В последнее время мужское население России опять вспомнило о привлекательности дальнего туризма. Причем один из частых вопросов в чатах релокантов: «Пускают ли без обратного билета?» Вероятно, речь о длительных командировках.
К этому нужно добавить, что многие вывозят семьи. Точнее, намерены это сделать. Просто женщины дольше пакуют вещи, собирают детей (а заодно решают все открытые вопросы, брошенные менее терпеливыми мужьями и бойфрендами).
Поэтому неизвестные нам точные цифры по статистике нужно умножать как минимум на два. С учетом шлейфа из родственников, друзей, коллег, сотрудников — наверное, даже больше.
Обратное движение перелетных птиц тоже будет, конечно. Самые нестойкие к ностальгии уже спешат обратно. Гораздо больше вернется через полгода, год, два. Дожуют подушки безопасности, и «Мальчик, водочки нам принеси».
Это все понятно. Однако даже с учетом «отскока», изменения на рынке вполне себе ощутимые. Логично ожидать последствий. Они будут весьма разнообразными:
- Демографические
- Кадровые
- Потребительские
- Академические
- Инновационные
- Культурологические
- Настроенческие
Последнее тоже важно, поскольку любая экономика носит биржевой характер. Вспомните относительно недавнюю историю Венесуэлы с административным замораживанием цен, которое поразительно точно совпало с началом кромешного дефицита.
Только рассматривая ситуацию с такого ракурса, мы опять погружаемся в негатив. Кадровый голод, утечка мозгов, снижение спроса, потери, все плохо.
При этом если в одном месте убывает, в другом открываются новые дверцы. Они редко ведут в Нарнию. Тем не менее, как бы цинично это ни звучало, с коммерческой точки зрения любые подвижки полезны. Хотя бы в том смысле, что дают вклиниться новым игрокам туда, где на забетонированном монопольном рынке ловить было нечего.
Давайте рассмотрим практически полезные изменения. Те, которыми можно воспользоваться для зарабатывания денег. Все они делятся на 4 основные категории:
- Одноразовые ниши в России
- Одноразовые в странах прибытия релокантов
- Долгосрочные в России
- Долгосрочные «там»
SWOT, который мы заслужили. Над ним можно плакать или смеяться, но за эмоции платят плохо. Кстати, один из метатрендов новой реальности как раз в том и заключается, что надуманные «тонкие» продукты и сервисы выходят из моды. В моменты обострения на первый план выходит прагматика.
Поэтому никаких эмоций, just business.
1. Одноразовые ниши в России
Здесь все довольно просто. У желающих «свалить», причем по возможности быстро, есть очевидные потребности.
Билеты
Здесь больше всего спекуляций, но к счастью для нестойких морально — это не ваши деньги. Их получат перевозчики, недобитые турагентства и профессиональные перекупы. Уже получили.
Есть еще всякая экзотика с яхтами, арендой бизнес-джетов, конные туры по горным тропам. Все это тоже не те направления деятельности, которыми можно заняться вдруг, по случаю. Пусть немного заработают специалисты, посвятившие этому всю предыдущую жизнь. Им нужнее, лавочка ведь скоро закроется.
Юридические услуги
Нотариусом или адвокатом тоже в одночасье не стать, но здесь гораздо больше вариантов.
Когда в треугольнике «Цена-Качество-Сроки» зажато сразу две кнопки, маржа позволяет выстраивать длинные цепочки посредников — и всем хватит на хлеб с белорусским пармезаном. Можно продавать бланки нужных документов, место в очереди, представлять интересы по доверенности.
Медицина
Похоже на юридические задачи. Нужно срочно сделать все то, на что не нашлось времени за прошлые годы. Стоматология, анализы, простые операции. Закупка лекарств на всю следующую жизнь.
Риелторские услуги
Продажа недвижимости, сдача в аренду, ответственное управление. Тоже широкий спектр, причем клиенты готовы снижать цены на десятки процентов, делегировать сделки «под ключ», оформляют генеральные доверенности на родственников. Это многое упрощает (кроме спроса на рынке, особенно по вторичке).
Почтовые транспортные услуги
Пересылка документов, вывоз вещей. А также домашних животных, что гораздо сложнее (и дороже, соответственно).
Обобщая, можно заметить, что все эти суетливые, а главное, разовые потребности могут озолотить разве что тех, кто и так занимался чем-то из перечисленного. Ну или нужно быть даже не акулой бизнеса, а крокодилом — чтобы моментально вцепиться, откусить свой кусок от бегущей антилопы.
2. Одноразовые ниши за рубежом
Казалось бы, симметрично похожие ниши в других странах. Тоже нужны риелторы, юристы, далее по списку. Но при этом потребности релокантов существенно отличаются, потому что они (в основном):
- Не знают местного языка
- Не знают местной специфики (по законодательству, например)
- Не знают цен и могут легко переплатить в разы
Поэтому сейчас захлебываются от обращений и поглядывают на машинки для пересчитывания купюр помогалы всех мастей. Визовые консультанты, юристы по ВНЖ, зарубежные (но русскоязычные) бухгалтеры, экономисты, риелторы. А также просто неравнодушные расторопные этнические земляки, готовые встретить с табличкой и провести за руку по пугающей вражеской местности.
Помимо переводов, у всего этого сектора возможностей есть одна общая черта. Многое из разовых задач легко растягивается в длительные процессы. Причем не только по вине алчных помощников. Просто нужно время на оформление документов, адаптацию, постоянно возникают новые вопросы. Так что переход к долгосрочным нишам почти бесшовный.
3. Долгосрочные ниши за рубежом
Путеводителем по комплексному обслуживанию вновь приехавших может стать любой пакет релокации крупной ТНК (транснациональной компании). Мировые бренды умеют заботиться о своих кадрах.
Помимо решения первых задач по приезду (снять жилье, открыть местные телефонные симки, счета в банках и т.п.) в сервисные услуги входят:
- Языковые курсы.
- Налоговые консультации — причем не только по новой стране, но и по прежней, а главное, по взаимодействию между ними.
- Адаптация к местному менталитету.
- Подсказки по шоппингу, способам развлекаться, знакомиться и общаться.
- Отдельно спорт.
- Детсады для детей.
- Помощь с хобби и возможно трудоустройству для жен или мужей релокантов (обычно с менее востребованными профессиями, а также меньшими знаниями языка).
Редкий случай, когда корпоративные интересы человечнее коммерческих. Как правило, программа релокации строится в виде проекта — с конечными сроками, а главное с задачей помочь человеку все сделать, наладить и адаптироваться.
В отличие от таких благих намерений, сервисы помощи релокантам скорее похожи на клубы анонимных алкоголиков. Они не заинтересованы в том, чтобы все скорее закончилось. Отнюдь! Тут есть почва для многолетнего плодотворного сотрудничества. И не только за рубежом, что интересно.
4. Долгосрочные ниши в России
Даже уехавшие «насовсемы» редко полностью рвут все связи. Тем более сейчас, когда по большей части решения принимались импульсивно, без длительной подготовки.
О чем говорить, когда источники дохода зачастую прежние — в России? Что к слову привлекло внимание финансовых и особенно налоговых ведомств. Обсуждается изменение ставок для людей, потерявших налоговое резидентство (больше 183 дней на чужбине).
С точки зрения бизнеса здесь сразу несколько интересных вопросов:
- Как оформлять и переоформлять своих дистанционных сотрудников?
- Возможно, проще заменить их на проживающих на месте?
- Во многих отраслях не проще. Тогда уместно говорить о кадровом голоде.
Для самих удаленщиков все более остро встает вопрос доступа к своим рублевым доходам. Конвертации, вывод. Документальное подтверждение источника поступления средств. И все это на фоне блокировок, ограничений по обе стороны.
Уже и до крипторынка дошло дело. Его тоже закрывают сразу все, кто может дотянуться. Правда, настоящую крипту не так просто отследить и прихлопнуть. Но сам вектор как бы намекает. Поиск новых трансграничных финансовых каналов идет на всех уровнях. Кто-то здесь сорвет джекпот. Возможно, в юанях.
Варианты сильно проще, а вдобавок значительно более гуманитарные — уход за пожилыми родителями, родственниками. И за домашними животными, предложений чего не сравнить насколько больше (что наводит на нехорошие мысли, но это другая тема).
Наконец, на сладкое – возможно, самая безопасная, жирная и хорошо масштабируемая тема: онлайн-обучение, в первую очередь школьное. Далеко не все уехавшие готовы, да и хотят переводить своих детей на чужие языки, программы, прочее.
Можно судить хотя бы по числу русскоязычных каналов, форумов, сайтов. Их количество не сравнить с аналогичными ресурсами для релокантов на местных языках. Что можно объяснить первыми месяцами пребывания. Только феномен Брайтон-бич с рунглишем распространен повсеместно. Русские районы почти как чайнатауны. Они есть во всех странах, и растворяться не собираются.
Поэтому обучение на родном русском языке — шикарная площадка с геотаргетингом «Планета Земля». Многолетний спрос обеспечен.
Резюме
Способов использовать ситуацию гораздо больше. Для того чтобы включиться в поиск возможностей, достаточно признать их наличие. В каждом конкретном случае трактовки будут различаться. Большинство из них окажутся недолговечными, некоторые не очень выгодными.
Зато играя в эту игру, вы помимо дополнительного дохода получите более адекватное понимание новой реальности. А вот оно точно пригодится. Релоканты не изменят рынок ни там, ни здесь. Их скорее можно рассматривать в качестве одного из индикаторов происходящего.
Мир, который мы знали прежде — больше не существует. Те, кто осознают это раньше других, получат большое преимущество.
Читайте также: