В бизнесе сложно доверять партнеру, если не знаешь его лично, а в информацию, запрошенную напрямую у компании, крайне сложно поверить. Если на свободном рынке, всегда можно дать «заднюю», отказавшись от сомнительного сотрудничества, то при участии в тендерах, когда закон обязывает размещать заказ, необходимо найти то, что вызовет доверие к партнеру.
Каждый, кто работает с тендерами, неоднократно натыкался на ключевой вопрос — как проверить контрагента до торгов, чтобы не вляпаться в мутную историю с фирмами-однодневками и сомнительными посредниками, которые ведут нечестную игру.
Предлагаю семь простых и доступных методов, с помощью которых вы узнаете о компании все необходимые данные, чтобы принять правильное и взвешенное решение.
1. Сертификат РПО
Регистр проверенных поставщиков (РПО) введен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Этот инструмент, работающий как на поставщика, так и на заказчика, позволяет моментально оценить надежность компании. По крайней мере, бумага доказывает, что фирма не банкротится в данный момент, судебных дел нет, юридический адрес подтвержден, а налоговые отчисления производятся и отчетность в ФНС сдается.
Однако как повелось в России — новым инструментам мало доверяют. Более того, наличие сертификата не гарантирует выигрыш — победа в торгах зависит от многих параметров: сроков поставки, предлагаемой цены и пр.
2. Проверка адреса регистрации
Первое, что нужно сделать — это проверить адрес регистрации компании в налоговой. Конечно, в эпоху информационных технологий идти в ведомство не нужно.
Проверив этот пункт, вы поймете — например, если по адресу зарегистрировано несколько десятков фирм, то это массовый адрес, купленный в интернете для регистрации. В этом, вроде бы нет ничего такого, однако при конфликте найти компанию по этому адресу, скорее всего не удастся — ее там нет! Тем не менее, массовый адрес в некоторых случаях должен и насторожить вас, сигнализировать на подозрительность фирмы.
3. Проверка по базе ФНС
В налоговой о компании знают если не все, но по крайней мере многое. Поэтому проверить контрагента на сайте ФНС необходимо. Обращайте внимание: частично заполненная карточка о фирме или отсутствие государственной регистрации — должны, как минимум, насторожить вас.
4. Арбитражная практика
Исполнение условий договора – это ключевой момент оценки надежности компании. Тем не менее, по злому умыслу или случайности, но контрагенты, переоценив свои силы, могут просрочить сроки исполнения контракта. Об одном, двух и более делах можно узнать здесь. Просто наберите в двух полях: ИНН и ОГРН фирмы и нажмите поиск. Увидели в выпавшем списке вашего потенциального партнера, изучите процессуальные документы. По их результатам сделайте вывод: стоит или нет сотрудничать с компанией.
5. Проверка банкротства
Банкротство фирмы в начальной или завершающей стадии — не важно на каком этапе находится этот процесс. Работать с таким партнером огромный риск. Поэтому обязательно проверьте, нет ли у фирмы неприятных секретов.
Нашли в списке компанию — знайте, на первых стадиях банкротства фирма может заключать сделки, на последнем этапе такими возможностями банкрот не обладает. Тем не менее, это не исключает всех рисков, которые вы понесете, заключая сделку с компанией находящейся на любом этапе банкротства.
6. Отзывы о компании в интернете
Не все дела доходят до суда, да и если доходят, то со временем, которого у вас нет. Безусловно, они может быть появятся, но времени ждать, нет. Поэтому, предварительно благонадежность можно проверить по отзывам.
Как бы критично мы не относились к отзывам, но иногда они могут рассказать многое о фирме. Тем более, отличить покупной отзыв от реального, сегодня сможет каждый. Так, отзывы, выдержанные в одном смысле, но в разном стиле — например, о компании пишут, что она срывала сроки или продукция не соответствовала заявленной — это уж точно говорит о фирме не в ее пользу.
7. Длительность работы на рынке
Опыт работы в любой сфере является важным элементом оценки. Может показаться банальным, но среди работающих несколько месяцев на рынке компаний, большего всего сомнительных посредников. Поэтому проверяйте фирму, когда она зарегистрирована — чем больше она на рынке, тем лучше.
Тем не менее, не забывайте, что некоторые конторы только и занимаются, что посредничеством. Поэтому дополнительно пробейте фирму по базе судебных дел, почитайте отзывы в интернете, а также изучите практику исполнения контрактов в тендерной системе. Только после изучения этих данных принимайте решение!
Если подытожить: семь методов должны убедить вас в том, что фирма надежная или наоборот сомнительная. Безусловно, у кого есть собственные наработки проверки компаний, то к этой методике вы можете добавить и их.
Фото: pixabay.com