В феврале 2019 года правительство оценило расходы на нацпроекты в 25,7 млрд руб. Это следует из проектных паспортов, опубликованных на сайте правительства. Правительство хотело бы разделить эти расходы с бизнесом, об этом в феврале премьер Дмитрий Медведев заявил в программе «Итоги недели» на НТВ. При этом Медведев заявил, что бизнес должен участвовать в реализации национальных проектов «…на рыночных принципах. Государство не будет «из-под палки» заставлять предпринимателей инвестировать», пообещал он.
Через несколько месяцев выяснилось, что государственно-частное партнерство складывается не слишком успешно. Минэкономразвития по итогам июля 2019 года зафиксировало нулевой рост инвестиций частного бизнеса к июлю 2018. «Пока нет никаких данных – в какой мере в первый год реализации нацпроектов исполняются показатели внебюджетного их финансирования. Однако, исходя из того, что Минэкономики по итогам июля зафиксировало нулевой год к году рост общих инвестиций в РФ, они могут быть провальными», – пишет «Ъ». 10 сентября 2019 года правительство собирается проанализировать механизмы взаимодействия с инвесторами.
Почему российские компании не хотят инвестировать в нацпроекты? На вопрос редакции Executive.ru отвечают эксперты.
Екатерина Матвеева, начальник отдела бюджетирования и экономического анализа, РЖД, эксперт Executive.ru
Малый и средний бизнес не инвестирует деньги в нацпроекты по банальной причине – нехватка свободных денежных средств для инвестирования (по финансовой деятельности в отчете движения денег). Бизнес тратится на тест новых гипотез, рекламу, собственное развитие.
Маржинальность бизнеса – 25% (по средней статистике российских компаний), депозитная ставка 5,5-7%, нацпроекты дают в среднем 8-10% доходности. Естественно, частный бизнес выбирает другой путь, он хочет развиваться сам.
Нацпроекты «рисуют» радужные перспективы с точки зрения бизнес-модели и инвестиционных показателей, но на практике зачастую оказываются убыточными ввиду срыва сроков реализации, дополнительных неучтенных вложений в проект и прочих расходов.
Мария Ермилова, первый вице-президент, Ассоциация менеджеров образования и науки, эксперт Executive.ru
В нескольких национальных проектах заявлены показатели, которые с трудом могут быть достигнуты. Например, в национальном проекте «Жилье и городская среда» говорится о 120 млн кв. м жилья, которые должны быть построены к 2024 году. Однако условий и базы для этого как таковой не создано. Есть несколько причин, почему бизнес не инвестирует в нацпроекты.
Такие инвестиции – высокорисковые и вряд ли при невыполнении плановых показателей предприниматели смогут вернуть свои средства. Это одна из основных причин, которая не позволяет бизнесу в этом участвовать. Российские предприниматели осознают, что любые другие инвестиции принесут им больший доход, нежели национальные проекты.
Возможное участие российского бизнеса в реализации национальных проектов возможно при создании условий, связанных с льготным кредитованием, налогообложением, формированием более четкой системы реализации проектов, заключающейся не только в указании на точные показатели, которые должны быть достигнуты, но и на инструменты и механизмы, которые позволят эти проекты реализовать в полном объеме.
Формирование системы снижения возможных рисков для инвесторов – тоже немаловажный вопрос. Эта тема не проработана, и вызывает у предпринимателей нежелание участвовать в проектах. Бизнес должен не только инвестировать в национальные проекты, но и быть защищенным от возможных последствий такого участия.
Чтобы российский бизнес подключился к реализации национальных проектов, необходима их первоначальная доработка в части формирования конкретных механизмов и инструментов, которые позволят максимально достичь плановых показателей.
Вторым шагом должно стать представление программы, в которой четко будут прописаны выгоды и возможности участия российского бизнеса в таких проектах, а также связанные с этим риски. Если будут конкретные меры, которые позволят эти риски снизить, то предприниматели будут больше настроены на поддержку проектов.
Национальные проекты, помимо решения социальных вопросов, должны представлять перспективы для бизнеса, который сможет содействовать в решении этих вопросов.
В перспективе инвестиции в национальные проекты со стороны бизнеса могут быть осуществлены либо в принудительном порядке, либо государству необходимо подумать над созданием для российских предпринимателей привлекательных условий такого участия.
Татьяна Мокеева, призер конкурса «Молодой ученый года» СПбПУ (2018 г.), ассистент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, эксперт Executive.ru
Частный бизнес и инвесторы не хотят финансировать национальные проекты, в том числе фундаментальные и прикладные научные исследования, которые позволят получить технологические инновации широкого класса применения в самых различных сферах. Бизнес неспособен видеть дальние перспективы, политика компаний основана на получении ближайшего результата, у частного бизнеса ограниченные горизонты получения прибыли.
Для решения данной проблемы государству необходимо совершенствовать механизмы взаимодействия с инвесторами. С нормативно-правовой стороны требуется создание закона о защите и поощрении инвестиций; создание определенных возможностей и предпосылок – гарантий, льгот, обязательств... В этом вопросе также стоит обратиться к зарубежному опыту, в частности, к опыту США.
Кирилл Комраков, к.ю.н., независимый юридический эксперт, член РАЕН
Как пояснил Дмитрий Медведев, бюджет национальных проектов до 2024 года оценивается в беспрецедентные для российской экономики 25,7 трлн рублей. Из них 13,1 трлн рублей будут выделены из федерального бюджета, а порядка 12 трлн должен вложить бизнес. На деле теория и практика частных инвестиций в национальные проекты довольно часто расходятся. В теории бизнес обеспечивает финансирование проекта, профессиональную экспертизу, управление объектами. Государство, в свою очередь, всячески бизнес поддерживает – предоставляет налоговые льготы, гарантии, субсидирует заемные средства, но при этом осуществляет контроль общественных интересов в реализуемом проекте.
На практике же ситуация выглядит иначе. Основная проблема – уже на этапе подачи заявки на участие в проекте бизнес сталкивается с административными барьерами – без бюрократической волокиты невозможно даже начать. Еще одна проблема – понятная и доступная нормативная и техническая база для реализации инвестиционных проектов. Кто захочет вкладывать деньги в проекты, юридический статус которых не определен? Уж точно не бизнес.
Развязка этой истории должна произойти в конце этого года, когда правительство начнет искать причины такой слабой вовлеченности бизнеса в инвестирование. Вот тогда, скорее всего, мы увидим два варианта развития событий: либо полная национализация этих проектов и финансирование исключительно бюджетными средствами, либо наоборот – принятие правовых и экономических мер, чтобы вовлечь предпринимателей. В нашей реальности эти меры даже можно назвать либеральными – у бизнеса немало вопросов к самому процессу участия в национальных проектах.
Юрий Гугнин, основатель, краудлендинговая платформа «Карма»
Нацпроекты составлены с учетом того, что в нашей экономике можно планировать на долгие годы вперед, но пока государство не создало достаточно устойчивую среду для этого. Российские предприниматели вынуждены планировать краткосрочно, потому что в среднем с 1992 по 2019 год мы переживаем экономические кризисы или обвалы рубля каждые 6-7 лет. Поскольку последняя кризисная ситуация была в 2014 году, следующая планируется примерно в 2020. В таких условиях заниматься глобальными долгими проектами довольно рискованно.
Нигде не описаны конкретные преференции для частных инвесторов в нацпроекты. Какой размер налоговых льгот? Сколько процентов купонного дохода будет субсидировано по «зеленым облигациям» или «облигациям социального воздействия» (инструменты для финансирования социально-значимых проектов, применяющиеся за рубежом – Executive.ru)? В публичных источниках такой информации нет, на официальных государственных сайтах и спецпроекте с ТАСС – тоже. Сами проекты проработаны слабо, поэтому инвесторам и предпринимателям не очень понятны задачи, которые надо решать.
Список национальных проектов
Человеческий капитал
- Здравоохранение
- Образование
- Демография
- Культура.
Комфортная среда для жизни
- Безопасные и качественные автомобильные дороги
- Жилье и городская среда
- Экология.
Экономический рост
- Наука
- Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
- Цифровая экономика
- Производительность труда и поддержка занятости
- Международная кооперация и экспорт
- Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Фото в анонсе: pixabay.com
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru. Комментарии экспертов Executive.ru публикуются в начале текста, со ссылкой на профайл участника Сообщества.