В начале прошлого года случилась пандемия COVID-19, которая ускорила развитие цифровой медицины — появились голосовые помощники, электронные больничные, очные приемы перешли в онлайн.
По статистике «Ингосстраха» во время локдауна телемедицина пользовалась повышенным спросом. При этом первое время врачи с настороженностью относились к онлайн-консультациям, воспринимая их как вынужденную меру в условиях ограничений. Почему некоторые клиники не спешили внедрять онлайн-консультации, но изменили свое мнение?
Что вынудило перейти в онлайн
Еще два года назад большинство врачей сомневались, что на расстоянии можно качественно выявить проблему, и дать правильные рекомендации по лечению. Но когда государство ввело ограничения на посещение клиник, пациенты остались без своих лечащих врачей. Пришлось искать выход.
Так этот период вспоминает Марина Демидова, основатель и директор детской клиники доказательной медицины DocDeti. «В марте 2020 года пациенты перестали приходить в клинику. Мы видели, как тяжело мамам с маленькими детьми — у них не было возможности привести малыша к врачу. Первое время думали, что через пару недель вернемся к привычному образу жизни. Но время шло, выручка клиники падала, а пациенты хотели знать, когда смогут попасть к врачам. Так мы задумались над альтернативой. Онлайн-консультации стали единственным каналом коммуникации, максимально приближенным к “живому” приему в клинике».
Как врачи и пациенты отнеслись к новому формату
Несмотря на вынужденный переход в онлайн, преимущества онлайн-консультаций оценили обе стороны. Пациенты больше не тратили время на приезд в клинику — это особенно актуально в больших городах, таких как Москва, где на дорогу может уходить до двух часов. Для общения с врачом онлайн нужно было просто выбрать удобное время и место для звонка.
«У нас в клинике онлайн-консультации проводят репродуктологи, эндокринологи, кардиологи, терапевты, урологи. Благодаря первичному онлайн-приему пациенты понимают — стоит ли идти к врачу, какой пакет анализов нужно подготовить до очного приема. На каждом этапе нам важно быть рядом с пациентами, контролировать процесс: оказывать психотерапевтическую поддержку, разрабатывать схемы лечения на основе обследований и т. д. И просто работать независимо от обстоятельств, ведь беременность нельзя поставить на паузу», — поделилась Виктория Александрова, врач ультразвуковой диагностики, акушер-гинеколог, репродуктолог клиники NEO.
Телемедицина позволила врачам проводить консультации, оперативно решая разные вопросы с пациентами из других городов и регионов.
«Благодаря современным технологиям мы можем проводить онлайн-приемы с пациентами из Испании, Швейцарии, США и других стран», — рассказал Андрей Копасов, ведущий специалист по эстетической хирургии лица и тела в центре пластической хирургии Frau Klinik.
По статистике Frau Klinik, если пациент приходит на очную консультацию, с 70% вероятностью он записывается на операцию. Перед внедрением телемедицины в клинике предполагали, что добиться такого же показателя в онлайне будет сложно, так как пациенты привыкли к личному общению врачом. Первое время доходимость была 50%.
«Поначалу не было большого потока пациентов: многие присматривались к онлайн-консультациям. Спустя два месяца стало больше обращений. Чаще записывались на повторные созвоны с врачом, а в последующем и на операции. Как итог — 80% пациентов доходили до операции после онлайн-консультации. Тогда я понял, что телемедицина — это рабочий инструмент, к которому нужно относиться серьезно», — отметил Андрей Копасов.
Закон укрепил веру врачей и руководителей клиник в то, что телемедицина станет такой же привычной услугой, как и очные приемы. Дело в том, что качество оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий контролируется по тем же стандартам. Об этом сказано в п.5 ст. 36.2: оказывать медпомощь с помощью онлайн-консультаций можно только при соблюдении требований, установленных законодательством РФ в области персональных данных, и соблюдением врачебной тайны.
Почему врачи продолжат пользоваться онлайн-консультациями
Несмотря на то, что большую часть ограничений сняли, врачи и пациенты по-прежнему используют телемедицину. Европейский Медицинский Центр (ЕМС), один из лидеров цифровизации медицины, прогнозировал, что в 2021 году по сравнению с 2020 годом доля онлайн-сервисов вырастет примерно на 30%. А по данным онлайн-сервиса Страховка.ру, самыми востребованными врачами в первой половине прошедшего года стали терапевт, педиатр, эндокринолог, дерматолог и психотерапевт. Лидерами по росту спроса стали неврологи (+59%) и кардиологи (+58%).
Сегодня, благодаря специализированным сервисам, врач может хранить все данные в одной системе, собирая статистику онлайн-посещений и планируя свою загруженность. Например, раньше приходилось принимать звонки и сообщения от пациентов в разных мессенджерах. Это было неудобно: запросы могли потеряться, приходилось отдельно фиксировать время онлайн-приема, ориентируясь на график консультаций.
«Работать с сервисами намного комфортнее: протокол фиксируется в нашей программе — электронной карте, дублируя рекомендации на электронную почту пациента», — пояснила Виктория Александрова, врач акушер-гинеколог, репродуктолог, врач ультразвуковой диагностики клиники NEO.
Крупные клиники, которые во время пандемии запустили онлайн-консультации, планируют активно развивать это направление.
«Мы хотим внедрить удаленное получение «второго мнения» для людей, проживающих в регионах. И новые сервисы, например, образовательные программы для врачей из регионов», — уточнила Марина Демидова, основатель и директор детской клиники доказательной медицины DocDeti.
Как государство способствует развитию телемедицины
Результаты от использования телемедицины отметили и на государственном уровне. В пик пандемии власти рекомендовали пациентам лечить COVID-19 на дому с помощью дистанционных консультаций, и помогли организовать такие онлайн-приемы.
Например, в Свердловской области в отдельных помещениях отделений «Почты России» можно было созвониться с врачом по специальному терминалу. А в Омской области более чем 30 сельских фельдшерско-акушерских пункта (ФАП) оснастили необходимой техникой для проведения онлайн-консультаций.
Пациенты из глубинки, у которых не было возможности добраться до ФАПа или почты, могли воспользоваться услугой с помощью почтальонов. По поручению медицинских организаций почтальоны доставляли пациентам планшеты с установленной телемедицинской системой, настраивали их, на время консультации выходили из помещения, затем возвращали планшеты в клинику.
По данным Минздрава, за 2020 год удалось провести свыше 1,7 млн телемедицинских консультаций пациентам с диагнозом COVID-19 или пневмония, ОРВИ, грипп.
В 2021 году Минэкономразвития обнародовало проект документа, предполагающего проведение трехлетнего эксперимента, клиники-участники которого смогут при проведении первичных онлайн-консультаций назначать и корректировать лечение пациентов.
Также Правительство планирует предоставить поставщикам электронных сервисов доступ к демографическим данным граждан — Росстат к 2023 году запустит центральную аналитическую платформу «Население». Все это говорит о том, что государство считает перспективным новый способ взаимодействия с пациентами, а значит будет вкладывать ресурсы в развитие медицинских технологий.
Резюме
Прогнозы показывают, что онлайн-консультации только набирают мировую популярность. Согласно Global Market Insights, глобальный рынок телемедицины к 2027 году увеличится до $186,7 млрд. Это значит, что в ближайшее время все больше клиник будут предлагать пациентам дистанционные консультации с врачами, а сервисы телемедицины расширять свой функционал.
Читайте также: