Прежде чем начинать строить любое партнерство, нужно ответить на пять важных вопросов, которые помогут найти общий язык и предотвратят возможные проблемы.
1. Кто главный в нашем бизнесе?
Этот вопрос является основополагающим для образования партнерства. Как показывает практика, в женском коллективе чаще отвечают, что никто, а в мужском, что главные все.
В идеальной картине мира партнерство может основываться на абсолютно равном разделении ролей и обязанностей, но в реальном бизнесе необходимо определять и фиксировать зоны ответственности по компетенциям совладельцев – это важно для функционирования всех рабочих процессов. При этом абсолютно нормально и правильно, если партнеры договариваются, что по определенному ряду вопросов каждый будет принимать решение в своей зоне ответственности, по некоторым темам понадобится коллегиальное принятие решение, а по особо важным – необходимо полное единство мнений.
Если говорить о семейном партнерстве, в центре которого находятся отец и его сыновья, то понятная и распространенная ситуация, когда главный – отец. Однако если в их совместном бизнесе есть сферы, в которых сыновья разбираются лучше, правильным будет отдать им право принимать финальное решение.
Супругам, которые совместно управляют бизнесом, не менее важно задавать этот вопрос. На одной из сессий произошел забавный случай: когда мы перешли к вопросу «кто главный», жена спросила мужа: «Что ты молчишь? Говори, кто главный», в этот момент все стало понятно. Однако недостаточно быть главным на словах, нужно действительно уметь принимать решение, правильно доносить точку зрения и действовать в рамках своей зоны ответственности.
2. Как распределим доли?
Как показало исследование Startup Barometer 2021, 62% IT-стартапов имели двух и более основателей, а ВКонтакте для бизнеса и ResearсhMe установили, что 2019 году 73% владельцев бизнеса делили его с партнерами. Хотя эти данные уже устарели на фоне всех событий после начала пандемии, тенденция ясна – партнерство является самой распространенной формой ведения бизнеса, краеугольным камнем которого становится вопрос, как же распределить доли между совладельцами.
В случае распределения долей самым важным является то, как выглядят правила принятия решений в бизнесе. Например, в компании соотношение долей между партнерами может составлять 98% и 2%, однако если в уставе закреплено, что важные вопросы решаются 100% голосов всех собственников, то этот один человек, имеющий долю всего лишь 2%, будет влиять на принятие финального решения.
Когда генеральный директор дает сотруднику опцион 2%, он также должен заранее продумать, как будут решаться важные вопросы. Если он хочет иметь решающий голос, то может, например, снизить процент принятия решений до 95% или прописать в корпоративном договоре, что все присоединившиеся должны голосовать так же, как генеральный директор – это будет являться условием вхождения в долю компании.
3. Как решаем важные бизнес-вопросы?
На одной из консультаций я услышал фразу от собственницы, что удобно иметь человека, который задает неудобные вопросы твоему партнеру за тебя. Самостоятельно спросить совладельца о том, что будет, если он захочет уйти из компании, – достаточно трудно, он может решить, что ему не доверяют.
Нет универсального для всех вопроса. Я часто совладельцам бизнеса предлагаю упражнение, в рамках которого партнеры записывают благодарности друг другу в течение одной минуты. Затем они вслух зачитывают написанное, и у каждого из них я спрашиваю, за что его поблагодарили. Как правило, это показательное упражнение демонстрирует качества партнеров, за которые они по-настоящему ценят друг друга, и помогает понять, какое значение они имеют для бизнеса.
Есть еще одно упражнение: мы остаемся наедине с каждым из партнеров и выясняем их истинные интересы и потребности, которые они реализуют в бизнесе. Исходя из беседы, я формирую индивидуальный список вопросов, которые важно обсудить каждому из них. Например, для партнеров-супругов вопросы, как правило, касаются найма родственников в компанию или того, что произойдет с бизнесом, если брак будет расторгнут, и об этом можно заранее договориться. В моей практике встречалась супружеская пара, которая развелась, но осталась в хороших партнерских отношениях, поскольку заранее обсудила этот вопрос.
4. Как договариваемся?
Сильное партнерство рождается на стыке разных точек зрения, которые могут кардинально различаться. Важно эти различия не переводить в конфликт, особенно переходящий на личности, а выражать свое мнение через «Я-высказывание», то есть, не предъявлять претензии к человеку, не обвинять его в ошибочных взглядах, а делиться своими чувствами и намерениями по поводу конфликтной ситуации.
Если в итоге возникают непримиримые позиции и кажется, что невозможно найти компромисс, то в беседе с партнером важно отстраниться от предмета споров и личных взглядов и начать задавать себе вопросы: «Почему у меня именно такая позиция? Чем она продиктована? Как еще можно решить проблему?».
А вообще, лучше всего договариваться, когда между совладельцами прекрасные отношения, они хорошо относятся друг к другу и готовы идти на компромиссы. Например, партнеры не могут решить вопрос, в каком режиме лучше работать – для одного подходящий график на старте бизнеса 24 на 7 и никакого отпуска в первый год, а второй с этим не согласен. Однако, пока оба находятся в хороших отношениях, они в любом случае найдут компромисс. В данной ситуации так и было, и совладелец согласился на такой интенсивный график, поставив свое условие – отпуск каждые три месяца спустя год работы.
5. Как прекращаем совместный бизнес?
Как показывает жизнь, любое партнерство со временем распадается. Чтобы избежать проблем на этом этапе, необходимо в перспективе трех лет после начала совместной деятельности решить, как партнеры будут расходиться.
Часто партнеры объединяются с мыслями, что смогут договориться по ходу дела, потому что все нормальные люди. Однако нормальные все по-разному, и строить совместный проект нужно тогда, когда эти «нормальности» познакомятся друг с другом, когда все границы, роли и зоны ответственности будут понятны каждому.
Как минимум, это поможет в спорных рабочих ситуациях, например, при найме родственников в компанию – сразу оговорив правила в этом вопросе, можно избежать неприятных ситуаций. Заранее предусмотрев сценарии расставания, и зафиксировав их в партнерском соглашении, намного легче разойтись цивилизованно, если партнеров что-то принципиально не устраивает друг в друге.
Как же найти идеального партнера?
Одна из главных причин, объясняющая, почему люди начинают строить бизнес вместе, – это страх, но его стоит лечить терапией, а не партнерством. Когда страх отступает, владельцы начинают думать, а зачем им вообще нужен партнер – это правильный вопрос, который надо задавать в начале совместной деятельности и не позже.
Потенциального партнера лучше всего сначала просто нанять в качестве консультанта, ментора, эксперта, но не совладельца. Если вы понимаете, что без его компетенций вам не обойтись, тогда можно начинать строить партнерство – после такой проверки оно будет намного крепче и эффективнее. Именно так и выглядит идеальный партнер – это человек с другими ресурсами, знаниями, навыками, но с похожими ценностями и принципами.
Также читайте: