Какие системные сдвиги произойдут в интернете в ближайшее десятилетие? Какие тектонические перемены наступят в поведении юзеров? Что нового нас ждет в сферах безопасности, идентификации, потребительских финансов, e-commerce? Вот, что думают по этому поводу эксперты в области информационных технологий.
Мессенджеры станут центрами коммуникации
Я не знаю прогноза погоды через две недели, но точно знаю, что летом будет теплее. Так же и в бизнесе. Тяжело прогнозировать на год, но важно видеть большие тренды и стараться на них сыграть. Поэтому решил поделиться своим видением десяти больших трендов на ближайшие десять лет (скажем, до 2029 года):
1. Мессенджеры станут центром коммуникации. Голос перемешается с текстом, эмоджи и кнопками «купить». При этом ИИ будет часто третьим участником наших диалогов.
2. Интернет вступит в эпоху региональной самоизоляции. Без дорогостоящего регионального присутствия станет невозможно строить глобальные компании, а значит, малыши потеряют возможность самостоятельно продавать по всему миру через интернет, но получат больше шансов локально.
3. Будет расти доля самозанятых и микропредпринимателей. Зачем менеджмент, если люди сами могут управлять собой? Это, кстати, важная часть того, что называется «уберизация».
4. Рост роли брендов и процента самозанятых приведет к росту франшиз (работа на «Яндекс.такси» – тоже форма франшизы, на самом деле).
5. Большая часть товаров и услуг будет продаваться по подписке. Подписная модель в b2c, скорее всего, станет доминирующей.
6. Должен сильно поменяться food-ритейл. Меня бы устроило, если бы мой холодильник пополнялся сам (конечно, по подписке).
7. За счет оцифровки историй болезни и ИИ серьезно поменяется медицина – все, что связано с диагностикой и профилактикой. Заметная часть медуслуг будет оказываться дистанционно.
8. С появлением автопилота принципиально изменится модель потребления машин. Люди будут в машинах спать, есть и смотреть телевизор.
9. Еще большей привилегией станет privacy. Появится большой рынок услуг по предоставлению конфиденциальности. Как и что это будет – непонятно, но понятно, что за право на частную жизнь будут платить и много.
10. За 10 лет должны, наконец, создать нормальный переводчик и это очень (очень!) сильно повлияет на то, какую информацию мы потребляем, с кем мы общаемся и работаем, на индустрию путешествий. А вот рынок изучения иностранных языков может пострадать.
На самом деле, разных трендов, конечно, больше, но цифра 10 нравится.
Роль текста будет сведена «на нет»
Изменится роль текста – он будет сведен «на нет». Поколение миллениалов – визуалы, они привыкли смотреть, а не читать. В ближайшем будущем нас ожидают сайты-видеовизитки, сайты-комиксы. В Японии уже сейчас формат сайта-манги популярен, его популярность будет расти и в других странах.
Будут усложняться технологии интернет-рекламы. Уже сейчас технически возможно узнать о пользователе практически все, включая маршруты его передвижения (это позволяет новый сервис таргетированной рекламы МТС).
В ближайшем будущем показ рекламы будет просчитываться не на абстрактную целевую аудиторию, а на конкретного пользователя с его характерными особенностями и привычками. На это работают бурно развивающиеся технологии искусственного интеллекта. Поэтому темы идентификации и анонимности станут очень этически значимыми.
Майнинг может сделать Россию эмиссионным центром криптоактивов
Наиболее динамично развивающаяся интернет-область – это крипторынок. Число держателей криптоактивов каждый год удваивается. Пока их немного (например, в ЕС – 9%). Если такие темпы роста сохранятся, то через 3-4 года в крипторынок будет вовлечено более половины населения Земли, а через шесть лет – подавляющее большинство. И тогда глубокие трансформации мировой экономики неизбежны. В частности, запретить криптовалюты будет почти нереально. Развитые страны уже выбрали курс на их легализацию – и перспективные стартапы перетекают туда. Скорее всего, через шесть лет большинство стран будут вынуждены легализовать криптовалюты, чтобы не остаться на обочине мирового тренда.
К России эти вопросы имеют прямое отношение, ибо она занимает выжидающую позицию и не торопится давать крипторынку зеленый или красный свет. Многие боятся, что криптовалюты лишат государство контроля над экономикой. Однако, например, широкое развитие майнинга могло бы, напротив, сделать Россию важным эмиссионным центром криптоактивов и усилить свое влияние на мировую экономику. Ведь именно так делает США, будучи эмиссионным центром доллара, основной мировой валюты.
Сложные вопросы предстоит решать государству в вопросах интернет-безопасности. В нашей стране преобладает борьба с анонимайзерами, цензура «вредного» контента, требование к провайдерам долго хранить историю активности юзеров, что очень усложняет бизнес интернет-компаниям и провайдерам.
Исчезнет «водораздел» между онлайн и офлайн
На мой взгляд, изменится вот что:
1. Размер ответственности: площадки либо начнут нести ответственность за товары, либо поменяется ее характер, к примеру, не за товар, а за процесс сделки.
2. Степень автоматизации: сделки будут проводиться на основе срабатывания триггеров, заложенных в программу и в контракт, а не на основе дополнительного запроса к пользователю. К примеру, списание средств при отгрузке, а не предоплата. Что сделает операции в сети более безопасными.
3. Структура e-commerce и позиционирование площадок: будет большая дифференциация между универсалами, специализированными площадками и бутиками. Место «просто» интернет-магазина сотрется. Появятся новые форматы. Изменится характер омниканальности – больше не будет «водораздела» между онлайн и офлайн. Соответственно, упорядочится взаимодействие. Это будет ограниченное количество каналов, но постоянный контакт, который опирается на лояльность пользователя и мгновенную обратную связь. К примеру, через мессенджер.
4. Поиск в сети перестанет быть актуальным, с точки зрения e-commerce будут востребованы эксперты, чтобы минимизировать ошибку выбора. Станет меньше «мусора» или «шума».
5. Безусловно, еще больше сотрутся межгосударственные границы. Логистика станет возможностью для оптимизации затрат и времени.
Основной тренд – максимальная персонализация предложения
Если говорить о страховании, то оно станет гораздо дешевле, быстрее и точнее. В происходящих стремительных технологических изменениях Россия является одним из мировых лидеров по внедрению инноваций. Основные тренды – это максимальная персонализация предложения по страхованию и автоматизация всего процесса, начиная от покупки полиса и заканчивая получением компенсации.
Изменится привычный ландшафт страхового рынка. Вместо офисов страховых компаний местом встречи с клиентом станут агрегаторы или маркетплейсы, где страхование будет лишь одной из услуг, гармонично дополняющей другие сервисы.
Классические страховые компании будут конкурировать с современной формой позабытых касс взаимопомощи, peer-to-peer страховщиками. В Р2Р-страховании участвуют разные группы людей: коллеги, друзья или члены сообщества. Организационную работу возьмут на себя роботы, а участники получат удобный интерфейс. Благодаря автоматизации, меньшему риску мошенничества и отсутствию агентских комиссий, такая страховка обойдется дешевле, чем полис в обычной страховой компании.
Потребители будут покупать полис даже не в два клика, а один, а хранение информации на бумажных носителях сойдет на нет. Технологии искусственного интеллекта будут бороться с мошенничеством, точнее предсказывать вероятность страхового случая и справедливо рассчитывать страховой тариф, будут предлагать продукт там и тогда, когда это действительно нужно потребителю. Главное преимущество такой диджитализации – снижение издержек и повышение точности предложения нужного продукта. Как следствие, значительно упадет стоимость самого полиса, при этом вырастет его ценность.
Смена поколений меняет и профиль потребителя. Доминирующая роль в экономике переходит к поколению Y, которым чуждо накопление и ближе совместное потребление. Как следствие, такие продукты, как полисы КАСКО с поминутной оплатой, станут нормой, а не экзотикой.
В медицинском страховании напрашивается реформа ОМС и ДМС, которые во многом друг друга дублируют. Она предопределит расстановку сил участников рынка. Будут развиваться методы диагностики и лечения и различные медицинские гаджеты будут интегрированы с телемедицинскими системами. Это позволит решить проблему человечества по качеству и продолжительности жизни. Бюджеты на медицинское страхование будут расходоваться более рационально, больше на профилактику и предотвращение заболеваний на ранних стадиях.
Банки будут платить за право обслужить клиента
1. Безопасность и идентификация. В ближайшем будущем грядет разделение глобальной сети и, соответственно, Рунета на две основные части. Первая – публичная, общедоступная. Доступ к ней смогут получить все желающие, предоставив свои паспортные данные – логина и пароля будет уже недостаточно. Личные данные пользователей необходимы как для взаимодействия публичных сервисов с государством, так и для таргетирования рекламы. Вторая – закрытая, анонимная, DarkWeb. Она будет представлена ресурсами и сервисами, которые не требуют идентификационных данных пользователей – ни паспортных, ни каких-либо иных. Соответственно, интернет-пользователи также разделятся на тех, кто согласен предоставлять свои частные данные для аутентификации, и тех, кто предпочитает сохранить анонимность.
2. Потребительские финансы тоже преобразятся. Мы живем в интересное время, когда меняется сама концепция банковского обслуживания. Дело в том, что многие из нас начинают понимать: когда клиент банка платит деньги за использование организацией собственных средств – это несколько странно. Банки, в свою очередь, осознают, что грядет цифровая трансформация, которая изменит многое, и многие банковские организации заранее инвестируют средства в эту трансформацию. Все это приведет к тому, что банки будут платить за право обслужить клиента – к примеру, платить комиссию при отправке средств будет не отправитель, а банк.
3. В России, безусловно, все также изменится: в скором будущем появятся блокчейн-сервисы, позволяющие без проблем отправить средства в любую страну мира. Сейчас это несколько сложно, поскольку переводы с карты на карту работают далеко не всегда при отправке средств за рубеж. А при использовании услуг таких организаций, как Western Union, приходится оплачивать комиссию и проходить проверку личности. Считаю, что государство будет способствовать развитию этой сферы, а не препятствовать прогрессу. Прежде чем изменения станут глобальными, необходимо внести изменения в законодательство.
4. Ближайшее будущее e-commerce – объединение различных платформ и сервисов. Например, я не исключаю, что Alibaba с Amazon станут тесно сотрудничать, включая объединение баз данных клиентов. Пользовательские базы различных компаний так или иначе пересекаются (пример – «Яндекс» и Сбербанк), поэтому для повышения эффективности своей работы существующим сервисам и компаниям логично заключать договора о сотрудничестве, формируя некие бизнес-конгломераты с общими базами данных, услугами и т.п. Маленькие сервисы не смогут продолжать работу без объединения с более крупным партнером или партнерами.
Для обеспечения высокого уровня сервиса нужны человеческие ресурсы, складские ресурсы, финансы. Все это могут позволить себе крупные компании и их объединения, но не одиночки. Скорее всего, небольшие компании будут либо продавать свои активы, либо встраиваться в структуру крупных компаний. Приведу пример. Если клиент магазина спортивной одежды совершил покупку, то предложить ему купить спортивное питание в другом магазине – вполне логично с точки зрения маркетинга. Но пока у магазина спортивной одежды и магазина спортивного питания разные владельцы, разные базы данных и сервисы. В будущем, если эти две компании объединят свои активы, они смогут предлагать клиентам комплексное обслуживание. Сейчас многие компании воспринимают друг друга в качестве конкурентов, но в будущем замкнутые экосистемы разомкнутся и начнут объединяться.
Вашими представлениями о развитии интернета вы можете поделиться в форуме.
Фото: unsplash.com