Цифровые технологии внедряются в бизнес-процессы и повседневную жизнь, благодаря чему привычные вещи становятся удобнее и работают эффективнее. Запись к врачу через интернет, клиентская база в CRM-системе и голосовой помощник в смартфоне — все это примеры цифровизации, которыми уже никого не удивить. Передовые технологии влияют на людей и компании, а значит, определяют образ будущего.
Я собрал тренды глобальной цифровизации, которые уже влияют на нашу жизнь и рабочие процессы. И это влияние будет только усиливаться в ближайшем будущем.
Медицина: умные устройства и виртуальная реальность
Врачи все чаще используют умную электронику для диагностики и наблюдения за состоянием здоровья пациентов вне клиники. Носимое медицинское оборудование похоже на обычные фитнес-браслеты или смарт-часы, но устроено сложнее. Например, гаджеты помогают диагностировать серьезные заболевания на ранней стадии. А еще такие приборы можно связать с компьютером, чтобы врач получал данные в онлайн-режиме.
Также в медицинской практике нашли применение технологии виртуальной и дополненной реальности. Например, российская компания MedVR в 2022 году создала симулятор клиники, который помогает обучать молодых специалистов.
В симуляционной среде будущие врачи могут совершенствовать профессиональные навыки: например, отрабатывать приемы реанимации и первой помощи без риска для реальных пациентов.
Нейросети — один из самых важных трендов 2023-2024 года, который не обошел и медицину. Ученые и врачи ожидают, что в ближайшем будущем нейронки помогут изобретать лекарства от тяжелых заболеваний. Уже есть первые успехи: китайские и австралийские медики нашли антидот против смертельного токсина бледной поганки. Нейросеть «перебрала» более 3 тыс. молекул ранее известных препаратов и выяснила, что один из них может нейтрализовать яд. В условиях реальной лаборатории такая разработка заняла бы месяцы экспериментов.
Экология: цифровые двойники опасных объектов
Службы безопасности промышленных объектов стараются прогнозировать возможные аварии и проводят учения по действиям в случае ЧС. Однако в реальности ситуация может развиваться непредсказуемо и привести к тяжелым последствиям. Решить эту проблему помогает технология цифровых двойников, которую уже начали использовать на атомных станциях и угольных шахтах.
Цифровой двойник — это виртуальная копия реального объекта. На таких моделях можно воспроизводить рабочие процессы и внештатные ситуации, а также обучать персонал.
Например, французская компания Framatome c 2020 года строит виртуальные копии всех действующих во Франции реакторов. А в 2023 получила контракт на создание VR-копий атомных станций в Северной Америке. Компания продвигает концепцию перехода от корректирующего обслуживания оборудования к профилактическому. То есть предлагает моделировать и предотвращать неисправности, а не просто реагировать, когда что-то сломалось.
Цифровые двойники могут быть не только у опасных объектов, но и у целых городов. Например, «МегаФон» в 2020 году провел интересный эксперимент и создал виртуальную копию Кронштадта.
Городская среда: технологии «умного города»
Интернет вещей — еще один ключевой тренд последних лет. Это цифровая технология, которая позволяет электронным устройствам взаимодействовать без участия человека. Начиналось все с умных чайников и пылесосов, а теперь по всему миру внедряют программы «умный город». Такие системы уже есть в Шанхае, Амстердаме, Сингапуре, Нью-Йорке и Москве.
Технологии на базе интернета вещей позволяют наладить и синхронизировать работу городских и экстренных служб. В итоге снижаются расходы, а жизнь в мегаполисе становится комфортнее и безопаснее. Например, система «умный город» может регулировать трафик и управлять светофорами. По данным статистики McKinsey Global Institute, это позволяет сократить среднее время в пути до работы на 15-20%. А автоматическое городское освещение может экономить от 30 до 50% электроэнергии.
Бизнес: цифровая трансформация
В 2023 и 2024 годах компания Gartner включила элементы цифровой трансформации в топ-10 технологических трендов года. Аналитики считают, что отдельных диджитал-инструментов уже недостаточно, чтобы обеспечить конкурентоспособность бизнеса в долгосрочной перспективе. Нужны глубокие структурные изменения, а именно перестройка систем управления с упором на современные технологии.
Цифровая трансформация затрагивает все отрасли, но конкретные механизмы могут отличаться. При этом есть несколько общих тенденций: например, цифровые технологии помогают экономить ресурсы, развивать компетенции сотрудников и улучшать клиентский сервис.
- Электронный документооборот. Системы ЭДО избавляют от тонн бумаги и лишних почтовых расходов. По данным компании «СКБ Контур», объем электронного документооборота в России вырос в 2023 году на 35%, а количество пользователей — на 21%. В онлайне можно отправлять отчеты в госорганы, а также подписывать документы с поставщиками и клиентами. Кадровый ЭДО позволяет нанимать сотрудников из любой точки мира — больше не нужно заводить бумажную трудовую книжку или ехать в офис за договором.
- Единые цифровые рабочие пространства. Большое количество рабочих программ — это боль современных компаний. Особенно если сотрудники находятся на удаленке. Документы пересылают в электронной почте, проект обсуждают в мессенджере, а задачи ставят в таск-менеджере. В итоге получается путаница и что-то обязательно пойдет не так. В ответ на эту проблему сформировался тренд на единые рабочие пространства — онлайн-сервисы, где можно одновременно управлять проектами, общаться с командой и контролировать выполнение задач.
- Онлайн-обучение. Исследование Gartner показывает, что рекрутеры все реже обращают внимание на дипломы о государственном образовании. Гораздо выше работодатели ценят опыт и практические навыки. Также они готовы вкладываться в обучение специалистов, если понимают, какую выгоду это даст. Поэтому цифровые технологии микролернинга востребованы во всех сферах бизнеса. В зависимости от масштабов и возможностей компании покупают готовые курсы или развивают собственные образовательные платформы.
- Улучшение клиентского сервиса. Цифровые технологии разгружают персонал и делают сервис удобнее и быстрее для клиентов. По статистике 2023 года чат-боты и голосовые помощники обрабатывают около 35-40% обращений в техподдержку. Содержание круглосуточного колл-центра обходится дорого, а цифровые технологии могут без проблем работать в режиме 24/7. Некоторые компании создают открытые базы знаний и онлайн-библиотеки, которые помогают клиентам самостоятельно находить информацию по продукту.
- Искусственный интеллект. Споры о применении AI-технологий в бизнесе не утихают. Голливудские актеры и сценаристы бастуют и требуют отстранить искусственный интеллект от кинопроизводства. В это же время компании из разных отраслей масштабно его внедряют и повышают эффективность процессов. Например, цифровые технологии помогают маркетологам: пишут посты для соцсетей, разрабатывают скрипты для чат-ботов, создают визуальный контент. Российские компании используют возможности нейросетей YandexGPT, Kandinsky 2.1 и Gerwin. Исследователи Gartner настроены оптимистично: в будущем искусственный интеллект принесет бизнесу только пользу. В частности, поможет защищать данные, проводить аналитику и принимать важные бизнес-решения. AI не сможет отнять работу у «живых» сотрудников. Наоборот, появились новые профессии и нужны кадры, чтобы управлять цифровыми технологиями. Например, в ближайшее время будут востребованы инженеры по машинному обучению и компьютерному зрению, разработчики AI-продуктов и специалисты по этике искусственного интеллекта.
* * *
Российские и зарубежные эксперты в один голос утверждают: цифровизация — это жизненная необходимость для компаний во всех отраслях. Возможно, не все пока готовы осваивать и внедрять сложные технологии на базе искусственного интеллекта. Тогда можно начать с чего-то попроще: например, создать базу знаний и систематизировать опыт компании на одной платформе.
Читайте также: