Милое послевкусие 2020 года надолго изменит правила перемещения людей по миру. В одночасье планета снова стала огромной. Как в стародавние времена, когда путешествие в другую страну было экспедицией, к которой нужно готовиться. Причем шансы на успех мягко говоря не 100%, и всегда сохраняется риск неудачи. Долго, дорого, опасно. Ничего похожего на расслабленное «Тэкс, куда бы смотаться на выходных. А, ну вот тут билеты почти даром, погнали».
Все уже почти смирились с тем, что в статистику «избыточной смертности» от коронавируса записали туристическую отрасль. Даже внутренний туризм пострадал очень сильно. Международный, по сути, закончился. Да, некоторые границы открывают. Потом снова закрывают. И опять вроде можно. А, нет, показалось.
Настойчивые туристы вообще-то ездить не переставали. Почти всегда и отовсюду текли ручейки авантюристов, которые готовы лететь с тремя пересадками, добираться на попутных собаках, ждать по неделе или месяцу «окошка» для въезда. Кроме того, такие люди обычно могут поменять планы на ходу. Что, в ЮАР опять не попасть? Ну и ладно, сгоняю куда-нибудь еще. Действительно, какая разница. На Земле полно прекрасных мест, одно другого не хуже.
Вот только турбизнес в такую игру проигрывает подчистую. Вся инфраструктура, выстроенная под определенную загрузку и потоки клиентов, трещит по швам. Авиакомпании продают и консервируют воздушный флот, отказываются от планов по развитию. За прошлый год только в авиации уволили десятки тысяч человек. В том числе тысячи пилотов! А ведь это далеко не та специальность, по которой можно набрать людей за неделю по объявлениям. Все отброшено на годы назад, если не на десятилетия.
И здесь начинается домино печальных следствий, напрямую с туризмом якобы не связанных. Ведь летали не только за селфи под пальмами. Командировочные селятся в те же отели, что и туристы. Питаются в тех же кафе и ресторанах. Пользуются практически всей системой гостеприимства. Все это тоже под угрозой.
Конечно, поездки не закончатся. Но насколько все станет дороже и сложнее? Что если вместо пары дней придется тратить пару недель на тесты и карантин по прилету? Или несколько месяцев на прививки и контроль. Сколько компаний сможет позволить себе международное сотрудничество в условиях, когда трансграничные контакты оказались в зоне риска? Решения о блокировках принимаются почти моментально, их никто с бизнесом не согласует. Даже актуальную информацию получить не всегда просто.
Например, вы ждете поставку откуда-то, а там очередной карантин, и все на паузе. Это примерно как на полном ходу воткнуть лом в колесо. Глобальная логистика в прежнем понимании практически закончилась.
Более длинный и, возможно, не менее опасный тренд — разрушение институтов зарубежных стажировок, профессиональных встреч, выставок. Пока все пытаются запихать в онлайн, люди (и компании из разных стран) стали гораздо меньше общаться. Последствия этого вряд ли порадуют нас инновациями и быстрым ростом уровня жизни. Все хорошее, что сейчас внедряют и делают, было создано до эпидемии. Фактически, мы доедаем научные остатки прежней, доковидной эпохи.
Поэтому не думайте, что ковид «ударил по туризму». Беда общая, она коснется всех. Уже так происходит. Вопрос ковидных паспортов — очень сырой, болезненный, неприятный. Но его не получится игнорировать. Нет, ничего обратно не вернется. Полностью точно нет. Уже пора думать о том, как строить жизнь и бизнес в новых условиях.
Насколько все плохо
Несмотря на появление вакцин и более-менее оптимистичную статистику по пандемии, власти разных стран скептически оценивают ближайшие перспективы. Уже объявили, что в этом году Венецианский карнавал пройдет в онлайн-формате. Карнавал в Рио-де-Жанейро вообще собираются отменить. По Олимпиаде в Японии решение, видимо, до сих пор не принято. Ее то переносят, то возвращают – ничего не понятно.
Страны, экономика которых критично зависит от туризма, изобретают разные способы перезапуска полезного трафика — но с минимизацией рисков. Греция (вроде) отменила наконец квоту в 500 человек для туристов из России в неделю. Пхукет собираются открыть после вакцинации местных жителей (очевидно, не раньше осени, а реально еще позже). Есть и такие места, куда просто можно лететь и ехать хоть сегодня.
С маленькой оговорочкой — как правило, после сдачи тестов на ковид. Часто еще и по прилету требуют сдать снова. На Шри-Ланке – еженедельное тестирование. И все идет к тому, что привитые люди будут пользоваться привилегиями. По большому счету, какая разница, как именно это оформят юридически. Можно назвать ковид-паспортом или справкой о вакцинировании, суть от этого не меняется.
Пока еще много открытых вопросов. Например, нет ясности о том, как вакцины меняют риск заразить других людей. Что делать тем, кто уже переболел и обладает собственными антителами? Еще полирнуть прививкой поверх, чтобы получить справку — довольно странно звучит.
Тем не менее, нужно признать, что на фоне всего происходящего введение любых стандартов с международным признанием станет большим шагом вперед. Сейчас повсюду сохраняется риск полного закрытия границ. Причем развитые страны захлопывают двери первыми.
Доходит до трагикомичного. Нидерланды приостановили участие в программе "Love is not tourism", которая давала право на визы для неженатых пар. Возможно, это ускорит создание новых семей. Но хочется и других вариантов для возможности куда-то съездить.
Самое печальное как раз во всеобщей неразберихе, панике и калейдоскопе из чрезмерных мер с их полным отсутствием. Потом ситуация где-то опять выходит из-под контроля. Новые штаммы вируса тоже скучать не дают. Получается, что при самом хорошем раскладе на отработку нового международного сообщения уйдет много времени. Будет просто отлично, если до конца года что-то действительно восстановится. Не туризм или локальные экономики, а сама возможность планировать что-либо, связанное с трансграничными перемещениями.
Если ковидные паспорта этому помогут — отлично, хоть так. Вопрос в том, насколько универсальными они станут. Сейчас появилась новая мода с отслеживанием ранее посещенных стран. И если они «в красной зоне» по местным правилам (которые часто меняются), то что это значит, прививка дает дипломатический иммунитет на пересечение границы? Или только при прочих условиях?
Еще приезжих стараются изолировать. Пусть не в стационарах, хотя бы на каких-то огороженных территориях или в рамках определенных регионов. В духе туристических резерваций вроде Шарм-аль-Шейха, или с запретом на посещение определенных провинций, как в Китае. Похоже, в ковидные паспорта еще будут потом вклеивать ковидные визы. Вот весело-то будет.
Что делать бизнесу
Ладно уж там с позитивом — ну вот так сейчас все, ясно. Что это означает для бизнеса, помимо подсчета убытков, сокращений штата, сворачивания проектов развития и прочих ужасов. А как же «в любом кризисе есть возможности»?
Самое очевидное — переход в онлайн. Однако, это редко становится конкурентным преимуществом для компании без собственных IT-продуктов. Так можно перебиться, конечно. Сохранить одних клиентов, возможно даже найти новых. Только Интернет общий, все так делают. И сеть чудовищно монополизирована. В конечном счете, выигрывают только маркетплейсы, поисковые и платежные системы. То есть крупные вендоры. Все остальные пользуются их решениями, и сокращение офлайна вряд ли приведет к падению цен на онлайн-услуги.
Можно действовать по классической притче о человеке, который разбогател «сдавая спину» — повесил на нее доску и давал расписываться толпам страждущих, которым негде было заполнить заявку на прииск в условиях золотой лихорадки. То есть вместо налаживания «собственной заграницы» можно помогать ездить другим. А также вести переговоры, делать заказы, контролировать качество и поставки. Наверное, в этой нише скоро появятся новые игроки. Возможно, их даже будет достаточно много, чтобы им тоже можно было «подставить спину», в коммерчески выгодном смысле.
Самодостаточный внутренний рынок есть разве что у таких гигантов, как США и Китай. Но даже там возникают проблемы из-за сокращения внешних связей. Значит, можно строить транзитные схемы из пункта А в пункт Б через Москву, например. Или через Стамбул, другие локации. Вряд ли это станет заметным экономическим трендом, тем более что правила часто меняются. Но подзаработать в моменте реально. Пиринговая логистика — как Интернет, только в офлайне.
Запрет на перемещения обрушил сезонную миграцию рабочих. Во многих отраслях это стало настоящим бедствием. Нельзя «перевести в онлайн» сбор урожая или строительные работы. Точнее уже можно, только не так быстро и экономика инноваций сойдется еще позже. Значит, любые инсайты по закрытию чужих проблем могут стать выгодным бизнесом.
Наконец, после отрезвления насчет масштабных планов о покорении галактики сейчас многие возвращаются к осознанию своих реальных рыночных позиций. Это неплохо, ведь любые сооружения строятся, начиная с земли. Возможно, отладка рентабельности небольшого местного производства окажется более выгодной, чем рухнувшие мечты о сетях, франшизах, международных структурах. А через несколько лет, когда все начнет оживать, вы сможете вернуться к прежним идеям с новым опытом.
Чего точно нельзя делать — ждать, пока все наладится. Этого явно не произойдет ни завтра, ни в ближайшем обозримом будущем. Так что бизнесу тоже нужна прививка. От опасных иллюзий, медлительности, гигантомании, перфекционизма, глухоты к обратной связи от рынка.
Вот еще одна тема для стартапа. Разработайте такую вакцину B2B, и, скорее всего, вам дадут ковид-паспорт вне очереди. Потому что этого лекарства бизнесу давно везде не хватает.
Читайте также: