В любой компании можно выделить три типа сотрудников:
- Звезды – самые результативные сотрудники, которые приносят наибольший результат в компании.
- Критиканы – те, кто сопротивляется изменениям, критикует действия руководства и при этом не предлагает ничего взамен.
- Наблюдатели – те, которые смотрят, что происходит в компании, и выбирает одну из двух сторон.
От того, как руководитель общается с каждым из типов сотрудников, напрямую зависит успех бизнеса. Проблема в том, что руководители уделяют больше внимания именно тем, кто создает сложности, а не звездам, толкающим бизнес вперед. Это скрыто разрушает бизнес. И вот почему.
В чем проблема критиканов?
Вспомните людей из своего окружения. Или тех, с кем вы когда-то плотно общались, даже если сейчас и перестали. Думаю, вы легко сможете представить себе следующие три группы людей:
- Зажигалки. После общения с ними уходишь в приятном настроении. Все проблемы кажутся разрешимыми, а мир – приятным местом, где много всего интересного. С такими людьми хочется проводить больше времени.
- Просто приятные люди. Да, они не настолько заряжены энтузиазмом, как первая группа. Но таких людей большинство, и чаще всего мы общаемся именно с ними. Они способны помочь нам советом, деловыми контактами и другими имеющимися ресурсами.
- Нытики. Общаются они с вами только затем, чтобы пожаловаться на несправедливый мир. Все начальники козлы, а люди неблагодарные сволочи. И после общения с такими людьми кажется, что мир не такой уж и дружелюбный, каким казался всего несколько минут назад.
Эти три группы людей можно встретить и в любой организации. В деловой жизни они превращаются:
- Зажигалки в звезд, которые тащат людей за собой, готовы пахать и своим примером показывать, как нужно работать.
- Просто приятные люди – в наблюдателей, которые перенимают сложившуюся в компании культуру и делают так, как принято.
- А нытики – в критиканов, для которых важнее выразить свое несогласие, нежели добиться результата в команде.
Я думаю, вам легко представить, что происходит в компании, где критиканов становится больше, чем звезд. Компания перестает быть местом, куда приятно приходить каждый день. И превращается в каторгу, где сотрудники «отбывают срок». Так происходит из-за атмосферы, которая складывается в коллективе.
Ключевая задача собственника или руководителя – предотвратить подобную ситуацию. Когда несколько людей отравляют атмосферу настолько, что амбициозные сотрудники бегут из компании или вовсе не хотят в нее устраиваться. Проблема в том, что руководители не всегда вовремя замечают, когда что-то идет не так.
Внимание как новая нефть
Любому сотруднику ценно внимание руководителя. Но для критиканов это наивысшая ценность. Вся цель их деятельности – привлечь к себе внимание. Им вообще не важен результат работы, даже если они работают хорошо. Их конечная цель – показать, насколько они круты.
И если руководитель начнет пытаться разговаривать с таким человеком, как-то убеждать его, пытаться образумить, он допустит роковую ошибку. Ведь его внимание будет уделено не тем сотрудникам, которые больше всех его заслуживают.
У руководителя больше всего внимания уходит на бесконечное устранение сложностей от критиканов, на переговоры с ними, на улаживание конфликтов, на выяснения обстоятельств и т. д. К сожалению, внимания на звездных сотрудников уже не остается. И это ошибка. Потому что таким образом руководитель поощряет другую ролевую модель. И наблюдатели будут стремиться поступать так, чтобы на них обратили внимание – то есть создавать бизнесу проблемы.
Вместо этого стоит уделять больше внимания звездам. Тогда наблюдатели будут видеть, что нужно делать, чтобы на них обратили внимание. И начнут копировать поведение звезд. А критиканы потеряют реальную власть, и сами уйдут из компании. Ведь их поведение никем не поощряется. Команда сама избавится от них как от раковой опухоли.
Как стоит общаться?
Со звездами
- Отмечайте достижения звезд всей командой. В конце каждого месяца устройте вечеринку и публично похвалите тех сотрудников, кто перевыполнил личный план. Причем важно похвалить каждого, чтобы никто не почувствовал себя забытым.
- Учитывайте мнение звезд. Показывайте, что вы всецело доверяете тем людям, кто приносит результат. Тогда сотрудники поймут, что нужно сделать, чтобы тоже получить право голоса в компании.
- Делегируйте звездам больше ответственности. Звезды обычно сами хотят брать на себя больше ответственности. Поддержите их в этом, предоставьте им все необходимые ресурсы.
С наблюдателями
- Демонстрируйте успехи и достижения звезд. Показывайте, какое поведение в компании вы поощряете.
- Поощряйте наблюдателей за поддержку хороших инициатив – бонусами, премиями, похвалой. Покажите, что они тоже могут быть звездами или уже ими стали.
- Не фокусируйтесь на критиканах, не давайте им лишнего внимания.
С критиканами
Хотя критиканы зачастую только мешают развитию компании, полностью игнорировать их нельзя. Вот несколько советов, как свести их влияние к минимуму:
- Реже привлекайте критиканов к обсуждению новых идей и проектов. Их склонность все критиковать может загубить потенциально перспективные начинания.
- Если критиканы начинают активно жаловаться, выслушайте, но не уделяйте этому слишком много внимания. Спокойно объясните свою позицию исходя из интересов компании.
- Попытайтесь переориентировать критиканов с жалоб на конструктив. Попросите предлагать, как можно улучшить ситуацию, а не просто критиковать.
- Если критикан не меняется, рассмотрите вопрос о его увольнении. Длительное негативное влияние на коллектив вредит компании.
Такой подход поможет минимизировать ущерб от излишне критически настроенных сотрудников для общего дела.
Заключение
Самая важная задача руководителя – правильное управление людьми. Сотрудники видят, какая модель поведения в компании поощряется через внимание, и стремятся вести себя так же. Потому важно уделять наибольшее внимание тем сотрудникам, которые приносят компании результат.
Читайте также: