Визит правоохранительных органов может стать для работников офиса полной неожиданностью. Растерянность, непонимание того, как вести себя в такой ситуации, как разговаривать с представителями власти – все эти простые человеческие факторы могут привести к негативным последствиям, разбираться с которыми в дальнейшем придется адвокату.
Как подготовить работников организации, и что им делать, если придется общаться с людьми в погонах?
1. В первую очередь, все работники офиса, а особенно – секретариат и ресепшн, которые первыми сталкиваются с посетителями, должны быть поставлены в известность о том, что визит правоохранительных органов в принципе возможен. Снабдите сотрудников этих департаментов всеми контактными данными адвоката, чтобы они могли незамедлительно позвонить ему, если в офисе, например, нет руководителя, который сам должен связаться с защитником компании.
2. Проинструктируйте всех работников офиса, что при получении любой входящей корреспонденции от представителей правоохранительных органов, они как можно скорее должны поставить в известность об этом руководителя и не отвечать на любые посторонние вопросы пришедшего, не связанные собственно с вручением корреспонденции. При получении писем или любых документов сотрудникам следует проверить данные об адресате и спросить у посетителя его ФИО, должность и место службы.
3. В целях обеспечения информационной безопасности офису лучше работать в облачных сервисах, а серверное программное и аппаратное обеспечение располагать в другом месте. По этому поводу в организации может быть введена политика ИБ, в которой подробно прописаны процесс работы в «облаке», вход/выход из сервиса, постоянное использование паролей без их запоминания системой и прочие тонкости.
4. Если в офис с обыском или выемкой (на самом деле для работников это не имеет значения) явились правоохранительные органы, находящиеся в офисе сотрудники должны знать, что им нужно немедленно прекратить работу, выключить свои компьютеры, положить документы на предназначенные для них места. Если правоохранители просят не трогать документы, это требование нужно выполнить.
5. Проведите для сотрудников инструктаж на такой случай, чтобы никто не препятствовал правоохранительным органам, не кричал, не паниковал, не пытался покинуть офис, не использовал нецензурные выражения, особенно обращаясь к представителям власти, не разговаривал между собой по поводу происходящего. Предупредите, что если у работников нет желания лишиться своего мобильного телефона, не следует вести фото- и видеосъемку.
6. Не всегда руководитель или даже адвокат могут оперативно добраться в офис. На этот случай нужно заранее назначить ответственного сотрудника, который будет охранять интересы компании до их приезда. Он должен будет уточнить у пришедших, на каком основании и с какой целью явились правоохранительные органы, попросить показать соответствующее постановление, с которого, если разрешат, может снять копию. По возможности ответственному нужно постараться получить контактные данные старшего сотрудника правоохранительных органов. При этом все остальные сотрудники должны знать, что нужно выполнять рекомендации адвоката, а в его отсутствие – руководителя.
7. Во время предварительного инструктажа расскажите сотрудникам, что лучше всего, если они самостоятельно будут относить документы, на которые указывают представители правоохранительных органов, в общую стопку документов, рядом с которой все время должны находиться понятые. Это нужно для того, чтобы испрашиваемые документы действительно оказались в общей стопке, а не случайным образом затерялись и в дальнейшем использовались «для сведения». Обозначьте, что каждому работнику офиса нужно постараться запомнить, какие конкретно документы, касающиеся его деятельности, изымаются, сразу же составить их список, и как можно скорее передать его своему руководителю или адвокату.
8. Если правоохранители вызывают сотрудников офиса для дачи объяснений или показаний, работники должны быть проинформированы, что без адвоката им не следует отвечать на вопросы. Они в праве вежливо сообщить, что готовы явиться для дачи объяснений или показаний вместе со своим адвокатом в другое время. О вызове на допрос или для дачи объяснений сотрудники должны сразу же поставить в известность руководителя и правозащитника.
9. Работники офиса не должны общаться с представителями правоохранительных органов за рамками следственного или оперативного мероприятия. Предупредите их, что не стоит отвечать даже на самые посторонние вопросы «о погоде» или «а вот в этом сейфе случайно не лежит печать ООО "Бригантина", не знаете?».
10. В случае, если здоровью кого-то из работников организации причинен вред, он должен незамедлительно обратиться в травмпункт и зафиксировать повреждения.
Описанное поведение работников офиса направлено в первую очередь на фиксацию происходящего без нарушения запретов правоохранительных органов вести видеосъемку, на создание порядка и максимально спокойной обстановки в целях облегчения работы адвоката и на исключение давления со стороны правоохранителей во время опросов и допросов. В подобных условиях адвокат сможет эффективно обеспечить правовую помощь своему доверителю.
Читайте также: