Людей труда с винтиками сравнил Сталин на приеме в честь участников парада Победы: «Я бы хотел выпить за здоровье людей, у которых чинов мало и звание незавидное. За людей, которых считают «винтиками» великого государственного механизма, но без которых все мы – маршалы и командующие фронтами и армиями, говоря грубо, ни черта не стоим. Какой-либо «винтик» разладился – и кончено. Я подымаю тост за людей простых, обычных, скромных, за «винтики», которые держат в состоянии активности наш великий государственный механизм во всех отраслях науки, хозяйства и военного дела».
Сталинская аналогия стала частью советской мифологии и до сих пор звучит из уст разных руководителей. Но сегодня она неэффективна. Сравните людей со светодиодами – и у вас появится новый взгляд на управление. В чем отличие между двумя метафорами и подходами?
Люди-винтики
Сталин говорил о простых людях-винтиках в позитивном ключе, но даже так звучит неприятно. Что должен делать винтик? Находиться на своем месте и выполнять свою функцию. Чаще всего просто быть. На то, чтобы рядовой гражданин выполнял свой долг и даже перевыполнял, была направлена вся мощь агитационной и правовой советской машины. Стахановское движение, принятие и исключение из партии, товарищеские суды, разрядные системы, наставничество, пятилетние планы, закон о тунеядстве – все это заставляло людей работать на результат.
Сейчас такой мощной системы мотивации и контроля нет. При этом винтик должен выполнять не только свою работу, но и дополнительную, а иногда совмещать несколько разноплановых обязанностей: электрослесарь, водитель-экспедитор, продавец-грузчик. Единственное место, где можно рассматривать сотрудника как винтик, – это конвейер. Но даже на поточных линиях люди теперь делают чуть больше: контролируют продукцию и участвуют в постоянных улучшениях.
Современная ситуация требует совершенно другого отношения. Результаты труда сотрудников должны быть видимыми и должны быть предсказуемыми. Современному бизнесу не нужны винтики, современному бизнесу нужны светодиоды.
Люди-светодиоды
Я предлагаю новую аналогию. Более точную и наглядную. Люди – это светодиоды, от которых исходит свечение, и они освещают то, на что обращают внимание, чем занимаются.
Светодиод – это полупроводниковый прибор, светящийся при пропускании через него электрического тока в прямом направлении. Это означает, что для получения свечения к людям нужен правильный подход. А свет – это именно тот результат, который необходим, и который можно использовать.
Под словом «освещение» я подразумеваю то, что ясно видны результаты деятельности или бездеятельности. Например, у шеф-повара должна быть чистая кухня, отлаженная система закупок и хранения, простое и понятное меню: это те области, которые он освещает. Если на кухне грязь, то эта область недостаточно им освещается.
Подразделение-фонарик
У каждого руководителя есть область ответственности, которую он должен осветить. Она складывается не из зон ответственности сотрудников, а дана изначально. Это можно изобразить в виде простого рисунка.
Большой круг – это зона ответственности руководителя, та работа, которую должно выполнять его подразделение. Маленькие круги – это работа, которую выполняют сотрудники. Все, что не освещают сотрудники, должен освещать руководитель, иначе подразделение не будет выполнять свою функцию. Он может светить сам и перегореть, а может сфокусировать свет своих сотрудников или найти более ярких.
Представим другую ситуацию. Сотрудники освещают большую часть функций подразделения и то, что происходит за пределами. Тогда на рисунке отразим несколько ситуаций: либо сотрудники успевают заниматься своими делами не в ущерб работе, либо они взаимодействуют с другими подразделениями, либо работают на перспективу.
Или такой вариант. Сотрудники вроде бы есть, и зона ответственности им выделена. Но они ее не освещают или освещают недостаточно.
Сравнив людей со светодиодами, мы видим, что в команде должны быть люди, которые могут осветить большую площадь. И собрать их – одна из важнейших задач руководителя.
Какие светодиоды выбрать?
Ситуация первая. Представьте, что вы идете темной ночью по лесу с фонариком. Вам требуется собрать весь свет в пучок, направить этот пучок в одном направлении и поддерживать его. Тогда можно смело двигаться вперед. От каких диодов вы бы в этом случае избавились?
- Тусклый свет. Представьте диод, который светит бледно, но в некоторые моменты он может ярко светить, и это не зависит от ваших действий, а от внутреннего состояния человека-светодиода. Меня такие «диоды» всегда вводят в заблуждение. Вы думаете, гадаете, и много времени тратите на то, чтобы его зажечь, но время идет, а результаты не дотягивают даже до среднего уровня. А если все светодиоды в фонаре такие? Попробуйте потрясти, потом заменить батарейки, потом протереть стекло, потом проверить контакты. Не помогло? Тогда еще раз. Топтание на месте. А время уходит.
- Стробоскоп. Вы своим фонарем освещаете себе путь, но у вас есть один диод, который светит ярко, но в другую сторону. Вы его поправляете, а он через некоторое время снова светит в другую сторону. А если таких диодов много? Это не фонарь, а стробоскоп получается. В лесу не пригодится, а на дискотеке вполне.
- Лотерейный билет. Яркий светодиод, но неизвестно, будет он сегодня светить или нет. Светит, потом не светит, потом снова светит, потом опять нет. А вдруг, когда встретится яма, он перестанет светить?
Посмотрите, возможно, в ваших фонарях присутствуют такие светодиоды.
Ситуация вторая. Представьте, что вам нужен не фонарь, а фитолампа. Это лампа с красными и синими светодиодами для лучшего роста растений (или клиентской базы). Это значит, что вы должны точно понимать – сколько светодиодов, какого цвета необходимо и как их расположить.
Куда поставить самый яркий диод?
Обычно ставят в самое проблемное место: ну-ка, освети, что там у нас за проблема. Или: в этом подвале ничего не видно, посвети пока здесь. А, может, эффективней сделать как в автомобиле: самый яркий прибор врубить на дальний свет – на самое перспективное направление?
Как добиться максимального эффекта?
Подобрать оптимальный ток. При низких токах диод будет светить недостаточно ярко, при завышенных яркость не будет меняться, но часть энергии уйдет в тепло, плюс диод может сгореть. Под током я понимаю комплексное управленческое воздействие: постановка задач, мотивация, контроль, обратная связь и внимание вообще. Общие рекомендации:
- Поймите, какой участок вам нужно осветить, сколько и каких людей для этого требуется.
- Подберите тех людей, которые будут светить так, как вам нужно. Можно набрать много тусклых светодиодов, а можно несколько ярких. Выбор за вами.
- Включите фонарик перед началом работы. Если ток не подать, фонарь светить не будет.
- Найдите подход. Диоды излучают, если ток подается в прямом направлении.
- Направляйте фонарь в нужную вам сторону. Руководитель решает, какую область нужно осветить.
Следующий уровень – мастер по свету
Продолжая аналогию, видим, что руководитель организации – это человек, который расставляет менеджеров с фонариками так, чтобы каждый, находясь на своем месте, освещал свой сектор, чтобы внутри и снаружи организации не было темных пятен. Таким образом, переход от рядового сотрудника в руководители – это смена парадигмы и освоение новых навыков, также как переход менеджера среднего звена в руководители высшего звена. И каждый сам может сделать выводы о том, что требуется для перехода.
***
Возможно, многие посчитают эту аналогию неприятной: раньше называли винтиками, а теперь диодиками. Если кого-то обидел, прошу прощения. Но подобные аналогии необходимы, чтобы лучше понимать сложные вещи. Образ менеджера с фонариком наглядно показывает, что работа руководителя заключается в том, чтобы найти ярких людей, удержать и суметь направить их и свой свет в нужном для организации направлении. А сверхзадача заключается в том, чтобы они светили как можно ярче, но не перегорели. «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца», – как сказал поэт Маяковский.