За март 2022 года 25% кинозалов в России закрылось, сообщает «Бюллетень кинопрокатчика» со ссылкой на данные управляющего партнера киносети С5 Алексея Воронкова. Крупнейшие голливудские студии отменяют российские премьеры и запрещают показывать их в российских кинотеатрах. Так, на территории страны уже перестали работать Walt Disney Company (в нее входят также Marvel, Pixar, Lucasfilm, Maker Studios и др.), Sony Pictures, Universal Studios, Paramount и Warner Bros. По прогнозам Ассоциации владельцев кинотеатров России, без голливудского рынок кино потеряет до 80% прибыли.
Также работу в России приостановили, заблокировав доступ для россиян, и популярные стриминговые сервисы: Netflix, Amazon Prime Video и Apple TV+. Однако продолжают работать российские онлайн-кинотеатры «Кинопоиск HD», Okko, KION, more.tv и Amediateka. Но смогут ли они оставаться на плаву без зарубежных премьер?
При этом рынок стримнговых сервисов во всем мире, похоже, достиг пика, и количество подписчиков начинает падать. Например, в Netflix, несмотря на рост в 2,5 млн подписчиков за январь 2022 года, количество платных подписок по итогам I квартала 2022 уменьшилось на 200 тыс. по сравнению с IV кварталом прошлого года. Такое падение произошло впервые за 10 лет.
Причиной этого может быть инфляция, рост стоимости подписок и конкуренция на рынке. Компания также сообщила, что остановка работы сервиса в России привела к потере 700 тыс. подписчиков. В итоге акции Netflix на Нью-Йоркской бирже рухнули на 25%. К концу года компания прогнозирует общее падение числа зрителей на 2 млн человек.
Как все это повлияет на рынок кино в России? Что будет с кинотеатрами? Как уход зарубежных сервисов изменит российские онлайн-кинотеатры? Будут ли снимать больше российских сериалов? Можно ли ожидать какие-то положительные изменения?
Эти вопросы редакция Executive.ru задала экспертам и представителям рынка кино и индустрии развлечений. Публикуем их комментарии.
Если сравнивать показатели марта 2022 года с мартом 2021, то кинопрокат в России снизился в деньгах более чем на 40%. Собирали кассу более 30 картин, выходивших в предыдущие годы («Брат» и «Брат-2», «Движение вверх», «Легенда №17», «Холоп» и др.), но зрителей стало посещать кинотеатры на 44% меньше. Рынок кино в стране изменится кардинально. Сейчас пустующую нишу пытаются заполнить старыми отечественными и голливудскими фильмами. Новых премьер в таком большом количестве в сжатые сроки выпустить физически невозможно.
Появляется больше возможностей у кинопроизводителей из других стран. Мы уже видели качественные южнокорейские фильмы и сериалы. Есть шансы найти своих российских поклонников и у китайских режиссеров. Но это тоже занимает время. В первую очередь, время на лицензирование и получение прокатных удостоверений.
Кинотеатры просят субсидированной поддержки у государства в краткосрочной перспективе. Что будет дальше – предсказать сложно. Все привыкли работать в правовом поле и сложно себе представить, что будет возврат к демонстрации видеоконтента без разрешения правообладателей. Хотя есть случаи, когда кинотеатры уходят в «серую» зону – предоставляют свое оборудование и залы для «закрытых» показов премьер, права на демонстрацию которых на территории РФ нет.
Тотального возврата к формату нелегальных видеосалонов 90-х не будет, поскольку сейчас есть техническая возможность смотреть любой видеоконтент у себя дома на таком экране и с таким качеством звука, какой может позволить ваш бюджет.
Есть ряд проектов российских производителей права, на которые были куплены Netflix (сериалы «Анна К» со Светланой Ходченковой и Федором Бондарчуком, «Петля» с Александром Петровым, «Ничего особенного» с Юрой Борисовым, триллер «Зато»). Скорее всего, эти проекты будут приобретены отечественными стриминговыми сервисами. Но контракт с Netflix – это была не столько финансовая, сколько имиджевая история. Помимо всего, стриминг лишился 700 тыс. подписчиков из России. Для стриминга это, прежде всего, финансовые потери. Зрители, которые очень хотят смотреть премьеры Netflix, будут искать контент на нелегальных ресурсах.
Для российских онлайн-кинотеатров и стриминговых сервисов уход Netflix означает прежде всего ослабление конкуренции с одним из сильнейших международных игроков. Также не следует забывать, что помимо Netflix ушел и еще один сильный игрок – Megogo.
Вне зависимости от текущей ситуации в индустрии уже сложился дефицит на качественный видеопродакшен. Не хватает сценаристов, режиссеров, операторов. Актеры одновременно задействованы в нескольких проектах. Если раньше основным заказчиком на видеоконтент было телевидение, то сейчас это онлайн-кинотеатры, и у них жесткая конкуренция за качественный контент, громкие имена. Увеличение количества сериалов будет влиять на их качество.
Скорее всего, мы увидим рост регионального российского кинопроизводства, развитие документального кинопроизводства, и у нас есть шанс расширить свой «кинокругозор» – познакомиться поближе с зарубежными, но не голливудскими фильмами.
Для российской киноиндустрии настал момент истины. Пришло время понять, чего он стоит, в чем его предназначение и что сейчас он реально может дать зрителям и всему обществу? Будет ли это «ширпотреб», или что-то что значимое, что будет цитироваться, обсуждаться, с чем будут спорить или соглашаться? Покажет ближайшее будущее.
Кинотеатрам придется гораздо сложнее, чем платформам – кассовых мейнстрим-новинок больше нет, а инфраструктуру надо обслуживать. И это немалые деньги. В то же время платофрмы, казалось бы, имеют лучшие перспективы, но здесь важно, что та или иная площадка предлагает сегодня. Зритель привык получать новый качественный интересный глобальный контент.
«Ностальгия» и перевыпуски фильмов помогут лишь отчасти и на очень короткое время. Зритель неизбежно захочет новых фильмов, и на том уроне, к которому мы все привыкли. Если этот запрос не удовлетворить – а сейчас отечественная индустрия здесь пока не дотягивает – часть кинотеатров закроется, а онлайн-платформы будут зависеть от того, дадут им или нет лицензии на прокат.
И настанет время «включить креатив» и научиться привлекать зрителя новыми способами. Возможно, мы увидим новые форматы: кинокомпании научатся снимать интересный контент за небольшой бюджет, а маркетинг – научится планировать проекты и правильно продвигать их. В любом случае помощь государства здесь необходима, тем более, что уже отснятого российского контента хватит на полгода-год.
Нынешняя ситуация – это и серьезный вызов, и возможность для российских кинокомпаний. Давайте не будем забывать, что еще недавно отечественные кинематографисты жаловались, что им не хватает внимания прокатчиков и места на экранах кинотеатров из-за американских блокбастеров… Теперь блокбастеров станет точно меньше – условия близки к идеальным, и пусть решит зритель.
Буквально прямо сейчас наша кинокомпания завершила съемки проекта «Сато» (по книге лауреата литературной премии «Новые горизонты» Рагима Джафарова). Изначально мы планировали снимать историю в веб-формате: 8 коротких 12-минутных серий для платформ. Но когда в начале марта стартовали съемки, то стало понятно, что имеет смысл снимать с прицелом на полнометражный вариант. История фильма позволяет сделать такое расширение, и все остальные ресурсы тоже: команда – профессиональная, актеры – талантливые, локации– красивые. И сейчас, на этапе пост-продакшн, мы уже видим подтверждение, что нам есть что предложить российским кинотеатрам осенью этого года.
У кинотеатров и киноиндустрии в целом не просто проблемы, но кризис, сравнимый с великой депрессией. Поэтому на данном фронте, идет борьба за выживание, всеми возможными способами. Поэтому я думаю мы увидим еще и «В бой идут одни старики» на больших экранах и национализированную первую «Матрицу».
Однако множество отечественных кинотеатров непременно ждет закрытие, после ухода западных прокатчиков, в частности трех «китов» – Paramount Pictures, Universal Pictures и Warner Bros. По идее, это должно закрепить позиции монополистов рынка, таким, как «Синема Парк» и «Формула Кино», «Каро» и «Окко», которые занимаются не только прокатом, но и владеют популярными стриминговыми сервисами. Но где исчезают крупные игроки, появляется шанс у независимых студий, продакшенов или даже отдельных персонажей, вроде талантливых режиссеров или блогеров, которые проявят инициативу.
На хороший контент в ближайшее время будет большой спрос. Это нам показал киноцентр «Октябрь», который запустил на большом экране YouTube-канал «Чикен карри». По такому примеру, мы с коллегами тоже объединились в команду и уже сняли пилот сериала «Хвант» про русских волшебников, который сейчас проходит постпродакшн. Он будет предложен отечественным сервисам.
Можно ожидать также приход на рынок голливудозаменителей от ближайших соседей из Кореи, Болливуда, Турции и Ирана. Это могут быть как их стриминговые платформы вроде filimo.com, так и отдельные суперпремьеры, вроде «Поезда в Пусан», который катался по Каро.
У стриминговых сервисов тоже большие проблемы во всем мире. Скорее всего потому, что люди не готовы платить за подписку на нескольких сервисах сразу, чтобы смотреть все громкие новинки сезона. Обычно это прилив пользователей на премьеру и неизбежный отток после финального эпизода. Потому особым спросом здесь будут пользоваться сайты-агрегаторы, собирающие все премьеры разом. Где спрос – там и предложение, так что вполне возможно, что в скором времени мы увидим слияние стримингов.
Кинотеатры России только начали оправляться от пандемии, но последовало новое испытание. Очевидно, что из-за отсутствия проката иностранных фильмов, кинотеатры будут закрываться, а рабочих мест станет меньше, последуют сокращения.
Попытки привести зрителя на старые кинохиты типа «Брат» или «Служебный роман» не дадут видимо результата. Старое кино альтернативой новому не станет.
Возможно, кинотеатры будут активнее использоваться в качестве площадок для бизнес-мероприятий, деловых встреч. Не исключаю, что мы будем наблюдать бум индийского кино, которое в советское время было крайне популярно.
Российских фильмов могут снимать больше, если для этого будет инвестиционная поддержка, продакшн. Скорее всего, в ближайшее время мы увидим немало патриотических, жизнеутверждающих и «разоблачающих» картин. Но кинопроизводство – это процесс сложный технически. Оборудование и технологии для сведения, например, западного производства (и с этим могут быть проблемы). А если говорить именно про контент-план на кинопрокат, то, безусловно, российских фильмов станет больше.
Когда появляются ограничения – появляются и лазейки для их преодоления. Вероятно, будут налажены схемы, которые позволят менять геолокацию, обеспечивать оплату за сервис Netflix с карт, не привязанных к РФ. О законности таких схем рассуждать не берусь.
Кстати, уже сейчас в числе конкурентных преимуществ турецких туров можно увидеть не только любимый всеми All inclusive, но и пользование сервисом Netflix на территории отеля. Думаю, список привлекательных опций турецкого отдыха для россиян будет естественным образом расширяться по мере введения новых санкций.
Не исключаю, что будет процветать «черный рынок» сериалов и кино: будут неоригинальные переводы, не совсем качественная картинка, но российского зрителя это редко останавливает от просмотра. Всем, кто учил корейский язык, можно только позавидовать. Впереди премьера нового сезона «Игры в кальмара».
Мы живем в непростое время. На наших глазах кардинально меняется устройство мира. И сложно сейчас сказать к чему в конечном итоге это все приведет. Пытаться прогнозировать что-то в данной ситуации — дело неблагодарное.
Уход Netflix сильно повлияет на структуру рынка. Для российских сервисов уход такого гиганта сыграет положительную роль — количество потребителей увеличится. Но я думаю, что российские подписчики не начнут массово заменять Netflix другими платформами и сервисами. Все-таки у стриминговых сервисов разный контент.
Есть большой риск, что люди начнут искать контент на пиратских сайтах. К сожалению, это может оказать отрицательное влияние на поведение потребителя. Россияне только-только начали привыкать к легальному пользованию видеосервисов через приобретение подписки.
Сейчас самое время нарастить производство российского контента и постараться побороться за новую аудиторию. Как мы помним из истории, в любые неспокойные времена люди требовали хлеба и зрелищ.
Для киноиндустрии, как и для всех отраслей, наступают не самые радужные времена, но я верю, что должны появиться креативные личности и светлые идеи. Что-то мы безвозвратно потеряем, но освободившуюся нишу займут новые продукты. Это время возможностей.
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Подать заявку в Лигу экспертов
Читайте также: