Бизнес-аналитика – источник дополнительной прибыли и конкурентное преимущество для компаний. С ее помощью руководитель узнает о спаде в продажах за часы, а не за дни и недели, прогнозирует денежные потоки, рассчитывает запасы, видит вклад каждого сотрудника в цифрах, мониторит конкурентов и в итоге опережает их.
Про технологии BI и Big Data сказано много, но они не работают без человека. Многие автоматизируют старые отчеты в новой программе, а потом удивляются, что инвестиции в IT не окупились. Или ждут, что искусственный интеллект скажет, как управлять компанией.
Система бизнес-аналитики – это не только технология, в ней важен человек. Тот, кто будет находить неочевидные взаимосвязи и оцифровывать их в управленческие решения. Первичен он, а не IT-решение. Давайте разберемся, кто такой бизнес-аналитик, и какими качествами он должен обладать. Как его найти и вырастить в компании.
Что должен делать бизнес-аналитик?
Бизнес-аналитик – связующее звено между стратегией и операционной деятельностью компании. Хорошо, когда он разбирается и в IT, и в бизнесе:
- Понимает структуру данных, бизнес-процессы, может четко поставить задачу программистам.
- В состоянии сам проанализировать данные, подготовить отчеты для топ-менеджеров: донести ключевые выводы, предложить варианты действий.
Хороший аналитик – это консультант. Он не просто готовит отчеты по регламенту, а думает о прибыли компании. Плановая экономика не развивала такой подход, и экономистам отводилась роль калькуляторов.
К сожалению, до сих пор в крупных корпорациях, госструктурах, встречается такая пассивная позиция: «Вот отчет по форме. Удельная себестоимость 1200 рублей на единицу продукции. А дальше пусть начальство решает, что с этими цифрами делать».
Ваш бизнес-аналитик должен занимать активную позицию: «Себестоимость 1200 рублей. Она выросла на 15% за последние полгода. В основном из-за цен на сырье. Хотя в среднем наш рынок сырья вырос лишь на 5%. Если даете добро – я проанализирую цены и подготовлю список альтернативных поставщиков. Это займет неделю».
Какими качествами нужно обладать бизнес-аналитику?
У него должны быть одновременно развиты системное и творческое мышление. По-простому: он должен уметь хорошо считать, писать и рисовать.
- Считать. Бизнес-аналитик должен разбираться в экономике и финансах, уметь отличать БДР от БДДС и ROI от EBITDA. Помимо развитой логики, ему нужно владеть инструментами анализа данных: как минимум быть на «ты» с Excel.
- Писать. Умение четко формулировать мысли важно для бизнес-аналитика. Как хороший консультант, он пишет кратко, емко и по делу, уважая время своего руководителя, заказчика.
- Рисовать. Визуализация – универсальный язык коммуникаций. Бизнес-аналитику важно уметь находить образы, которые будут понятны и директору, и продавцу, и технарю. Необязательно быть дизайнером, чтобы использовать графику. Важно не оформление, а умение выражать идеи схемами, диаграммами и даже картинками из интернета.
Умение программировать – плюс, но это необязательное качество. В зрелом возрасте трудно научиться программировать без базового технического образования, но научиться понимать программистов, уметь отредактировать XML и SQL-запрос реально.
В Клубе анонимных аналитиков я познакомился с Мариной, категорийным менеджером зарубежной FMCG-компании. Несмотря на педагогическое (!) образование, она системный человек: все раскладывает по полочкам. В филиалах зарубежных компаний с данными бардак. Марина навела порядок в отчетах, нашла общий язык с программистами, поняла, как устроена база. В итоге она придумала, как экономить один рабочий день в неделю для десяти коллег за счет небольшой автоматизации и изменения регламента. Сначала ей дали в помощь программиста в проектном режиме, затем аналитика. Теперь она начальник отдела и получает зарплату в два раза выше.
Проблема: многие начинают письма с длинной предыстории, рассказывают об исходных данных, о том, что они считали, и на какие вопросы искали ответ. Чего они хотят от адресата – можно найти только на второй странице, если хватит сил дочитать.
Поэтому, когда я нанимаю к себе бизнес-аналитика, то даю тестовое задание: «Вот выгрузка из базы по продажам. Подготовьте отчет на одном слайде с ответами на вопросы: какие клиенты самые важные, какие услуги востребованы». К этому слайду надо приложить пояснительную записку. А тех, кто пишет повести на десять страниц, я сразу отсекаю. Молодежь обижается: мол, я же не дал образец «как надо», не разжевал, что хочу увидеть.
Я заставляю своих аналитиков добавлять аннотации в один абзац к документам или к большим письмам. В них они пишут, чего хотят от адресата в терминах действия: выбрать из вариантов, согласовать, назначить ответственного. Если действий не требуется, объясняют, зачем адресату тратить время на чтение их документа.
Например, участвую в переговорах, где агент по привлечению инвестиций объясняет клиенту свои финансовые условия: «10% от бюджета проекта в случае выигрыша тендера. Аванс – 25% от моей доли». Клиент насторожился. Тогда я взял планшет и пальцем нарисовал схему на примере бюджета в два миллиона.
В итоге все друг друга поняли и ударили по рукам. Кажется, что тут особенного? Но я столько раз бывал на совещаниях, где после рассказа о проекте люди молча кивали: мол, все понятно. Но когда спикер то же самое рисовал на доске, у них вдруг возникали вопросы.
Правда, во всем нужно знать меру. Если ваш аналитик к каждому совещанию готовит безукоризненную презентацию, возможно, он тратит время не на то. Но если дизайн так важен – дайте ему в помощь студента-стажера.
Что бизнес-аналитик дает компании?
Корпорации с отстроенными процессами не нужен аналитик-консультант, он будет ограничен рамками, не впишется в культуру. Но для среднего бизнеса, работающего на конкурентном рынке, внедрение аналитики будет драйвером роста. А стартап будет расти в разы, даже если один человек выделит половину рабочего времени на решение аналитическо-стратегических задач.
Вот история про логистическую компанию, которая чуть не вложилась в бессмысленный IT-проект.
Несмотря на вложения в маркетинг, продажи шли плохо. Директор захотел автоматизации, чтобы контролировать воронку продаж, каналы и конверсии на онлайн-дашборде. Предстояло много технической работы. Пригласили бизнес-аналитика. Он изучил процесс продаж целиком и увидел узкое место: клиенты терялись на этапе согласования коммерческого предложения. Причина проста: КП были сложными и непонятными сметами.
Решили сделать калькулятор КП. Через месяц после разработки он принес менеджерам сделок на 3 млн сверх плана. Компания получила быстрый результат вместо вложений в рискованный и долгий IT-проект. Вместо огромных смет клиенты получали такую инфографику. Она понятно и убедительно показывала экономику сделки. А главное – клиент на уровне визуального восприятия, эмоций запоминал это предложение среди еще пяти однотипных смет конкурентов:
Как найти классного бизнес-аналитика?
Да никак. Супермен, которого я описал, всегда при деле. Зарплата ниже 200 тыс. рублей в месяц ему неинтересна. И бизнес ваш должен быть для него перспективным.
Когда я работал по найму, то не мог брать к себе в отдел дорогостоящих специалистов: был ограничен ставками штатного расписания. Приходилось нанимать людей за среднерыночную зарплату и выращивать их. Я набил много шишек на этом пути и поделюсь своим опытом.
Сначала поищите внутри своей компании. Начните с отделов, связанных с анализом бизнес-показателей: финансы, экономика, маркетинг. Это может быть кто-то из проектных менеджеров: тот, кто достаточно долго проработал в компании, понимает внутреннюю кухню и рынок. Важно, чтобы он продолжал полагаться на цифры, а не только на свое чутье и опыт.
Дайте тестовую задачу: пусть проанализирует свой недавний проект / продукт, или тренды его сегмента рынка. Отчет принимайте в свободной форме, но намекните, что лучше сделать наглядную презентацию с ключевыми выводами для директора. Критерии все те же: считать, писать и рисовать.
Ищите тех, кто мыслит шире рамок вашего бизнеса. Если человек пришел к вам на работу десять лет назад сразу после института, то он и не знает, как работать по-другому. А с опытом в другой компании и даже отрасли ему есть что привнести.
Как-то на должность аналитика IT-проектов я выбирал между двумя людьми. Первый раньше работал менеджером проектов в веб-студии и по образованию вообще дизайнер. Другой – в системном интеграторе, знал ГОСТы и умел писать для госзаказчиков ТЗ на 100 страниц. Его компания была очень похожа на нашу. Я выбрал веб-дизайнера, и не прогадал: он привнес в наш рабочий процесс инструменты скетчинга и прототипирования, о которых мы и не знали. Мы стали согласовывать ТЗ с клиентами в два раза быстрее. И под Новый год смогли выполнить прибыльный проект с горящими сроками.
Если не нашли кандидата внутри, публикуйте вакансию. В процессе внутреннего поиска вы определите критерии подходящего кандидата. Написать текст вакансии будет просто.
Как выбрать правильного кандидата
Берите специалистов, которых интересуют реальные задачи вашего бизнеса. Я не работаю с теми, кто говорит заумными фразами о стратегии, и не думает о ее реализации.
Однажды мне порекомендовали умного веб-аналитика. Обсудили с ним мой проект. Я услышал кучу новых модных слов. Затем еще раз. Конкретных предложений, что делать с рекламой, он так и не сделал:
– Надо с семантикой поразбираться, тут такой нетривиальный морфоанализ…
– А что дальше? – спрашиваю я. – Какие рекламные кампании, объявления, таргетинг?
– Вы же заказчик. Как вы решите, так и настрою…
На этом сотрудничество закончилось. Для меня он – улетевший в космос зануда, который будет отвечать за правильное семантическое ядро, а не за продажи в интернете.
Как растить бизнес-аналитика
Начнем с того, чего не стоит делать.
- Не отправляйте на МВА. Давайте по-честному: вам нужен человек для решения локальных задач. На МВА мышление искажается лучшими мировыми практиками, правильными теориями. В итоге мозг может улететь в космос. Бизнес-аналитик не стратег и не топ-менеджер, который может задумать реорганизацию компании. Вам такой не нужен.
- Не учите Big Data. Понять ключевые тренды можно и самостоятельно, а вот учиться строить нейронные сети – это не для бизнес-аналитика. Я не имею ничего против продвинутой аналитики, но она, к сожалению, часто ведет к строительству космического корабля, который редко взлетает.
Учите прикладным вещам. Это может быть что-то отраслевое: digital-маркетинг, инвестиционный анализ или нововведения в строительных сметах. Совмещайте внешнее обучение с внутренним. После одного-двух дней обучения пусть ваш кандидат проведет лекцию, мастер-класс для коллег, донесет новые идеи. Знания должны быть полезны всей компании, а не только ему одному.
Универсальных рецептов немного. По моим наблюдениям, аналитикам не хватает визуального и стратегического мышления. Этому я обучаю на своих курсах. Аналитики учатся делать понятные отчеты для своих руководителей и заказчиков. Они получают свежий взгляд, множество примеров из ритейла, дистрибуции, банков, логистики, телекома и венчурного бизнеса.
Остальное приходит с практикой. Главное, помните: от вас, как заказчика, тоже многое зависит. Если вы не знаете, чего хотите, или не хотите принимать неприятные решения на основе фактов – не ждите лояльности от вашего консультанта.
Как выстроить работу
Я рекомендую распределять рабочее время аналитика так: 50% времени на текучку (управленческая отчетность, система качества менеджмента, только без формализма), 50% – на аналитические проекты.
Аналитические проекты возникают во время общения аналитика с топ-менеджментом компании. Если аналитик регулярно ходит на совещания, получает вопросы от директоров, участвует в обсуждении реальных проблем бизнеса, проекты появляются сами собой. Это намного эффективнее, чем когда аналитик выдумывает, в каких бы цифрах покопаться.
Для проектов аналитику может потребоваться команда. Сформируйте ее из внутренних специалистов с матричным подчинением аналитику, либо найдите команду на аутсорсинге. Когда задача ясна, а проект четко сформулирован, исполнителей легко найти даже на стороне.
Еще два примера
1. Компания купила базу таможенных деклараций, чтобы понять структуру экспорта конкурентов. Но база оказалась грязной, с кучей опечаток, дублей. Ее нужно было очистить техническими методами с применением экспертного знания. Со своей IT-службой они не договорились: бюрократия в большой компании. Зато смогли выделить бюджет и отдать нам на аутсорсинг. Мой аналитик с профильным опытом и программист решили задачу и подготовили презентацию с инфографикой для директора.
2. Ко мне на воркшоп пришел бизнес-аналитик лизинговой компании. Директор поставил ему задачу: сделать отчет, который показывает тренды рынка, позиции компании. Данные в базе есть, так что нужен был сразу отчет в BI-системе. Вместо двух недель он сделал это за один день. Вырвавшись из офисной текучки, он продумал сценарий пользователя, полностью переделал интерфейс с понятного аналитику на понятный директору. Мы нашли нестандартные визуализации, чтобы тот «увидел и понял все сразу».
Как учиться и где учить?
Если вы хотите стать успешным бизнес-аналитиком – развивайте оба полушария и проявляйте инициативу. Не ждите, что вас повысят просто так. Интересуйтесь дизайном, копирайтингом, программированием, бизнесом. Черпайте примеры из других отраслей. Предупреждаю: быстрых рецептов нет. Я потратил восемь лет, наступил на все грабли, чтобы сейчас жить в Майами и управлять российским бизнесом удаленно.
Если вы директор или топ-менеджер – посмотрите на недавний отчет, который вам подготовили подчиненные. Все ли в нем понятно вам без комментариев? Если нет, или за пять лет он не менялся – вам нужны свежие идеи.
И если вы хотите получать понятные отчеты от своих подчиненных, отправляйте их на мой онлайн-курс. На нем они не только будут учить теорию на абстрактных примерах, но и сделают свой проект с консультациями от меня и моей команды. Этот проект может быть разработан специально для вашей компании.
Партнерский материал