Главы из книг156610

Как жить в «параллельное время»?

В российской экономике и политике многое повторяется. Известный экономист Яков Миркин размышляет об этом в сборнике эссе «Открытая дверь». Отрывки из книги.

Яков Миркин, «Открытая дверь». – М.: «Лингва-Ф», 2018.

Это легкая книга. В ней сотни историй. Все они о том, как вылепить из себя величину. Реальную. Не мнимую. Как жить, когда все кипит. Не подчиняться обстоятельствам — все изменится. По жанру — пряная проза и эссе для свободных и изобретательных людей. Или для тех, кто ими все равно станет. Книга — арт-объект. В ней соединены изображения всех времен под ярким знаком искусства Анатолия Зверева. Легкая книга, чтобы бросить в сумку и читать по дороге, или просто книга для безотчетного размышления вечером, когда все устали.

14 января 2015 года. Как сторониться идиотов

Переждать. Пересидеть. Не думать об идиотах. Строить собственную жизнь. Понимать, что жизнь сложнее — и устойчивее — чем то, что о ней говорят. Она сильнее. Она всегда может превозмочь тех, кто не в состоянии придумать ничего нового, кроме того, чтобы играть — день ото дня, ночь от ночи — на то, чтобы стать слабее, на ослабление.

И это пройдет. Будут новые люди, новые цены, новые силы, новые ресурсы. Придет новая жизнь, но пусть эта жизнь сможет превозмочь весь этот бред, когда страна со 145-миллионным населением, обладающая всеми мыслимыми ресурсами мира, полностью зависит от пары резервных валют и цен на пару видов сырья и не может выстроить своей собственной политики на усиление, изображая, что все нормально, что так жизнь сложилась.

Какой позор! Конечно, придет время, когда цены двинутся вверх, и заранее известно, что это случится, и снова, с еще большей силой, начнутся изображения того, как мы все выдержали, как вынесли, как выдюжили и идем вперед.

Но это очень далеко от нормальности.

Что делать рациональному, действительно взрослому человеку? Строить собственную жизнь в сложившихся обстоятельствах. Играть на усиление. Иметь свою профессиональную гордость. Держаться дальше от идиотов, в каких бы обличьях они ни выступали. Плыть против течения. Расти через асфальт. Понимать, что жизнь меняет свои оболочки несколько раз даже в одном поколении. Что жизнь — не ценовая катастрофа, а способ получения удовольствия от всего, что можешь, от сложности, которую создаешь, от физической реальности, в которую погружен. Счастье переполоха, которое можешь внести в космос. Счастье сложности мышления, истории, будущего, дыхания, новых идей, новых построек.

26 января 2017 года. Полосатое время

То маслицем намазать, то под зад коленкой. Время, как ни штопай, следует полосами. Это циклы, тренды (при всей неоднозначности того, что происходило внутри):

Большие качели. Как и за кордоном.

Это циклы в 15-25 лет, хотя были и короче, и длиннее. У них есть причины, никакой тайны. Живая пульсация общества. То отпустить, чтобы дышало, то придавить, чтобы удержать. То дать волю, чтобы полный вперед, то зажать, чтобы не упустить.

Наша особенность: почти 150 лет в России — из крайности в крайность. Амплитуда — чрезмерна. Из одного перебора в другой.

Ну а дальше? Никто не скажет — когда, но жизнь сама отпустит вожжи. На дистанции в пять-десять лет. Скорее всего, это случится. Если, конечно, мысленно продолжить этот ряд.

Что еще? Действие равно противодействию, как закон жизни больших систем.

Чем дальше мы зайдем в том, что называется «сверхконцентрация власти», тем сильнее будет обратное движение.

Лучше не нужно. Просто из чувства самосохранения. Ради любви к эволюции, а больше всего — к тем, с кем мы вместе, в одно время живем. Любовь и жалость здесь — одно и то же.

2 февраля 2017 года. Параллельные люди

Как обстановка? Да так. Что-то типа Александра III. Консерватизм. Глухая оберточная бумага. Хотя окошки приоткрыты.

Экономика тащится, но кормит. Ее держит нефть. Куда она, туда и мы.

Обструкция за кордоном. Но пригодились в Сирии.

Обоз идет своей дорогой. Возницы кричат, что они на всем скаку.

Хорошее время для неторопливых книг, пытающихся еще раз понять эволюцию обществ и их будущее. Почему опыт не превращается в знание, а знание — в охранение от кризисов и буйств.

Но самое удивительное — параллельные люди. Те же идеи, те же выходы и входы, те же монологи — но с разницей в 100-150 лет.

18 мая 2015 года. Пророк Озеров

Драма предупреждения. Иван Озеров, по отчеству Христофорович. Профессор, автор одного из первых российских финансовых учебников, макроэкономист, успешный спекулянт, член советов директоров. Сотни его предупреждений начала XX века о том, что экономическая и финансовая политика России ведет к беде. Множество книг, умница. Под каждой строчкой можно подписаться сегодня.

Все эти слова относятся к дню сегодняшнему.

О бюджете. «В России можно было начать постройку на несколько тысяч и довести стоимость ее до нескольких миллионов рублей, и все это совершенно безнаказанно… Это типично для наших порядков». «Мы собирали средства с населения, и вместо того, чтобы возвращать их ему в полезной работе, расточали их в бесплодных и бесполезных предприятиях».

Все это написано в книге «Как расходуются в России народные деньги» (1907).

О финансовой и экономической политике: «За последнее время и в литературе, и заинтересованные лица приходят к выводу, что застой в торгово-промышленных сферах коренится в малой емкости нашего внутреннего рынка, малой покупной способности нашего населения… Фиск (фискальные органы — Я. М.) не принимал никаких мер по расширению внутреннего рынка. Все заботы его были направлены на то, чтобы дать возможность заинтересованным сферам выбрасывать продукт на иностранные рынки… Но, как опыт показал, такого рода рынки имеют для нас значение только относительно небольшой группы продуктов, а в общем и целом наше производство должно основываться на внутреннем рынке».

Это написано в книге «Экономическая Россия и ее финансовая политика на исходе XIX и в начале XX века» (1905).

Сегодня множество параллелей, аналогий, повторений того, что он увидел и прогнозировал сто лет назад. Мы живем по тем же образцам. Драма человека, который видит, что поезд несется к катастрофе, но не в силах предотвратить ее. Беспомощно машет руками.

В 1918 году он писал: «Мы застрахуем весь мир за наш счет от производства таких опытов, и, быть может, в этом состоит наша историческая миссия — быть навозом для истинной культуры». Родился в 1869-м. Арестован в 1930 году, приговорен к высшей мере. Расстрел заменен десятью годами. В 1933 году амнистирован. Был в ссылке с женой в Воронеже. В 1942-м погиб вместе с женой в доме для престарелых в блокадном Ленинграде.

Драма неуспеха, борьбы с обществом, личная трагедия, неодолимые силы, выносящие тех, кто тепло и общественно мыслит, куда-то вниз.

Жизнь пророка в своем отечестве.

4 июля 2014 года. Штемпель на лбу

Три недели — десяток стран, тысячи человек и их способов существования. Прослежен, измерен, пропечатан, запечатлен в сотнях изображениях в сети, проверен и, наконец, просвечен.

Смешно, что будущее прорисовывается точно по Хаксли. Автономизация, существование в мелких группах по сотне тысяч интересов. Человек как набор данных, тотальный контроль. Смерть личной тайны, права на личную жизнь. Личная принудительная прозрачность.

Общество геймеров. Замещение реальности коммуникациями и изображениями. Всемирный детский лагерь. Псевдорабочие места, чтобы занять людей. Смертельная борьба с китайскими мальчиками за реальные рабочие места. Деноминация традиционной семьи. Ее замена отношениями.

Человек как средство потребления. Жизнь как способ что-то ей продать, как метаморфоза рекламы. Стандартизация «я» (знания, идеология, продукты, личные функции). Глобальная унификация «я». Всеобщий жующий средний класс. Упрощение. Убийство «табу». Легкая наркотизация.

Углубление неравенства. Переворот в вещах — доступность природного только высшим классам. Замена вещей легкими временными разовыми конструкциями. Уничтожение мелкой собственности. Недемократия, манипулирование массовым сознанием. Распропагандированное, лозунговое сознание, мыслящее кубиками.

А где же матушка Россия? В общих рядах, хотя, может быть, даже отстает на пару шагов. Что, на самом деле, хорошо и дает еще возможность вильнуть в сторону. Да хоть в Евразию, но зато — во что-то особенное.

14 декабря 2015 года. Служители

Основной спор нашего времени — внутренняя политика.

Правительство, центральный банк – стабилизация, торможение, урезания, ограничения. «Большая Греция». Базовый взгляд – все растащат. Все выведут в валюту. Все вывезут. На самом деле – не либералы. Либералы – на словах. Родители олигополий, сверхконцентраций, огосударствленности. Взгляд на народ – сверху. Система – наказательная, ограничительная. Одна и та же экономическая школа. За четверть века не смогла справиться даже с инфляцией. Четверть века!

Вместо этого – политика стимулов, высвобождения энергии бизнеса, снижения его рисков, роста доходов и имущества среднего класса. Совсем другой взгляд. Поощрить, подбодрить, развязать руки внутри страны, сделать все, чтобы снизить риски. Инструментов — масса. Можно спорить о них до хрипоты. Но самое важное — взгляд другой.

Основной вопрос нашего времени — кто кому служит?

Государство — нам?

Чиновники — нам (они — тоже мы)?

Или мы — государству?

Если государство и чиновники — нам, то каждое решение должно быть подчинено нашей пользе.

Все обрезания, запрещения, лишения лицензий, укорачивания потоков людей, бизнесов, товаров должны даваться с огромным трудом, делаться с замершим дыханием по принципу: «не навреди!».

Если служение величию — то можно делать и совершать все что угодно во имя величия, ибо величию все можно.

Фото: mirkin.ru

Смотреть комментарии