Когда в 2018 году WhatsApp открыл доступ к Business API, мы тут же воспользовались новой возможностью. Рассылки в WhatsApp оказались «новыми SMS» с рекордной вовлеченностью. Выбор мессенджера был очевиден. Согласно исследованиям аналитической компании Mediascope, в 2018 году WhatsApp — самый популярный мессенджер в России. А рассылки с его использованием на тот момент имели открываемость 99 %.
Зачем это было нужно
В связи с экспоненциальным ростом числа учеников (1 тыс. — в 2018 году, более 30 тыс. — на конец 2020 года) нам требовался канал для оперативной связи с родителями. В то время как звонки по телефону постепенно переместились в зону моветона и стали восприниматься как нежелательное вторжение в личное пространство, мы выбрали WhatsApp как альтернативный вариант оперативного общения. Используя мессенджер, сотрудники онлайн-школы напоминали о занятиях, периодах оплаты и собирали обратную связь по работе сервиса.
Плюсы мессенджера, которые мы отметили для себя:
- Возможность получать быструю обратную связь.
- Наличие статистики по статусам сообщений — возможность аналитики эффективности рассылок.
- Возможность настроить автоматические сообщения: приветствия, напоминания или уведомления.
- Возможность снизить задержки оплаты услуг. При окончании средств на счете, оператор переводит клиента на страницу оплаты прямо в чате мессенджера.
С какими трудностями столкнулись
Удел первопроходцев набивать шишки, прокладывая дорогу остальным. Мы не стали исключением. Так, на момент старта запуска Business API, он был еще не достаточно адаптирован для бизнес-решений. Имея опыт работы в телеком-индустрии, мы на первом этапе рискнули использовать самописные решения. Стоит заметить, что это был определенный риск скомпрометировать номер, и получить бан от создателей мессенджера. Для нас это означало бы потерю средств, вложенных в раскрутку конкретного номера, а также потерю клиентов на время переключения аккаунта.
В поисках официальных решений, мы выяснили, что WhatsApp не работает напрямую с конечным пользователем, этим занимается ограниченный список партнеров.
Стоит отметить, что первоначально мы настроили работу с платформой Intercom (сервис-прослойка между WhatsApp API и компанией-пользователем), но тут нас ждало разочарование. Запросы обрабатывались очень медленно, шаблоны на отправку согласовывались неоправданно долго.
В работе с «официалами» мы отдали предпочтение провайдеру Gupshup. Его условия показались нам наиболее привлекательными:
- Отсутствие абонентской платы (некоторые провайдеры «дерут по три шкуры», точнее комиссии — списывают оплату за подключение, плюсуют надбавку за каждое сообщение).
- Низкая стоимость рассылки. Плата за каждое сообщение в России составляет около $0.049 и по $0.001 за сообщения в сессии. В зависимости от страны цена может немного варьироваться.
Чего избегаем в использовании
WhatsApp диктует определенные правила в отношении рассылок. В частности, запрещает отправлять рекламный спам. На мой взгляд, это идет всем на пользу: не искушает компании, не погружает клиентов в раздражающий информационный шум. Мы отправляем сообщения пользователям только при наступлении определенных событий: перенос урока, окончание пробного периода и т. д.
Какие минусы в использовании мессенджера мы выявили
- Нерегламентированные правила получения подтвержденного аккаунта. Пока четкого понимания получения зеленой галочки нет.
- Возможность блокировки номера при массовой рассылке пользователям.
- WhatsApp Inc может последовательно отклонять шаблоны сообщений рассылки без объяснения причин. Такой случай у нас был в работе на турецком рынке. Все заявки на турецком языке безапелляционно отклонялись, и провайдер никак не мог на это повлиять.
Планы по расширению работы с WhatsApp
1. Расширение географии использования мессенджера. Сейчас мы используем его в России, Польше, Турции. На очереди: Италия, Испания, Германия, Франция и Индонезия.
2.
Выводы
Использование WhatsApp Business API позволяет компании удерживать клиентов, ненавязчиво поддерживая с ними связь. Работа с мессенджером имеет невысокую стоимость при наличии высокой степени вовлеченности абонентов. При отсутствии роста цен и росте числа провайдеров, работающих с расширением WhatsApp API, не имеет серьезной конкуренции со стороны других аналогичных каналов связи.
Читайте также: