Маркетинг36661

PR должен продавать: что делать и как измерять результаты

PR уже не инструмент для эффектного перфоманса, а способ увеличить продажи. Как PR влияет на воронку продаж, и как это отслеживать?

Рынок до сих пор остро спорит на эту тему, но сходится в двух вещах: 

  1. PR должен продавать, потому что все в бизнесе работает на то, чтобы приносить компании деньги. 
  2. Ждать от него непосредственного и мгновенного результата нельзя — потому что работает он больше с лояльностью и отношениями с клиентом.

Я считаю, PR, как и остальные направления, работает на продажи, но эффект опосредованный и отложенный во времени. Разберем на каких этапах воронки работает PR, как их прокачивать и отслеживать эффективность.

1. Попадание в инфополе клиента и полка любимых брендов

Сначала потенциальный клиент не хочет ваши продукт или услугу: они ему просто не нужны. Однако клиент постоянно сталкивается с брендом в сети, при личном общении и прочих касаниях. Чем чаще клиент читает полезный контент бренда в СМИ, блогах или первых строчках поиска, тем быстрее компания попадает в consideration pool потенциального клиента. 

Как работает PR на этом этапе:

У каждого, неважно в b2b или b2c, есть в голове полка любимых брендов. Как только возникает потребность в том или ином продукте, человек обращается к ней, чтобы понять, какие бренды гарантированно решат проблему. Обычно это шорт-лист из 2-3 кандидатов, которые впоследствии клиент сравнивает между собой. 

Попадание в этот шорт-лист заказчиков – и есть результат работы PR на первом этапе. 

Что делать, чтобы PR продавал? Публиковать полезный контент в СМИ, развивать блоги на площадках и в Telegram, участвовать в ивентах. Чем больше проблем решит ваш контент, тем выше вероятность, что клиент выберет ваш продукт. 

Как отслеживать эффективность? Это самый сложный для аналитики этап, но вариант есть — спрашивать у клиентов, откуда они о вас узнали. 

В чем сложность? Люди достаточно ленивы и чаще всего не запомнят и не опишут вам весь свой путь, поэтому отследить эффективность этого этапа труднее всего.

2. Контакт с контент-маркетингом и нижняя часть воронки продаж

Здесь PR взаимодействует с маркетингом максимально тесно. Он формирует образ продукта с помощью контент-маркетинга и помогает клиенту принять решение на финальной стадии сделки. Если история о том, как ваш продукт помог другой компании, заинтересовал потенциального покупателя, он с большей вероятностью примет решение в вашу пользу.

На этом этапе важно помнить, что пользователи продукта в компании условно делятся на четыре сегмента ЦА, и ваш PR должен закрывать возражения и потребности каждого сегмента: 

Что делать, чтобы этап работал? Развивать качественный контент-маркетинг под четыре сегмента, качать event-направление и личное общение с клиентами на мероприятиях.

Как отслеживать эффективность?

В чем сложность? 

3. Повторная продажа и увеличение показателя Lifetime Value (LTV)

Этот этап похож на решение о подписке: продлевать или нет. На него влияют PR-активности, которые относятся к текущим клиентам и повышают их лояльность через заботу и внимание.

Что делать, чтобы этап работал? Реагировать на отзывы. Не отпиской в духе «Спасибо за отзыв», а вдумчиво и с заботой решать проблему.

Необходимо также продвигать не только продукт, но и вашего клиента: получать совместные премии, освещать проект в СМИ. Это повышает рейтинг в глазах текущих клиентов, а если история про этот ваш совместный опыт попадет в широкое инфополе — лояльность повышается. 

Как отслеживать эффективность? По деньгам — смотреть на CRR (customer retention rate) — коэффициент удержания клиентов. 

Краткий чек-лист, чтобы PR продавал на трех этапах воронки

  1. Появляетесь в инфополе потенциальных клиентов еще до потребности в продукте. На этом этапе через релевантный контент важно попасть на полку любимых брендов — это шорт-лист, который первым появится в голове, когда спрос на продукт или услугу появится. Отслеживать его сложно, но можно — через вопрос о том, откуда клиент о вас узнал.
  2. Стройте контент-маркетинг для четырех сегментов, когда потребность уже есть: здесь важно закрыть вопросы не только лиц, принимающих решения, но и трех других сегментов — айтишников, сотрудников и руководителей отделов. Этот этап отслеживать проще — через скорость принятия решения и сквозную аналитику.
  3. Инвестируйте в продвижение клиентов и их LTV: PR должен работать не только на потенциальных клиентов, но и на существующих. На данном этапе необходимо повышать лояльность через адекватную обработку отзывов, доработку продукта и приятные PR-активности. Отслеживать этап проще остальных — это CRR и деньги. 
Смотреть комментарии