Риски и возможности100630

Каким будет рынок логистики в 2023 году: 4 тренда

После пандемии казалось, что логистике нужны годы на восстановление, но многие компании только выросли. 2022 год стал новым вызовом. На какие тренды рынка ориентироваться теперь?

2022 год стал стимулом для укрепления бизнес-моделей

В ушедший год логистам пришлось пересматривать партнерские сети, не просто менять модель работы с текущими странами и компаниями, а искать новые рынки, изучать их правила.

Сначала российским компаниям санкции запретили работать с западными. Потом начались ограничения с валютными переводами: денег либо не было, либо они приходили месяцами. Крупные бренды стали уходить с рынка, их начали заменять местными поставками или организовывая параллельный импорт, к концу года упали поставки и добыча энергоресурсов.

Однако продолжал расти рынок e-com. По подсчетам агентства INFOline ― только на 52% в первом полугодии 2022 года по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Это позволило логистам погрузиться во внутренний рынок, ритейлеры улучшили или доработали свои поставки.

Этот тренд спровоцировали отголоски Covid-19, которые приучили нас заказывать покупки на дом. Думаю, что в ближайшие годы он будет развиваться. Подтверждает это популярность логистических сервисов, которые помогают с доставкой последней мили (доставка еды, выезд курьера и др.) на аутсорсе. Эти услуги предлагают уже практически все компании, которые есть в онлайне, и требования к курьерам высокие. 

Важно, что все эти события повлияли на работу не только логистов, но и практически каждого бизнеса. Появилась потребность выходить на новые рынки. Те, кто уже научился, в будущем смогут быстрее и проще масштабироваться в новых регионах.

Тренды, которые будут формировать логистику в 2023 году

1. Запрос на ускорение доставок на последней миле

По прогнозам экспертов, к 2023 году 80% логистических компаний смогут доставлять свои грузы день в день. Сейчас доставка на последней миле активно растет. Она есть практически у каждого e-com бизнеса и все чаще работает внутри предприятий.  Настало время не просто включать эту опцию, но и учиться ее грамотно настраивать. Это позволит обходить конкурентов, предлагая хорошую цену, достаточно зарабатывать и наращивать клиентскую базу.

2. Рост числа фулфилмент-операторов

Улучшение доставки на последней миле будет включать разработку доп. сервисов: контроль качества, взаимодействие с клиентом, хранение, упаковку и все, что входит в процесс отправки и получения посылки. Эти этапы гораздо проще передать на аутсорс, что и повлечет за собой рост фулфилмент-операторов. Не каждый бизнес захочет развивать экспертизу управления цепочками поставок у себя, поэтому многие ищут надежных партнеров, которые закроют для них побольше вопросов. Но будьте готовы потерять в прибыли, ведь ее частью придется поделиться.

3. Рост спроса на цифровизацию и автоматизацию

Эффективное управление ― основополагающий тренд в логистике. Он повлечет увеличение нагрузки и требование работать с большим КПД. А значит, возрастет потребность в автоматизации процессов. Предположительно, с каждым годом цифровизация в логистике будет расти на 20% (по данным исследования «Топ-15 технологий транспорта и логистики» Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» НИУ ВШЭ).

С учетом санкций, рынок будет переформатироваться на доступные регионы и все больше уходить на внутреннего клиента. Нарастающее количество заказов в один момент может создать коллапс в управлении, своими силами логист их уже не сможет решить. Все будут стремиться к быстрой и дешевой доставке, а исходные для нее должен считать и оптимизировать ИИ. Иначе синхронизировать такие объемы Big Data уже невозможно.

Без автоматизации компании проиграют в гонке за клиента. Один из ярких примеров, где IT-решения помогают компаниям, ― это оптимизация автопарков и маршрутов. Это тот самый случай, когда финансовые резервы компании находят у себя под ногами. Система находит нерациональное использование ресурсов, перенастраивает маршруты, сокращает ненужные выезды и иногда избавляет от необходимости платить доп. службам.

Для упрощения логистики еще большую популярность получат агрегаторы для соединения юридических и физических лиц перевозчиков и владельцев грузов. Это так называемая цифровая консолидация логистов, где грузоотправитель может найти нужный транспорт, или транспортная компания привлечь дополнительных исполнителей.

4. Переоснащение автопарков и рост доли непривычных партнерств

Пока действуют санкции от дилеров, обслуживание авто сильно затруднено. Все чаще бизнес будет обновлять автопарки отечественными или китайскими моделями. В Китае есть проверенные производители грузовиков FAW, DongFeng, которые закроют спрос на нашем рынке. Для компаний останется только нанять людей, говорящих на этом языке, и настроить те же процессы, которые уже были освоены с европейскими производителями.

Часть капиталов по-прежнему будет базироваться в ЕС, но сильно расти они пока не будут. Сохраняется риск санкций: изъятия, заморозки активов. Конечно, есть решения, которые помогают обезопасить себя от такого исхода, но гарантий никто давать не будет. Поэтому многие сейчас продолжают переориентировать партнерства с Запада на Восток, и туда же перемещать активы.

Некоторые особенно боятся таких изменений, но есть шанс, что именно они откроют выход на другие, более прибыльные рынки. Предполагается, что рынок контрактной логистики в 2023 году вырастет в среднем на 3,1%, по данным отчета компании Transport Intelligence (TI). При этом самый большой рост пророчат Азиатско-Тихоокенскому региону – до 5,7%. Согласно прогнозам МВФ, экономический рост в Азии достигнет 4,1% по сравнению с 0,3% в Европе и 1% в Северной Америке. Выводы делайте сами. 

Шанс для роста новых небольших компаний

Освоение новых рынков и расширение партнерств – это привычное развитие для логистики. Сейчас лишь меняется интенсивность в расчетах маржинальности международных грузов, из-за чего растут ставки фрахтов. В период дефицита, когда привычные цепочки поставок меняются и на первый план выходит скорость, производства начинают работать в плотном режиме. Это всегда отражается на конечной стоимости и маркетинге.

Но все международные перевозчики проходили подобные вызовы и имеют в своем арсенале алгоритм действий, который поможет адаптироваться к меняющемуся рынку.

Такие события помогают небольшим компаниям находить свою нишу. В то время как бренды, которые когда-то встроили свои процессы в уже готовые бизнес-модели, начинают сетовать на ситуацию и перекладывать ответственность, новички сферы на энтузиазме хорошо растут.

Читайте также:

Смотреть комментарии