще и сердито, но однозначно дешево.
- Богатство выбора. На биржах работает огромное количество людей, потому вы можете менять исполнителя хотя бы каждый день. Это позитивно скажется на разнообразии контента.
- Гарантии. Биржа выполняет роль посредника, потому несет ответственность за факт исполнения. Деньги вы точно не потеряете.
Минусы:
- Варьирующийся уровень качества. Есть на биржах отличные авторы, а есть так себе. Вам обязательно будут попадаться и те, и другие.
- Ненадежность. Да, вы не потеряете деньги, биржа несет за это ответственность. Но от срыва сроков или получения недостаточно качественного контента не застрахован никто.
- Низкая степень вовлечения в процессы. Хотя ротация авторов и помогает поддерживать контент свежим, каждому нужно будет объяснять ценности, философию и принципы работы вашей компании с нуля. И не факт, что каждый райтер будет вникать слишком глубоко — кроме вас у него на очереди еще десяток других заказчиков… И если фрилансер, с которым вы работаете напрямую, еще готов общаться с экспертами вашего бренда, автор с биржи вряд ли будет это делать.
Выводы: Доступный и недорогой вариант для малого бизнеса или бизнеса, не делающего сильный акцент на контент-маркетинге.
Конечно, этим все не ограничивается. Есть нестандартные и промежуточные варианты, например, UGC-маркетинг, когда для создания контента привлекаются обычные пользователи. Они присылают публикации или напрямую, или при помощи специальных сервисов.
Есть ли идеальный вариант? Нет, но есть более или менее оптимальные решения для вашей конкретной ситуации. Если вы видите, что выбранный подход съедает слишком много ресурсов и не позволяет достичь нужных KPI, какими бы они у вас ни были, смело меняйте его на альтернативу. Повторяйте, пока не будете довольны своим контентом и тем, как он «работает».
Фото: pixabay.com