Термин «хакатон» пришел в бизнес из IT-среды. Его классическое определение – форум разработчиков, в ходе которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения, сообща работают над решением какой-либо проблемы. Результат хакатона – программный продукт в высокой степени готовности.
Компания «Газпром нефть» провела курс «Битва коммерсантов. Цифровая трансформация – 2017» для своих сотрудников. Финалом курса стал хакатон. Основная идея хакатона «Газпром нефти» – создание временных команд для решения бизнес-задач с применением цифровых технологий, «прокачка» навыков гибкого взаимодействия друг с другом и с разработчиками, которые выступали полноценными членами команды. Именно это требуется компании, недавно открывшей собственный Agile-кластер, куда переданы проекты, связанные со стремительной цифровизацией бизнеса топливной компании.
Приглашенный эксперт Павел Таргашин, консультант по цифровой трансформации, соавтор и преподаватель образовательной программы Microsoft EMEA сформулировал замысел хакатона так: «Компании стоят перед необходимостью обучить персонал и погрузить сотрудников в цифровую среду. Если этого не происходит, то у компании в самом ближайшем будущем возникнут очень большие проблемы. На внедрении технологий все только начинается: с технологиями работают люди, и они должны разделять ценности цифровизации. Только в этом случае технологии будут эффективны».
7 компетенций, главная – инновационность
Чтобы стать участником хакатона, сотрудникам пришлось пройти ряд отборочных этапов (анкетирование, переговорные поединки, презентации, анализ бизнес-ситуаций, решение интеллектуальных и творческих задач), каждый из которых требовал от них колоссальных усилий.
Компетентностный подход лежит в основе системы поддержки и развития интеллектуального ресурса компании. Поэтому основой для разработки заданий, в том числе в финале, стал профиль коммерсанта, состоящий из 7 компетенций, одна из которых – инновационность.
Организаторам мероприятия и руководителям компании тоже пришлось учиться в ходе проекта. «Мы искали информацию, изучали, как это проходит в крутых IT-компаниях, примеряли этот формат на себя. Нам удалось перевернуть сознание и участников, и руководителей, и свое. Вернувшись на свои рабочие места, мы не будем работать по-прежнему, это и есть начало трансформации», – комментирует Ольга Музалева, руководитель направления организации обучения и развития персонала «Газпромнефти» и руководитель проекта.
Без бюрократии
Важная составляющая хакатона – отсутствие корпоративной иерархии и бюрократических препонов. Заказчики и разработчики работали в командах с бизнес-аналитиками, вскрывали проблемы в неформальной обстановке: каждый мог задать вопрос, предложить идею и подискутировать.
Хакатон шел практически в круглосуточном режиме в течение трех суток. В итоге разработка продуктов происходила довольно быстро. «Хакатон – инструмент развития внутреннего инновационного потенциала. В каждом человеке есть этот потенциал, но зачастую он скрыт. Раскрыть его можно, если дать человеку инструменты и возможности», – отмечает еще один приглашенный эксперт Дмитрий Масленников, технологический предприниматель и консультант по корпоративным инновациям, основатель частной венчурной компании Disruptive.vc.
«Хакатон – интересный формат взаимодействия бизнес-аналитиков, коммерсантов и разработчиков. Считаю, что даже если один из представленных в финале проектов будет реализован, наша «битва» уже окупила себя. К тому же на мероприятии я увидел, как в компании формируется правильная корпоративная культура, культура участия. Моя задача – поддерживать эту культуру, помогать талантливым людям развиваться профессионально», – подчеркнул Александр Крылов, директор по региональным продажам «Газпромнефти».
Из 650 кандидатов в финал вышли 45
Принять участие в битве коммерсантов имели возможность все сотрудники подразделений «Газпром нефти», имеющие статус не выше, чем «специалист». К участию в хакатоне зарегистрировалось 650 человек, из них 339 человек прошли онлайн-отбор. По итогам последующих отборочных туров в финал вышли 45 человек. Было сформировано 8 команд по 5-6 человек, в которые вошли незнакомые друг с другом в основном молодые люди из абсолютно разных подразделений компании.
«Для участников команд, задачи, которые достались им для решения, стали своего рода открытием, участники практически ничего не знали об особенностях того или иного бизнес-процесса. Но именно в этом и заключается замысел: они могли выдвигать и проверять гипотезы, не будучи зашоренными предыдущим опытом. Разные взгляды, разные направления бизнеса, разные люди с разным опытом и компетенциями, позволили с разных сторон рассмотреть предложенную проблему и найти, возможно, совершенно неожиданное решение», – говорит Дмитрий Масленников.
В ходе битвы участники работали с реальными бизнес-кейсами, решали задачи, о которых в «Газпромнефти» знали, но у бизнеса, что называется, до них «не доходили руки». При этом заказчиками решений выступили руководители тех компаний, чьи кейсы решали участники. Определение, какая из команд будет решать тот или иной кейс, осуществлялось посредством жеребьевки.
Свои решения команды презентовали жюри, в состав которого вошли 14 человек – руководители компаний-заказчиков и эксперты. Наработки, созданные участниками во время хакатона, будут переданы «настоящим» командам для доработки и внедрения.
Что именно предложили команды?
Очки для лаборанта
В компании «Газпромнефть-Лаборатория», которая отвечает за сохранность качества и количества топлива по всей товаропроводящей цепи, назрела задача – организовать удаленный контроль выполнения работ на объектах специалистами лаборатории. То есть создать рабочий механизм, позволяющий фиксировать каждое действие пробоотборщика и лаборанта в соответствии с процедурой проверки и чек-листом, и загружать точную информацию об этих действиях и их результатах в онлайн-систему управления информацией. Именно эту задачу поставил перед одной из команд генеральный директор «Газпромнефть-Лаборатории».
Команда «Хакамегатрон» за трое суток нашла и презентовала решение, которое понравилось руководителю своей практичностью и эффективностью. Команда предложила вооружить лаборантов и отборщиков проб специальными промышленными очками для регистрации аудио- и видеоконтента и для проектирования чек-листа. Каждое действие этих сотрудников записывается и хранится в базе данных. Идентификация тары с пробой топлива происходит по штрих-коду. Каждая проба опечатана этикеткой с автоматически сгенерированным QR-кодом, который содержит нужную информацию – время отбора, имя сотрудника и пр. По завершении процедуры отбора проба направляется в лабораторию и попадает в электронную базу. Результат анализа загружается в систему Laboratory Information Management System.
Что это решение дает компании? Практически полное исключение человеческого фактора – уверенность в правильном выполнении отбора проб: пробы нельзя перепутать, смешать, подменить. Максимальная прозрачность и объективность в обеспечении сохранности качества.
«Этот проект мы будем реализовывать в самые короткие сроки, причем в режиме привычной проектной деятельности. Я благодарен ребятам за качественную работу и планирую использовать их идеи и расчеты», – сказал генеральный директор «Газпромнефть-Лаборатории» Виктор Чуяков.
Прием продукта на нефтебазе
Не менее интересное решение предложила команда OneMoment по проблеме потери времени в процессе приемки сопутствующих товаров на АЗС. Заказчиком выступил заместитель генерального директора по продажам компании «Газпромнефть-Центр» Олег Кузьменков. Команда предложила создать модульную платформу, которая объединит АЗС и поставщиков. Портативный сканер и веб-чеклист позволят сотрудникам АЗС экономить до 200 тыс. часов в год на приемке товаров.
Победителем хакатона стала команда BlackTank, которая решала проблему контроля приема нефтепродукта на нефтебазе. Заказчиком выступил генеральный директор компании «Газпромнефть-Терминал» Антон Матвиенко. Команда предложила систему мониторинга приема нефтепродукта, которая агрегирует данные из систем нефтебазы, РЖД и «Газпромнефть-Лаборатории». Система позволит руководителю в режиме реального времени контролировать каждый этап процесса и оперативно принимать управленческие решения.
Проекты хакатона: какие проблемы решали команды
Команда и проблема |
Решение |
OneMoment. Потеря времени в процессе приемки сопутствующих товаров на АЗС. |
Модульная платформа, объединяющая АЗС и поставщиков. |
«Нам по пути». Увеличение продаж сопутствующих товаров клиентам АЗС. |
Персонализированная база данных. |
BLACKTANK. Оптимизация контроля приема нефтепродукта на нефтебазе. |
Система мониторинга, агрегирующая данные из разных систем логистической цепи. |
«Хакамегатрон». Оптимизация мобильного контроля. |
Очки с дополненной реальностью. |
Creators of technology. Анализ остатков на АЗС. |
Алгоритм «Последняя миля». |
«Умный платеж». Оплаты клиентов B2B. |
Функция на сайте «Умный платеж». |
DriveSales. Низкая мобильность менеджера по продажам. |
Коммерческая тайна. |
«Великолепная восьмерка». Оптимизация коммуникаций с независимыми сетями АЗС. |
Коммерческая тайна. |
Таким образом, командам хакатона удалось посмотреть на проблемы свежим «незамыленным» взглядом, очень быстро изучить рынок технологий и связать их в единые стройные эффективные решения.