Маркетинг43930

Три составляющие запоминающегося вебинара

Контент, визуализация и эмоции. Почему спикеру надо смотреть КВН, пудрить носик, рассказывать сказки и решать задачки. 

Вебинары бывают разные: обучающие, презентующие продукт для клиентов из разных уголков страны, продающие. Для вебинаров применимы практически все правила живого выступления, но есть и отличия. Я расскажу о том, что нужно делать для того, чтобы слушатели оставались с вами до конца, участвовали в интерактиве и делали нужные вам действия.

Для себя я выделяю три составляющие вебинара:

  1. Контентная. Что именно вы хотите донести до своей аудитории. С помощью каких историй и кейсов вы эту информацию будете преподносить?
  2. Визуальная. Как выглядит спикер, куда падает свет, насколько понятна презентация.
  3. Эмоциональная. Подача информации, общение, интерактив.

Контентная часть

Контентная часть будет очень сильно разниться от цели вебинара. Но пока не придумали ничего лучше, чем подача информации в виде историй и кейсов. Для моей пятилетней дочери нет ничего проще, чем придумать сказку и рассказать мне. Мы же, попадая во взрослый мир, эту способность теряем. А ведь эффективность сторителлинга научно подтверждена. С помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) ученые обнаружили, что активность мозга выше, когда мы слушаем истории.

Составляющие хорошей истории:

  1. В истории есть герой. Герой — это аудитория. Менеджер, клиент, вы сами или известные представители вашей области.
  2. Конфликт. Герой попадает в сложную ситуацию. Ему грозит банкротство, увольнение, не ладятся дела на производстве. Конфликт может быть и с внешними силами (государство, устои).
  3. Мораль. Вы показываете, как герой преодолел конфликт, и какие выводы он из этого сделал. Вместо увольнения менеджер получает повышение, находится новый партнер, благодаря которому банкротство не состоялось.
  4. Ментор. В истории есть «добрая фея», которая помогает герою преодолеть препятствия: советом, деньгами. Этой доброй феей можете быть вы сами, ваша компания и продукт.
  5. Эмоции. Любая история — это чередование положительных и отрицательных эмоций. Только что все было хорошо, «бац» и жизнь пошла под откос, а потом появилась добрая фея и все стало лучше прежнего. В этом случае слушатели вебинара будут следить за вами, а не пойдут на кухню доваривать борщ.

Даже, если цель вебинара обучающая и без теории не обойтись, делайте короткие вставки из историй. Продающий вебинар и вебинар по продукту целиком должны состоять из историй (кейсов) ваших клиентов.

Вот несколько вопросов, которые надо задать существующим клиентам для формирования правильных кейсов:

  1. Что повлияло на выбор продукта?
  2. Как решились на покупку?
  3. Что происходило во время применения?
  4. Что изменилось после применения?

И еще раз: герой — это ваша аудитория. История должна рассказывать о проблемах и болях тех людей, которые сидят по другую сторону экрана. Заранее пропишите: кто будет на вебинаре, что его волнует, какие у него боли, какие мечты.

Эмоциональная составляющая

Существует мнение, что общение через экран съедает харизму спикера. По мне — это только мнение. Все зависит от желания и подготовки ведущего вебинара.

Спикер на вебинаре скован в движениях, не может расхаживать по сцене, прыгать, танцевать, привлекать внимание. Но все это он может проделывать в душе. Ведь именно ваше эмоциональное состояние участники будут считывать с экрана компьютеров.

Готовьтесь эмоционально к каждому вебинару. Это может быть хорошая музыка, фильм. Среди моих знакомых — создателей онлайн-школ, есть те, кто смотрит КВН или Comedy Club перед вебинаром. Есть те, кто отключает телефон в день важного выступления, не читает новости, уходит гулять на целый день. Найдите свои ритуалы. Для меня это общение с детьми. Я расслабляюсь, улыбаюсь как внешне, так и внутренне.

Заранее определите для себя, будете ли вы читать комментарии во время контентной части или выделите время на вопросы в конце вебинара. Если на вебинаре более 100 человек, следить за чатом становится трудно. Поэтому советую выделять отдельное время на вопросы участников. Да, и всегда найдется тот, для кого и «небо не достаточно голубое». Негативные комментарии расстраивают, даже, если вы понимаете их абсурдность.

Переделайте все важные дела перед началом вебинара. Попейте воды (и поставьте красивый стакан рядом с рабочим местом), сходите в туалет, закройте окна и двери, перезагрузите компьютер, выключите телефон (или поставьте на виброрежим), отключите оповещения на компьютере.

Заранее договоритесь с помощником. Этот человек будет следить за связью, поддерживать чат, оповещать вас о важных комментариях. Всячески помогать и поддерживать ваше эмоциональное состояние.

Вебинар начался и вам важно не терять внимание аудитории. Есть несколько приемов:

  1. Благодарите аудиторию за то, что свое время они решили провести с вами. Говорите о том, какие они особенные.
  2. Вопросы. Каждые 3-5 минут мы задаем вопрос. «У кого так было? Как вы справились?» У кого так было, поставьте цифру «7» в чате.
  3. Задачки. Даем несложные задачки, просим участников ответить в чат. Однажды я провела инвестиционную презентацию наоборот. Сначала я презентовала ученикам продукт. А потом они по косточкам раскладывали плюсы и минусы моей презентации. Вовлеченность была на высоте.
  4. Тест на внимательность. Можно специально допустить неточность, ошибку. И попросить участников указать на нее.
  5. Петля. Когда в начале вебинара вы начинаете рассказывать интересную историю, а финал узнают те, кто будет с вами до конца. «Была я однажды на тренинге Тони Робинса. И вот в перерыве он подходит ко мне и раскрывает секрет своего богатства и неуемной энергии. Обязательно поделюсь секретом с теми, кто останется со мной до конца вебинара».
  6. Обращайтесь ко всем чувствам слушателей. Пусть они «представляют», «слышат», «трогают», «видят» вместе с вами. Создайте для них ощущение 3D-фильма.

Обязательно проверьте Интернет, настройте микрофон или петличку. Если звук будет пропадать, зрители тоже начнут отваливаться.

Визуальная составляющая

Когда вебинар проходит из дома, существует большой соблазн выйти в эфир в домашней одежде. Есть инфобизнесмены, которые хвастаются тем, что и в пижаме на вебинаре они продают ничуть не хуже, чем в деловом костюме.

Но вебинар — это выступление. Поэтому свой образ мы должны продумать «с головы до пят». В окошке большинства платформ для вебинаров вы будете видеть себя. Так пусть, это изображение вас радует.

Для женщины важно обратить внимание на прическу, украшения (длинные бусы, которые задевают петличку; звенящие браслеты, которые могут создавать помехи).

Важен макияж. Камера съедает цвета, поэтому для вебинара советую делать художественный макияж, выделять глаза, губы. А мужчине не брезговать пудрой и убрать жирный блеск с лица.

Фон вебинара должен быть однотонный и лучше всего белый. Фон отвлекает, участники начинают разглядывать ваши занавески и предметы за спиной. Поэтому заранее подберите место для вебинара.

Самый простой способ — это направить свет настольной лампы в лицо. Хороший свет дает ровный цвет лица.

Самое важное правило: не навреди. Презентация должна помогать спикеру, определять важные точки, объяснять, но не отвлекать.

Одна мысль — один слайд. Чувствуете, что начинаете развивать еще одну идею, добавляйте новый слайд. Нет ничего хуже, чем читающий с экрана слушатель вебинара.

Для презентации лучше всего использовать белый фон, черный цвет для основного текста и один контрастный цвет для выделения важных мыслей.

Визуализировать идеи лучше всего с помощью фотографий. Главное, следить за качеством фотографии и подбирать не банальные изображения. Например, для визуализации команды не стоит ставить фото неестественных улыбающихся людей со стоковых фотографий. Подумайте о метафорах — футбольная команда, муравейник.

Фотографии берем здесь:

Заранее изучите вебинарную платформу. Часто окошко с лицом спикера располагается в правом верхнем углу презентации. Поэтому информацию в этой части презентации мы не размещаем.

Ну, и как говорит самый известный инвестор Гай Кавасаки «Демо продукта лучше тысячи слайдов». Если вы можете показать свой продукт, рассказать кейсы людей, его использующих — делайте это.

Благодаря вебинарам нам становятся доступны знания экспертов из разных уголков мира. Три составляющие вебинара: контентная, эмоциональная и визуальная помогут вам добиться цели вебинара и не отступиться от нее по ходу. Используйте мою шпаргалку, добавляйте свои лайфхаки и делайте самые лучшие вебинары.

Смотреть комментарии