Продажи33420

Выход из карантинной спячки: как продать 50 тысяч билетов?

Event в 2021 году: как выжить организаторам мероприятий в условиях ограничений, и выживут ли массовые мероприятия в онлайн-мире?

Начало конца

— Давай сходим куда-нибудь?

— Давай! … а куда?... ничего же не работает!

Такие диалоги вели многие из нас на протяжении 2020 года, вернее, с 18 марта 2020 года, то есть со дня объявления пандемии печально известного вируса. После окончания режима нерабочих дней сферы торговли, бытовых услуг и даже внутреннего туризма начали потихоньку оживать, чего нельзя было сказать о массовых мероприятиях, оказавшихся под полным запретом. 

Большинство коммерческих и региональных мероприятий, даты которых были объявлены ранее, а продажи успели стартовать, были перенесены на осенний сезон, а потом вторично перенесены на весну. При этом зритель самостоятельно или с помощью рассылки должен отслеживать появления новых дат проведения и переноса. При переносах нередки случаи, когда официальные представители исполнителя дают одно объяснение переносу (инициативу организатора, например), тогда как организаторы упоминают об обеспокоенности исполнителя эпидемиологической ситуацией.

Другие организаторы пошли по пути возврата денежных средств. Так случилось и у нас. Мы с супругом организуем гастроли цирковых шоу по России более 7 лет, а в отрасли более 33 лет на двоих, и конечно, как и все, не были готовы к отмене мероприятий в марте, на которые у нас был практически полный sold out.

Гастроли мы смогли возобновить лишь спустя 11 месяцев: так, старт состоялся 14 марта 2020 года, а ожидание разрешения продлилось до 13 марта 2021 года. Это были однозначно самые долгие гастроли в истории, которые завершились 26 апреля 2021 года. Коллектив пережидал этот период на том же месте, а именно в Воронеже.

Учреждения культуры и площадки для проведения мероприятий по всей стране до сих пор продолжают работать в условиях строгих ограничений и соблюдения всех норм и требований, но надо заметить, что количественные ограничения заполняемости залов различаются по регионам. Так, столица принимает не более половины от количества зрительских мест, ее примеру следуют ближайшие соседи, такие как Тверь, в других же регионах разрешено 70% и даже 80% заполняемости зрительного зала. Повторюсь: при соблюдении всех требований и норм, с соблюдением социальной дистанции. В таком режиме, как ожидается, мы будем работать и этим летом.

Работа в новых реалиях

Возобновляя гастроли в феврале, мы полностью заново запускали рекламную кампанию, а все, что было вложено в марте 2020 года, просто улетело в трубу. Все это время в городе продолжали красоваться и выцветать на солнышке наши рекламные конструкции, реклама на транспорте и все, что требует демонтажа, а не просто остановки путем нажатия на кнопку. 

Со стороны можно оценить ситуацию, в которой мы и другие организаторы оказались в момент возобновления гастролей, абсолютно полярным образом:

Скажу откровенно, и та и другая крайность нередко встречались на протяжении этих необычных гастролей. Мы работаем для массового зрителя, а значит, должны принимать во внимание все факторы, влияющие на принятие решения о посещении мероприятия и покупке билетов.

Справедливо будет теперь дать оценку принципиально новым моментам при проведении этих гастролей, и принципиально отличным от предыдущего многолетнего опыта подачам информации.

Первый шаг — сообщение о возобновлении работы площадки, в первую неделю даже все ролики были именно с таким посылом. И подавляющее большинство зрителей спрашивали, правда ли это?

Второй шаг — сообщение о безопасности на мероприятиях, соблюдение этого требования сейчас просто необходимо. Мы максимально подробно донесли, что все нормы соблюдены (социальная дистанция, термометрия, наличие санитайзеров), и зрители должны соблюдать все рекомендации действующего законодательства, в том числе носить индивидуальные средства защиты органов дыхания.

Третий шаг — усиленная рекламная кампания по всем фронтам. Здесь надо отдать должное нашим партнерам, которые тоже пережили непростые времена, и пошли навстречу, увеличив объемы при сокращении бюджетов.

Четвертый шаг — максимально доступная и простая процедура покупки билетов. Если в 2013-14 годах онлайн покупали 20-30 билетов на шоу, все остальное продавала касса площадки, то к 2017 году в зависимости от региональной специфики доли оффлайн и онлайн-продаж сравнялись. Сейчас же продажи онлайн вдвое превышают покупку билетов вживую. Значит, надежная, простроенная система онлайн-продаж и оперативное консультирование — залог высоких продаж.

Пятый шаг — постоянные инфоповоды и события, привлечение внимания, одним словом — грамотный PR. Это отдельная и очень объемная тема, не будем углубляться.

Шестой шаг — во внутренней работе, незаметной зрителю/клиенту/посетителю, необходимо максимально быстро реагировать на постоянно изменяющиеся условия. Так, в феврале мы начинали при разрешенной заполняемости 50% с соблюдением социальной дистанции, но уже в марте перешли на 80%, на основании соответствующего указа региональных властей. Для этого нужно провести целый комплекс работ юридического, финансового и технического характера до открытия продаж на соответствующие даты.

Седьмым важным шагом является формирование более заботливого подхода к обслуживанию клиентов, ведь те, кто звонят с вопросами, еще не приняли решение, сомневаются, испытывают давление членов семьи, кто-то из которых может испытывать фобию массовых мероприятий по эпидемиологическим причинам…

Кроме того, сегмент оптовых клиентов (корпоративные продажи, образовательные учреждения) критически сократился. Многие руководители не разрешают и открыто запрещают групповые посещения сотрудников или учащихся. Это, в свою очередь, значит, что индивидуальная работа с клиентами должна, просто обязана быть высоко конверсионной.

Оффлайн или онлайн?

Перенос Олимпийских Игр, огромного количества международных фестивалей и выставок самой разной направленности на год продолжает держать отрасль в напряжении, ведь обстановка до сих пор нестабильная, а международный формат таких мероприятий создает дополнительные сложности транснационального характера.

Массовый и дружный переход в онлайн-среду заставил организаторов и учреждения задуматься, а портал культура.рф предложил всем активизировать аккаунты в социальных сетях и каналы на видео-хостингах, чтобы не оставлять зрителя голодающим по зрелищам. И тут возник вполне резонный вопрос: можно ли привнести бизнес-модель платного просмотра на трансляции и записи массовых мероприятий?

Встречный вопрос: а сколько записей театральных постановок, шоу, концертов уже выложено в свободный доступ? Десятки и сотни тысяч? А так ли они популярны, чтобы сделать доступ платным? Нет. Если иметь в виду территорию СНГ, то привычка внесения оплаты за цифровой контент, в том числе, по модели подписки, только входит в жизнь массового пользователя. В нашей стране до сих пор сначала ищут бесплатный софт/кино/источник информации, а потом уже смотрят в сторону платных решений. 

В мире спортивных событий подобной пробой стал бой Александра Емельяненко против Магомеда Исмаилова, который прошел 24 июля 2020 без зрителей и транслировался онлайн. В это время продюсеры и организаторы представили идеальный сценарий, по которому один раз смонтированное мероприятие/шоу/концерт транслируется путем платного доступа. 

В цирковой индустрии такой подход не применим, равно как и в театральной, и в эстрадной среде. Ведь главное, за чем приходит зритель — это живые эмоции, непередаваемая сквозь экран энергетика. В цирке каждое выступление — это риск, без дублей, без монтажа, это живое и честное искусство. И живость эта не может быть сохранена вне зрительного зала. Я не против размещения фрагментов видеозаписей шоу, если это не нарушает авторских и смежных прав, но это будет носить скорее ознакомительный характер, ни в коем случае не аналог либо замена посещения оффлайн-события.

Вы с легкостью можете мне возразить: мол, все мы ходим в кинотеатры, и смотрим смонтированный материал, и нам это нравится. Я сама упомянула об этом, чтобы не тратить ваше время на сравнения и размышления, ведь очевидно, что киноиндустрия со времен братьев Люмьер обросла огромным количеством атрибутов, начиная со спецэффектов и заканчивая всеми любимым поп-корном, с которыми во многом ассоциируется поход в кино. И конечно, все единодушно выбирают посмотреть ожидаемую новинку в кино, а не дома в интернете, что явно усиливает эффект от просмотра.

Справедливости ради вспомним фильм о цирке, великолепно смонтированный, руку к созданию которого приложил сам Джеймс Кэмерон — «Cirque du Soleil: сказочный мир», собравший в прокате не намного больше вложенного бюджета ($ 34 млн против вложенных $ 25 млн).

Как только к декабрю 2020 — январю 2021 ограничения начали ослабевать, люди, соскучившись по живым встречам, устремились в солнечный Сочи на многочисленный конференции, мастер-майнды, встречи. Это четкий сигнал к необходимости живого формата.

В заключении

Мой вывод однозначен: массовые мероприятия должны и будут проводиться оффлайн, вживую. Конечно, доля мероприятий, перешедших в онлайн-среду (в первую очередь деловые, бизнес, тематические конференции) возросла и вероятно будет продолжать расти, часть же мероприятий сохранят гибридный статус. В мероприятиях культурно-развлекательной направленности оффлайн всегда будет побеждать.

Как бы печально не звучало, но не всем участникам отрасли суждено было пережить почти годовой застой и полную неизвестность, так же как не все смогут работать в условиях нынешних ограничений. Кризис, подобно пожару, запускает закон джунглей, и сильные игроки становятся сильнее, а слабые покидают поле. В нашем случае, все приложенные и описанные в предыдущей части усилия увенчались успехом, было реализовано 48 892 билета. 

Но некогда почивать на лаврах — едем дальше, нас ждут города и веси.

Читайте также:

Смотреть комментарии