Последние три года российская киноиндустрия переживает не лучшие времена. Первые звоночки кризиса прозвучали после введения ковидных ограничений. В 2022 году с уходом зарубежных компаний спад увеличился еще больше.
Многих эта ситуация застала врасплох, несмотря на профессиональную готовность к форс-мажорам: на протяжении последних 10 лет иностранные медиакомпании постоянно сталкивались как с западными санкциями, так и с некоторыми ограничениями российского законодательства. Уход с рынка стал неожиданностью для менеджмента, процедура ухода сопровождалась длительными юридическими переговорами и согласованиями условий разделения бизнеса.
Многие российские предприниматели смогли найти точки роста, выкупив бизнес у западных партнеров. А менеджеры среднего звена согласились на релокацию, нашли свое место в российских медиакорпорациях или, наоборот, делают длительную передышку перед новым стартом. Определенно можно сказать, что западные корпорации досконально соблюли все нормы российского законодательства при закрытии бизнеса.
Разница между российской и западной корпоративной культурой
1. Сильная международная корпоративная культура
Западная корпоративная культура является не сколько «западной» в геополитическом смысле слова, сколько международной. Многие успешные европейские, американские и азиатские компании вышли на мировые рынки более ста лет назад и за это время приучили себя очень внимательно относиться к требованиям стран, в которых нанимают сотрудников.
И даже если компания относительно недавно существует на рынке, как, например, Netflix или TikTok, все они работают в среде, наполненной экспертами с обширным опытом работы на разных континентах и в разных культурных средах, что, разумеется, усиливает их корпоративную культуру.
2. Профсоюзы и отстаивание прав работников
Международные компании формировались в условиях активно действующих американских и европейских профсоюзов, которые ни на минуту не переставали отстаивать права работников, равноправие мужчин и женщин, людей разного цвета кожи и вероисповедания. Сегодня судебные иски за домогательства являются обычным делом в США. Массовые забастовки время от времени вспыхивают в Великобритании, Франции, Италии.
В России такие активности воспринимается как экзотика. Сильные социальные институты зарубежных стран определили максимально законопослушное отношение корпораций к правам своих сотрудников в каждой стране, будь то Россия, Германия, Австралия или Польша.
Российские компании молоды – у них есть потенциал для развития. В противовес вышесказанному, в историческом контексте российские компании весьма молоды. Они развиваются в другом социально-историческом ландшафте, что, конечно, обуславливает их корпоративное культурное своеобразие.
За последние тридцать лет российская и западные корпоративные культуры ассимилировались и создали некий симбиоз. Российские компании декларируют те же ценности, что и международные корпорации, но с поправкой на российское законодательство.
Отправная точка для российской киноотрасли в новых условиях
Благодаря многолетнему взаимодействию с западным бизнесом российские компании приобрели передовой опыт и узнали секреты дела. Осталось только найти руки и головы для реализация собственных идей: кадры по-прежнему решают все. Уверена, что новые кинопроекты дадут возможность проявить и реализовать себя малоизвестным, но талантливым участникам отрасли: и композиторам, и актерам, и художникам, и сценаристам.
Российская «Фабрика грез»
Если сравнивать российскую киноотрасль с «Фабрикой грез» (образная характеристика киностудий Голливуда), то она находится в стадии роста: многое еще предстоит сделать, и отсутствие западных конкурентов – хороший шанс наверстать упущенное.
Очевидно, что российская киноотрасль – это зеркало всей системы образования, чем больше профессионалов приходит в отрасль, тем больше талантливых и запоминающихся фильмов выходит на наши экраны.
Приведу пример сферы музыки для кино. В советские времена создание музыки для кино считалось «халтурой», то есть легким, быстрым заработком сверх основной работы. Дело не считалось престижным, некоторые отказывались, боясь «снижать» планку, отдавая предпочтение авангардным симфониям, балетам и операм. Несмотря на это, советский кинематограф приобрел богатое музыкальное наследие Исаака Шварца, Эдуарда Артемьева, Исаака и Максима Дунаевского и многих других.
В Голливуде создание музыки для кино никогда не считалось второсортным, киномузыка активно использовалась в пиаре фильмов, выпускалась на аудио носителях и более того, в 1970-х превратилась в отдельное направление музыкального образования.
Именно Голливуд в конце 70-х годов подарил новую жизнь симфонической музыке: легендарные хиты «Звездных войн», «Индианы Джонса», «Джеймса Бонда» и других фильмов впоследствии обрели отдельную жизнь. Произведения Джона Вильямса, Ханса Циммера, Джеймса Ховарда, Эннио Морриконе, Джеймса Хорнера с большим успехом исполняются симфоническими оркестрами на мировых концертных площадках, а также разучиваются в детских музыкальных школах. Педагогам не приходится прививать детям любовь к «старомодной» классике – есть новая классика из любимых фильмов!
Западное образование давно идет нога в ногу с потребностями киноиндустрии. Специальность «композитор кино и телевидения» уже десятки лет преподается в ведущих музыкальных вузах США, Великобритании и Европы, в частности в американском музыкальном колледже Беркли – с 1979 года. В России программа подготовки профессиональных композиторов кино появилась лишь в 2017 году в Московской школе кино, и пока остается единственной в стране.
Что готовят отечественные кинопроизводители в ближайшие три года
Спустя почти год после ухода голливудских мейджоров ситуация для кинопроизводителей выглядит обнадеживающей и перспективной, чего пока нельзя сказать о кинопрокатчиках. Триумфом закончились новогодние праздники – семейная комедия «Чебурашка» собрала в прокате свыше шести миллиардов рублей, задав высокую планку на многие годы вперед.
Для 2024 и 2025 года кинопроизводители при поддержке Фонда кино готовят богатый репертуар: ремейк «Бременских музыкантов», где роли животных исполнят реальные актеры, и ремейк «Волшебника изумрудного города». Зрители увидят и биографический проект про Александра Пушкина «Пророк» и многое другое.
Одним словом, российской киноиндустрии нужно очень постараться, чтобы не оттолкнуть зрителей картинами среднего качества, а представить в ближайшей перспективе классные и достойные фильмы.
Читайте также: