Корпоративная практика621011

Как разработать цифровую корпоративную стратегию

Как устойчиво внедрить цифровую стратегию во все сегменты бизнеса?

Подрывные технологии, такие как искусственный интеллект, блокчейн и дополненная реальность, уже оказали радикальное влияние на бизнес-модели, которые хорошо работали в прошлом. Долгосрочный успех компании теперь все больше зависит от способности адаптироваться к этой изменяющейся среде и от уровня ее готовности к цифровому будущему. Для этого необходима подходящая цифровая стратегия.

В этой статье Астрид Кляйнханнс-Ролле, управляющий директор WU Executive Academy, объясняет, как компании могут наилучшим образом интегрировать цифровую политику в существующие бизнес-стратегии, разбив весь процесс на четыре этапа.

Обособленные департаменты, занимающиеся исключительно диджитал-проектами, остались в прошлом. Диджитализация давно стала неотъемлемой частью корпоративной стратегии каждой компании; она уже считается частью ДНК любой организации. Но как можно устойчиво внедрить цифровую стратегию во все сегменты бизнеса?

Возможно, ни для кого не удивительно, что разработка успешной цифровой стратегии - это не высшая математика. Здесь нужно сосредоточиться на соответствующих ключевых областях бизнеса и проанализировать их, задавая правильные вопросы.

Четыре области особенно важны, поскольку они оказывают наибольшее влияние на процессы трансформации: (будущий) рынок, цепочка создания стоимости, отношения с клиентами, и новая ориентация организации.

Если компании последовательно выполнят все четыре шага, они смогут успешно интегрировать цифровую стратегию во все сегменты бизнеса и подготовиться к цифровому веку:

Шаг 1: Определите рынок для вашего будущего бизнеса

В сегодняшнем неопределенном и быстро меняющемся VUCADD-мире (VUCADD — неустойчивость, неопределенность, сложность, неоднозначность, динамика, многообразие) у компаний нет другого выбора, кроме как критически оценивать свои бизнес-модели. Цифровые бизнесы уже вызвали серьезные сбои в целых отраслях.

Airbnb стала крупнейшей туристической платформой, не владея при этом ни одним отелем. Uber — чемпион среди служб такси, но ни одна компания такси не принадлежит этому сервису. Потоковые сервисы, такие как Netflix или Spotify, произвели революцию на телевизионном и музыкальном рынке. Но не только цифровые продукты продолжают трансформировать экономику. Японский гигант электроники Sony недавно вышел за пределы своей основной сферы деятельности и представил первый электромобиль, оснащенный собственным программным обеспечением, работающий на основе датчиков и электроники Sony и управляемый через электронную платформу.

На этом фоне компании должны быстро консолидировать свой бизнес, радикально обновлять бизнес-модели и заново пересматривать свои экосистемы, включая заинтересованных сторон и инновационных партнеров, таких как стартапы. И все это без ущерба для бренда. Задача не из легких.

Вопросы, которые вы должны задать себе:

1. Рыночная среда:

Какие компании в моей отрасли можно назвать наиболее подрывными? Могу ли я сам вызвать нарушение работы текущей бизнес-модели за счет перехода на цифровые технологии, прежде чем это сделает кто-то другой? Как моя компания может использовать цифровые продукты и услуги, чтобы оставаться конкурентоспособными? И как я могу защитить сущность бренда, несмотря на все изменения, чтобы не отпугнуть существующих клиентов?

2. Бизнес-модель:

Какие методы и подходы я могу использовать для создания ценности и инновационных бизнес-моделей, и где я должен учиться у лучших?

3. Платформа:

Какие инновационные партнеры мне нужны в моей экосистеме? Как я могу управлять и эффективно использовать эту экосистему - например, через диджитал-платформу?

Шаг 2: Сделайте вашу цепочку создания стоимости более эффективной

Используйте цифровые технологии, чтобы сделать процессы в рамках цепочки создания стоимости более эффективными и инновационными». Благодаря обширному сбору и оценке данных можно предугадывать возможные периоды неэффективности и простоев в производстве и лучше понимать, где нужны улучшения и как их реализовать. Полученные таким образом необработанные цифровые данные, так называемые «умные данные» (Smart Data), могут использоваться для принятия важных стратегических решений будущего.

В эпоху Industry 4.0 появляются «умные» фабрики, которые характеризуются виртуальным планированием и основанными на данных бизнес-моделями и продуктами. Открытые инновации могут оптимизировать процессы исследований и разработок. В цифровом мире открываются новые каналы продаж. За счет применения омниканальной торговой стратегии можно привлечь внимание клиентов на разных уровнях.

Вопросы, которые вы должны задать себе:

1. Инновации:

Как я могу получить доступ к новым способам создания стоимости, используя открытые инновации и привлекая клиентов, партнеров и поставщиков?

2. Рабочий процесс и продажи:

Как я могу преобразовать существующую цепочку создания стоимости в цифровую? Как можно собирать и анализировать данные о цепочке создания стоимости и производственных процессах, чтобы постоянно повышать качество и эффективность? Какие из цифровых технологий (например, виртуальная и дополненная реальность и 3D-печать) способствуют достижению этой цели и подходят для моей компании?

Шаг 3: Осознайте потребности ваших клиентов. Сейчас и в будущем

Если говорить о завоевании и удержании клиентов, то диджитализация – это настоящая находка: ещё никогда компаниям не удавалось так много узнавать о своих клиентах и так целенаправленно обращаться к ним. Потребители оставляют в интернете огромное количество информации о собственных интересах, потребностях, свойствах и характеристиках. Они также оценивают в интернете различные продукты и услуги.

Отслеживание кликов клиентов помогает получить ценные данные, которые в дальнейшем можно использовать для улучшения качества обслуживания клиентов. Клиенты больше не хотят просто получать информацию; они ожидают, что компании будут их удивлять. И это можно сделать, обращаясь к ним индивидуально и настраивая таргетированную рекламу, основанную на интеллектуальных алгоритмах. Результаты такой рекламы проще измерить».

Вопросы, которые вы обязательно должны задать себе:

1. Привлечение клиентов:

Какие цифровые каналы я могу использовать более эффективно для привлечения и удержания клиентов? Могу ли я наладить их взаимодействие с существующими оффлайн-каналами? Что я могу узнать из анализа данных о поведении клиентов в интернете?

2. Удержание клиентов:

Какие интерактивные способы и точки взаимодействия я могу использовать, чтобы клиенты чаще сталкивались с моим брендом, продуктами или услугами? Могут ли социальные продажи создать добавленную стоимость для моих клиентов?

3. Измеримость:

Что цифровые инструменты говорят мне о маркетинговых расходах и эффективности моей коммуникации с клиентами? Как я могу собрать подходящие данные и проанализировать их для моих целей?

Шаг 4: Трансформируйте вашу организацию

Диджитализация оказывает влияние практически на все подразделения внутри компании: отдельные сотрудники и целые команды обязаны развивать цифровые навыки и методы работы. Рабочие процессы, а также внутренняя и внешняя коммуникация теперь реализуются в цифровом формате. Организационная структура компании также должна быть адаптирована и улучшена для возможности быстрого внедрения инноваций.

Кроме того, важно чётко распределить полномочия и обязанности в отношении цифровой трансформации. Более того, переход к цифровому миру бизнеса предполагает наличие эффективного контроля и управления изменениями. Похоже на сизифов труд? Диджитализация повсеместно сотрясает организационные структуры. Но компании могут использовать это и как возможность преобразиться и улучшить внутренние процессы.

Вопросы, которые вы обязательно должны задать себе:

1. Трансформация:

Как я могу решить проблемы, связанные с цифровой трансформацией? Есть ли нераспределенные задачи и отсутствуют ли какие-либо компетенции? Какие области пересечения и/или отделы и люди мне понадобятся? Кто за что отвечает?

2. Структура:

Существуют ли организационные структуры, которые необходимо создать для успешных цифровых преобразований? Могут ли цифровые инструменты облегчить рабочие процессы и сотрудничество?

3. Талант и ноу-хау:

Какие навыки и компетенции нужны людям, вовлеченным в процесс? Существуют ли области, для которых мне нужны данные? Как искусственный интеллект, алгоритмы и автоматизированные рабочие процессы поддерживают трансформацию? Как я могу нанять новых сотрудников для своей компании, используя инновационные и автоматизированные подходы?


До 15 июня 2020 года можно подать заявку на стипендию по программе Professional MBA по следующим специализациям: Digital Transformation & Data Science, Energy Management, Entrepreneurship & Innovation, Finance, Marketing & Sales, Project Management. Стипендия позволит сократить стоимость обучения на 35%. Подробнее о конкурсе 

Партнерский материал

Читайте также:

Смотреть комментарии