Несмотря на то, что прошедший 2022 год стал для всей страны переломным, беспрецедентные санкции и колоссальное экономическое давление западных элит не смогли нанести урон отечественному Топливно-энергетическому комплексу (ТЭК). Исходя из «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», которая была разработана и принята правительством еще в 2009 году, ее второй этап – переход к инновационному развитию и формирование инфраструктуры новой экономики – планировалось завершить в прошлом году.
ТЭК должен был вырасти в абсолютных показателях и в настоящее время уже ориентироваться на технологический прорыв. Но по известным причинам этого не произошло. На мой взгляд, мы задержались на втором этапе из-за санкций и западного давления, но из сложившейся ситуации можно сделать выводы, которые толкнут топливную отрасль вперед и помогут наверстать упущенное.
Не благодаря, а вопреки
Невзирая на санкции и прочие действия Запада, а также других недружественных для нас стран в 2022 году отечественный ТЭК проявил устойчивость и стабильность, на что указывают: бесперебойное снабжение потребителей газом, углем нефтепродуктами, и удержание цен на последние ниже уровня инфляции. Это было отмечено на заседании коллегии Министерства энергетики в конце прошлого года. Был полностью удовлетворен спрос на моторные топлива, цены на бензин практически не изменились, а на дизель выросли, но в пределах инфляции.
Средние цены производителей на бензин автомобильный и дизельное топливо в декабре 2022 года, цена указана в рублях за литр
По данным «Девон», сегодня в России насчитывается около 30 крупных НПЗ и 80 малых нефтеперерабатывающих заводов. Например, Омский НПЗ, «Рязанская нефтеперерабатывающая компания». В прошлом году они переработали около 276 млн тонн нефти, что на 3,5% меньше, чем в 2021 году. При этом производство автомобильного бензина и дизельного топлива выросло на 3,6% и 5,4% соответственно. А вот производство мазута сократилось на 6,9%.
На фоне сложностей работы в условиях санкций, проекты по модернизации нефтеперерабатывающих заводов не свернули, а потоки наших энергоресурсов оперативно были переориентированы на рынки дружественных стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. По статистике за 9 месяцев 2022 года экспорт нефти государствам-партнерам вырос почти на 25%. Это позволило сохранить общие объемы экспортных поставок, поэтому снижения продаж топлива за рубеж не произошло.
Текущие проблемы топливной отрасли
В первую очередь, это нехватка финансирования. Каждый год весной и в начале лета нефтеперерабатывающие заводы производят профилактический ремонт оборудования. Это снижает объем предложения на рынке и стимулирует рост цен. В результате при прежнем уровне оборотного финансирования компании, которые занимаются торговлей и перевалкой топлива, могут позволить себе меньший объем продукта, что сказывается на их финансовом результате в целом. Решению этой проблемы может помочь реализация инвестиционных проектов по модернизации перерабатывающих и обрабатывающих мощностей.
Второй важнейший вопрос – безопасность. Учитывая текущую геополитическую ситуацию, этот вопрос стоит как никогда остро. Например, мы находимся в Краснодарском крае, и каждый день читаем новости, исходя из которых, вероятность диверсий ежедневно возрастает. И это не беспочвенные страхи. Например, по информации СМИ от 28 февраля этого года в 100 метрах от нефтехранилища нефтебазы Туапсинского НПЗ взорвались два беспилотника со взрывчаткой, в результате чего произошел сильный пожар. Такая ситуация подстегивает нас усиливать меры безопасности и осуществлять дополнительные расходы в этом направлении.
Перспективы развития и новые проекты
Еще в далеком 2015 году, Правительство ставило задачу по импортозамещению в переработке нефти, однако на текущий момент ситуация не сильно отличается от прежней. Оборудование для глубокой переработки большей частью производится недружественными странами, что усложняет задачу и в части расширения фондов, и в части ремонта и обслуживания. Поэтому на сегодняшний день стратегически важно развивать инфраструктуру нефтегазового комплекса, осваивать производство отечественного оборудования и расширять возможности транспортировочной отрасли.
Невзирая на происходящие события, топливная отрасль не стоит на месте. Строятся новые заводы, действующие предприятия внедряют новые технологии. В частности, уже в этом году Омский Нефтеперерабатывающий завод планирует запустить комплекс первичной переработки мощностью 8,4 млн тонн в год. До 2024 года Ярославский НПЗ построит комплекс глубокой переработки нефти. Московский нефтеперерабатывающий завод в Капотне ведет строительство комплекса глубокой переработки нефти, завершить которое планируют к 2025 году. И это далеко не все.
Ведущие нефтеперерабатывающие комплексы страны, несмотря на кризис, продолжают масштабные программы модернизации, а также инвестируют в проекты по увеличению и углублению переработки нефтесырья. Например, в 2022 году «Танеко» было освоено 52,7 млрд рублей инвестиций от компании «Татнефть», которые были направлены на строительство четырех установок для увеличения глубины переработки нефти. Завершить его планируется до конца 2026 года.
Вместо заключения
Исходя из всего вышеописанного, следует сделать определенный вывод: никакие сложности не помещают развитию топливной отрасли Российской Федерации. В частности, наша страна смогла перенаправить значительный объем экспорта нефти из ЕС в другие страны и новые антироссийские санкции не смогут нанести нам хоть какой-то значительный урон.
Текущим игрокам стоит сделать акцент на модернизацию и импортозамещение необходимого оборудования, что позволит повысить эффективность работы и снизит риски в случае его поломки. Из более гибких направлений стоит обратить внимание на логистику и расширение возможностей по дополнительному финансированию компаний – участников рынка топливной отрасли.
Читайте также: