Бизнес-лидерство178352

Азбука лидерских ценностей для руководителей

Эти важные ценности на каждую букву английского алфавита – отличный ориентир для успешного менеджера.

 «Дивный новый мир бизнеса» сегодня отличается неопределенностью, изменчивостью и неоднозначностью. Простых решений уже давно не существует. Цели быстро устаревают, а талант стал редким ресурсом. Поскольку многочисленные профессии уже подвергаются процессу цифровой трансформации, лидерство также должно быть переосмыслено. Но на что можно положиться, когда все вокруг меняется? Чтобы добиться ясности и стабильности, руководителям следует сосредоточиться на фундаментальных ценностях в эти неспокойные времена.

Хельга Паттарт-Дрекслер, руководитель отдела дополнительного образования для руководителей в WU Executive Academy, и эксперт по вопросам лидерства Сюзанна Визенедер объединили усилия и разработали азбуку лидерских ценностей для руководителей – список всего того, что необходимо успешному менеджеру сегодня и будет актуально в будущем. Это краткое руководство по поиску ориентиров в современном неопределенном деловом мире.

Appreciation – принятие чужих ценностей  

Точно так же, как вы с серьезностью относитесь к собственным и корпоративным ценностям, очень важно понимать и принимать ценности членов вашей команды. И это не только обычное похлопывание коллег по плечу и пустословие. Руководители, отлично понимающие, что действительно важно для их команды и действующие соответствующим образом, демонстрируют уважение к другим и принятие их ценностей.

Balance – Баланс

Баланс – важное качество по управлению самим собой и сотрудниками в мире бизнеса, который буквально одержим «пиковой производительностью» и с каждым годом становится все «быстрее, выше и сильнее». При отсутствии внутреннего баланса менеджер едва ли сможет проявлять достаточно мудрости и внимательности, чтобы относиться к своим сотрудникам, клиентам и продуктам с должным уважением и осмотрительностью и при этом экономить ресурсы. Одной из составляющих данного качества является способность создавать достаточный баланс между работой и личной жизнью – наиболее эффективное противоядие от выгорания как для руководителей, так и для их команд.

«C the light» – способность видеть свет в конце тоннеля, или оптимизм

Во времена, когда каждый день создает новые проблемы для компаний – подрывные бизнес-модели, представленные конкурентами, диджитализация, турбулентность на рынках – оптимизм является важнейшим лидерским навыком. Способность увидеть свет в конце тоннеля, даже если сам путь может по-прежнему оставаться неясным из-за непредвиденных обстоятельств и препятствий, – это качество, обеспечивающие базовое доверие и, следовательно, чувство безопасности как для руководителей, так и для сотрудников.

Dedication – Приверженность

Быть приверженным/преданным делу лидером – амбициозная цель. Руководители должны видеть и осознавать влияние своих действий, как положительных, так и отрицательных, на других людей. Только тогда они могут вести за собой других с максимальной самоотдачей. Люди, которых считают «прирожденными лидерами», часто вовсе не наделены этим качеством от природы. Именно их осознанное отношение к своей роли и неподдельный интерес к другим людям делают их по-настоящему приверженными лидерами.

Empowerment – Расширение прав и возможностей других людей

Расширение прав и возможностей других – ключевое качество руководителей. Чтобы быть в состоянии сделать это, менеджеры должны чувствовать себя уполномоченными: только лидеры, уверенные в собственной силе, влиянии и эффективности – качествах, не просто поддерживающих их статус, а направленных именно на достижение положительных результатов для компании, - могут помочь другим людям осознать сильные стороны, а также предоставить подчиненным соответствующие базовые условия, в которых они смогут полностью раскрыть свой потенциал. В результате повысится не только производительность, но и устойчивость к трудностям в турбулентные времена.

Focus – Умение фокусироваться

Мы живем в перегруженном информацией мире. Все больше и больше людей теряют способность концентрироваться. Только когда мы научимся удерживать фокус внимания, мы сможем адекватно классифицировать массу информации, которая обрушивается на нас, и принимать обоснованные решения. Здесь важно принимать во внимание контекст и различать открытый и закрытый фокус внимания. Когда футболист делает пасс своему напарнику по команде, требуется открытый фокус: игрок должен видеть общую картину, все поле, чтобы стратегически решить, кому передать мяч. В серии пенальти нужен закрытый фокус: игрок должен сосредоточиться на том, чтобы забить гол. Сегодня мы все в основном работаем в режиме открытого фокуса внимания: мы мультисенсорным образом воспринимаем всевозможные раздражители извне и легко отвлекаемся. Для руководителя умение фокусироваться в различных ситуациях - во время переговоров, обсуждении технических вопросов или в процессе принятия решений – это дополнительное преимущество в том числе для обеспечения ориентации для других людей.

Generosity – Щедрость

Мир бизнеса традиционно был связан со статусом, покорением вершины карьерной лестницы и эгоцентричным стремлением получить свой кусок пирога. В современных трудовых реалиях создание чего-либо – это всегда совместное усилие: каждый вносит свой вклад в фиктивный котёл общего благополучия. Руководителям настоятельно рекомендуется придерживаться образа мыслей «донора»: они должны быть щедрыми, прилагать сознательные усилия, чтобы внести свой вклад в работу команды и корпоративную культуру организации, и уметь проявлять благодарность по отношению ко всем тем, кто принимает участие в достижении успеха в общем деле.

Humor – Чувство юмора

Без юмора в профессиональной жизни обойтись просто невозможно: это своего рода система кондиционирования воздуха. Он создает конструктивный климат, компенсирует дисбаланс и способствует сотрудничеству - при условии, что это происходит не за счет других. Высшее искусство – умение смеяться над собой: оно влечет за собой величайшее чувство облегчения и приводит к конструктивности. Юмор также позволяет людям чувствовать связь, ослабляет напряжение и повышает устойчивость. Когда речь идет о работе, мы все склонны относиться к вещам слишком серьезно. Конечно, юмор нельзя навязывать, но веселые менеджеры часто наиболее популярны у подчиненных. Можно с уверенностью предположить, что, как правило, любая корпоративная культура только выиграет от влияния юмора.

Intuition – Интуиция

В современном индустриализированном деловом мире рациональные решения принимаются на основе измеримых параметров. Но по мере того, как темпы изменений все больше нарастают, одних только измеримых данных становится недостаточно для принятия правильных решений. Известные алгоритмы творят чудеса в одних областях, но бесполезны в других. Для решения некоторых задач нужна человеческая интуиция, поскольку она состоит из опыта, накопленного человеком в подсознании с течением жизни. Когда требуется быстрое принятие решения, интуиция может очень пригодиться. Уже на следующем этапе можно внести необходимые изменения. Однако стоит учитывать, что полагаться исключительно на интуицию в области, в которой у вас нет опыта, весьма рискованно.

Juggling – Умение жонглировать

Сколькими мячами вы сейчас жонглируете? Легко подбросить шары в воздух, но удержать их там – уже совсем другая история. Не говоря уже о том, чтобы их поймать. Большинство компаний работают над слишком многими проектами и инициативами одновременно. Менеджеры должны уметь хорошо жонглировать: это требует физической дисциплины и умения сосредотачивать внимание. И речь не идет о том, чтобы удерживать взгляд на конкретном мяче, а о том, чтобы прочувствовать всю ситуацию. Если это условие успешно выполнено, мозг обычно автоматически доделывает все остальное. Люди, способные жонглировать множеством задач в разных сферах своей жизни, несомненно, извлекают немало выгод из этого умения, но им тоже нужны перерывы и время, свободное от работы.

Kindness and humility – Доброта и смирение

Многие руководители корпораций и топ-менеджеры предпочитают говорить о недостатках системы, а не о своих ошибках и, следовательно, о собственной ответственности. Смирение означает признание того, что некоторые обстоятельства в ближайшем и более широком окружении просто необходимо принять. Человек, способный не избегать чувства разочарования от пережитой неудачи, знает, что на самом деле означает истинное смирение. Люди, которые знают, что могут ошибиться и, если что-то идет не так, способны искать причины в себе, не относятся к себе слишком серьезно и не ставят себя выше или ниже других. Но смирение считается истинным преимуществом только в сочетании с добротой. Все время от времени совершают ошибки, а добрый и понимающий руководитель может позволить сотруднику учиться на них. И, наконец, не менее важно, чтобы руководители также с добротой смотрели на свои недостатки, помня, что они тоже всего лишь люди.

Lateral thinking – нестандартное мышление

С самого детства нас учат мыслить линейно (если А, то Б). Но современная деловая жизнь не всегда подчиняется этим законам. Нужны люди, способные мыслить нестандартно. Формально многие компании ищут специалистов с нестандартным мышлением, но лишь немногие организации знают, как правильно использовать их творческий потенциал. Почему это так? Такие люди эффективны, если им действительно разрешается мыслить и действовать нестандартно, отходя от норм, правил и устоявшейся культуры. Они способны дать организации новый импульс только тогда, когда у них также появляется возможность общаться нестандартно. Такие специалисты нуждаются в явной поддержке со стороны правления, чтобы не быть наказанными за свои необычные действия. Хедж-фонды полагаются на экспертизу шахматных мастеров для определения моделей, энергетические предприятия работают с метеорологами, чтобы заручиться поддержкой в переходе на устойчивые виды энергии, а консалтинговые компании начали нанимать дизайнеров и антропологов. Успех ошеломляющий. Вопрос: готовы ли вы обращаться к нестандартно мыслящим экспертам?

Mindfulness – Внимательность и осознанность

Практикуйте осознанность, чтобы восстановить свой внутренний баланс, когда дела идут плохо. Есть несколько способов сделать это: медитация, перерывы и отдых, практика осознанного общения. Если менеджеры будут проявлять больше осознанности и демонстрировать это на собственном примере, все вокруг будут в выигрыше. Внимательность способствует появлению более четкого видения и формирует уважительный стиль общения. Исследования показали, что внедрение практики осознанности улучшает корпоративную культуру компании, при условии, что она не будет неправильно истолкована как инструмент повышения эффективности. Корпоративная культура, в основе которой - внимательность и осознанное отношение, сама по себе является целью, которая позволяет всем в организации процветать.

Nerves (good ones) – Нервы (в хорошем смысле)

Лишь немногие явления и процессы способны так же сильно вызывать чувство нервозности, как постоянная самоотдача в сочетании с необходимостью принимать эффективные решения и достигать лучших результатов. Но зачастую именно в таких условиях менеджеры вынуждены работать сегодня. Менеджменту среднего звена часто приходится сталкиваться с новыми и порой неясными руководящими ролями. Это требует устойчивости, потому что стойкие люди не только успешно справляются с трудными жизненными ситуациями, но и превосходно используют свой опыт для решения будущих задач. Забота о себе считается в данном случае ключевым компонентом: успешные лидеры поддерживают себя и свою нервную систему в форме с помощью достаточного количества отдыха, сна и физических упражнений.

Ownership – Ответственность, сопричастность

Управление другими никогда не должно быть самоцелью или лишь подпитывать эго самого руководителя. Предпринимательское мышление, которое включает в себя такие компоненты, как способность планировать заранее и дальновидность, – это необходимое требование для всех менеджеров будущего. Они должны уметь выходить за рамки своих собственных команд и департаментов и принимать решения, направленные на достижение долгосрочного успеха организации. Они должны быть преданы компании и нести ответственность за принятые решения (буквально выступать в роли «собственника» решений).

Pragmatism – Прагматизм

Никогда еще мир не был таким неоднозначным. Многие вещи можно интерпретировать двумя или несколькими способами. Они непостоянны или верны только в течение определенного периода времени. Менеджеры нуждаются в прагматизме, чтобы дистанцироваться, обрести здоровый взгляд на вещи и не потерять мужество перед лицом неопределенности. Кроме того, необходима смелость медленно осваивать неизвестные территории, принимая предварительные решения и гибко адаптируя их. В двух словах: умение действовать прагматично.

Quality – Качество

Качество важнее количества, в том числе и в отношении руководства: оно должно быть высшего качества с точки зрения результатов и формирования корпоративной культуры. Сегодня уже недостаточно просто встречаться с главными действующими лицами компании. Высококачественное руководство открывает пространство для творчества, инноваций и совместного созидания, мотивируя сотрудников пробовать что-то новое и двигать организацию вперед.

Respect – Уважение

Уважение - это способность ценить людей, системы, общество, собственного соседа. Это означает принимать и защищать многообразие. Быть открытым и щедрым по отношению к другим, не пытаясь изменить сущность другого человека. С точки зрения руководителя, уважение имеет два аспекта: уважение по отношению к другим и уважение, которое нужно заслужить. Оба основаны на одном и том же принципе: слушайте других и общайтесь с ними на равных. Признавайте свои ошибки. Действуйте на основе четких и прозрачных правил, которые одинаково применимы ко всем. Помогайте людям чувствовать себя непринужденно и принимайте четкие решения, которые вы всегда готовы обосновать.

Self-reflection – Саморефлексия

Как правило, руководителям не свойственно отсутствие уверенности в себе - и это вовсе не плохо. Здоровая доза уверенности выражается в том, что менеджер не стремится сломить других. Чтобы достичь этого баланса, лидеры должны практиковать саморефлексию. Это позволяет им лучше узнать самих себя и понять, что их мотивирует, как они относятся к себе и как руководят другими. Выявление слепых пятен посредством сознательного размышления также помогает им расти профессионально.

Teamwork – Работа в команде

Сегодня все больше видов работ выполняется в командах - в процессе сотрудничества и совместного творчества. Это означает, что команды все чаще работают над поиском решений для задач, которые раньше делились на отдельные мини-задачи. Способность слушать других и пытаться понять их мотивы и рассуждения, а не упорно отстаивать свое мнение, поможет вам расширить свой кругозор. Это неотъемлемый аспект эффективной командной работы. Командный дух также означает контроль своего эго в интересах общей цели, то есть перехода от «я» к более продуктивному «мы». Другими словами: меньше «IQ», больше «WQ».

Understanding – Понимание

Зачастую мы слишком заняты, чтобы пытаться понять что-то по-настоящему. Тем не менее, понимание - это очень важная составляющая успешного руководства: понимание того, почему что-то пошло не так, видение общей картины, понимание мотивации и потребностей сотрудников - все это компоненты лидерского мастерства руководителя. Чтобы реально понять что-либо, нужны внимание и время. Особенно в периоды чрезмерной нагрузки, когда мы все склонны к паническим реакциям, а не к сознательным действиям, следует потратить время на то, чтобы получить четкое представление о происходящем, и только потом спокойно принимать решения.

Vision – Дальновидность

В сегодняшнем нестабильном мире бизнеса уже недостаточно просто определить и согласовать цели. Порой по необходимости приходится останавливаться только на краткосрочных целях и следовать им шаг за шагом. По этой причине целостное видение целей становится все более важным: в каком направлении должна двигаться компания; как будут выглядеть её ценности и решения в будущем? В частности, менеджеры нуждаются в четком видении будущего организации, способном увлечь и заинтересовать других - как сотрудников, так и клиентов. Для создания перспективного будущего компании нужны соответствующие действия и усилия со стороны руководства в настоящем.

Wisdom – Мудрость

Согласно Википедии, мудрость – это «способность мыслить и действовать, опираясь на знания, опыт, понимание, здравый смысл и проницательность». Тот, кто действует мудро, поступает осторожно и тактично и смотрит на ситуацию с высоты птичьего полета. В бизнесе все большее значение приобретает не эгоцентричная мудрость, которая заключается в ловкости, быстроте и остроумии, а эмоциональный интеллект – стремление достичь чего-то большего для всеобщего блага.

X-Perience – Опыт

Недавние маркетинговые исследования подтверждают идею о том, что, прежде чем принять решение о покупке, клиент стремится попробовать, протестировать товар или услугу. Покупательский опыт клиентов в сфере продаж можно прекрасно адаптировать и перенести в сферу лидерского опыта в менеджменте. В каких точках соприкосновения ваши сотрудники чувствуют, что их возглавляет лидер? Каков их опыт работы с руководителем? Как они воспринимают его? Какие требования и ожидания есть у подчиненных по отношению к роли лидера в будущем? Руководители, способные представлять себе и понимать опыт сотрудников, лучше, активнее и сознательнее влияют на восприятие работы и в результате вдохновляют сотрудников на изменения. Ключевым элементом этой ценности является постоянное размышление над собственным стилем руководства (см. Саморефлексию).

Why? – Поиск причины/Почему?

Неутомимый поиск смысла в собственной работе стал всеобщей тенденцией: все больше и больше людей вступают на путь по выявлению своего подлинного (профессионального) «я». Увлечение и цель – ключевые слова, которые модно использовать теперь не только в Кремниевой долине; многие австрийские компании тоже стремятся внедрить «дух стартапа» в свою корпоративную культуру. Эти понятия важны и с точки зрения логики. Когда мы понимаем, что у нашей профессиональной деятельности есть смысл, появляется чувство увлеченности. И наоборот: легко увидеть цель в том, чем мы страстно увлечены. Многие люди не чувствуют, что их работа имеет смысл, потому что и общая картина, и их личный вклад в достижение большей цели стали неясными в сложных реалиях современного мира. В некоторых организациях корпоративная цель слишком абстрактна или обязательства зафиксированы только на бумаге. Смысл должен быть найден сознательно. Можно также принять верную установку в отношении эмоциональных переживаний и понять для себя, что цель есть - осознав свою собственную эффективность.

 Zeal – рвение, усердие, пыл

Проявлять усердие - означает активно вкладываться в дело и уделять ему много времени и энергии. В профессиональном мире нам нужна способность страстно увлекаться делом, особенно когда знания и опыт зашли в тупик. Эта способность - источник энергии, сосредоточенности и устойчивости. Наряду со здоровьем ее можно считать, самым ценным капиталом, который у нас есть. Это энтузиазм продолжать пробовать и открывать что-то новое, позволяющий менеджерам вдохновлять свои команды делать то же самое. Многие люди потеряли связь с собственным чувством цели и внутренней мотивацией. Но их по-прежнему можно заинтересовать увлекательным проектом – если вы сами увлечены им и действительно вкладываете в него массу усилий.


Программа Global Executive MBA от WU Executive Academy обеспечивает глобальное (360◦) видение управленческих и лидерских практик. Она разработана специально для того, чтобы помогать руководителям решать сложные задачи, возникающие в процессе ведения бизнеса. До 15 декабря 2020 года можно сократить стоимость обучения на программе на €10 000. Для этого необходимо подать заявку на стипендию.

Партнерский материал

Читайте также:

Смотреть комментарии