Развитие и все более широкое применение цифровых инструментов в области медицины и здоровья уже начало менять традиционные подходы к лечению, профилактике заболеваний и образованию. Эта революция неизбежно повлияет на рынок труда и образовательную систему, открывая новые возможности и обозначая актуальные вызовы, к которым необходимо быть готовыми.
Какие новые профессии появятся в медицине
Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers (PwC), почти каждый пятый (18%) руководитель сферы здравоохранения ожидает, что генеративный ИИ заменит минимум 5% рабочей силы в 2024 году. В мировом масштабе такие ожидания разделяют 25% руководителей, а на рынках СМИ и развлечений этот показатель достигает 32%.
Прежде всего, появятся совершенно новые профессии, связанные с применением цифровых технологий в медицине. Среди них можно выделить:
- Специалисты по анализу больших данных в здравоохранении. С развитием электронных медицинских карт, носимых устройств и других источников данных о здоровье возникает потребность в профессионалах, способных обрабатывать и анализировать огромные массивы информации для выявления закономерностей, прогнозирования рисков и оптимизации лечения.
- Разработчики медицинских приложений и программного обеспечения. Мобильные приложения для контроля состояния здоровья, телемедицинские платформы, системы поддержки принятия клинических решений – все это требует специалистов, способных создавать и совершенствовать соответствующее программное обеспечение.
- Специалисты по кибербезопасности в здравоохранении. С ростом использования цифровых технологий в медицине возрастают риски утечки конфиденциальных данных пациентов и кибератак на медицинские учреждения. Поэтому необходимы эксперты, обеспечивающие защиту информационных систем и данных в сфере здравоохранения.
- Операторы телемедицины. Телемедицинские консультации и удаленный мониторинг состояния пациентов требуют специалистов, которые будут координировать эти процессы и обеспечивать бесперебойную работу соответствующих систем.
- Специалисты по 3D-печати в медицине. Технологии 3D-печати открывают возможности для создания индивидуальных имплантатов, протезов и других медицинских изделий. Для их эффективного использования потребуются специалисты, владеющие этими технологиями и знающие особенности их применения.
Как подготовить специалистов: интересные инициативы компаний
Чтобы подготовить медицинских работников к эффективной работе с новыми технологиями, необходимо обеспечить им доступ к качественным программам повышения квалификации и непрерывному обучению. Приведу примеры инициатив двух компаний:
- Компания «Цифромед» планирует обеспечить доступ врачей к единой базе знаний для поддержки принятия клинических решений и повышения квалификации непосредственно на рабочих местах. Создано совместное предприятие с компанией «Алгом» по доставке врачебного контента в медицинские информационные системы клиник.
- Компания «Третье Мнение» при участии авторов образовательного проекта Mammovision создали платформу для подготовки рентгенологов, занимающихся расшифровкой маммограмм. На этой платформе пользователи могут загружать изображения из своей врачебной практики или пользоваться сформированным архивом реальных кейсов и сопоставлять свои диагностические гипотезы с оценкой искусственного интеллекта. Они также будут выполнять домашние задания по описанию исследований и получать обратную связь от наставников проекта.
Такие инициативы позволят врачам постоянно совершенствовать свои навыки и компетенции, что особенно важно в условиях быстрого развития цифровых технологий в здравоохранении. Повышение уровня специалистов за счет увеличения «насмотренности», что особенно применимо к сложным кейсам, будет способствовать развитию навыков и формированию диагностической практики, а это, в свою очередь, приведет к сокращению количества ошибок.
Новые возможности для рынка труда
Цифровое здравоохранение открывает возможности для удаленной работы и гибких графиков в сфере медобслуживания. Телемедицина позволяет врачам консультировать пациентов на расстоянии, а специалистам по анализу данных и разработчикам программного обеспечения – работать удаленно. Это может привести к перераспределению рабочей силы и изменению традиционных моделей занятости в здравоохранении.
Медицинские учреждения могут привлекать специалистов из других регионов и даже стран, а сотрудники получат больше гибкости в организации своего рабочего времени. Однако это также потребует новых навыков удаленной работы, эффективной коммуникации и управления проектами на расстоянии.
Вызовы для системы медицинского образования
Влияние цифрового здравоохранения на систему образования будет не менее значительным. Вузы и медицинские школы должны будут адаптировать свои программы и методы обучения к требованиям цифровой среды. Это включает следующие ключевые аспекты:
- Интеграция цифровых инструментов в учебный процесс. Студенты должны получать практический опыт работы с электронными медицинскими картами, телемедицинскими платформами, системами поддержки принятия клинических решений и другими цифровыми технологиями, которые они будут использовать в своей профессиональной деятельности. Недавно компания Google Cloud представила инструмент Vertex AI Search for Healthcare, основанный на генеративном ИИ. Этот сервис можно использовать как в клинической практике, так и в исследовательских целях.
- Симуляционное обучение с использованием виртуальной и дополненной реальности. VR- и AR-технологии позволят студентам отрабатывать медицинские процедуры и принимать решения в безопасной виртуальной среде, что повысит их практические навыки и уверенность перед работой с реальными пациентами. Одним из ярких примеров в медицинском образовании является запуск курса «Разработчик VR/AR-решений с применением образовательных тренажеров» в Первом Московском государственном медицинском университете в рамках программы «Приоритет-2030».
- Акцент на анализ данных и цифровую грамотность. Будущие медицинские работники должны уметь работать с большими массивами данных, извлекать из них ценную информацию и применять ее в процессе принятия клинических решений. Поэтому в учебных программах необходимо уделять внимание статистике, анализу данных, машинному обучению и другим соответствующим дисциплинам.
- Междисциплинарный подход. Цифровое здравоохранение требует объединения медицинских знаний с компетенциями в области информатики, инженерии, биоинформатики и других смежных дисциплин. Учебные программы должны включать курсы из этих областей и способствовать развитию междисциплинарного мышления.
- Развитие мягких навыков. Помимо технических навыков, будущим специалистам в сфере цифрового здравоохранения потребуются критическое мышление при решении проблем, способность к диалогу и к работе в команде, адаптивность.
Цифровые технологии позволяют расширить доступ к медицинскому образованию: массовые открытые онлайн-курсы (МООК), программы дистанционного обучения, виртуальные симуляторы и тренажеры, телемедицинские платформы и видеоконференции. Однако обеспечение высокого качества таких программ невозможно без создания эффективных механизмов их оценки и аккредитации. Необходимо учитывать, что некоторые аспекты медицинского образования, такие как клинические практики и отработка практических навыков, требуют очного присутствия и непосредственного взаимодействия с преподавателями и пациентами.
Для успешной подготовки кадров потребуется тесное сотрудничество между учебными заведениями и компаниями, работающими в медицинской сфере. Это позволит первым идти в ногу с быстро развивающимися технологиями и потребностями рынка труда, а вторым – получать квалифицированные кадры, готовые к работе в цифровой среде здравоохранения. Кроме того, такое сотрудничество может способствовать коммерциализации научных разработок и внедрению инноваций в практическое здравоохранение.
Важную роль в адаптации системы образования должны сыграть государственные органы и профессиональные ассоциации. Они могут разрабатывать стандарты и рекомендации для учебных программ, обеспечивать их аккредитацию и признание на национальном и международном уровнях, поддерживать инициативы по развитию цифровых компетенций в сфере здравоохранения.
Государство может стимулировать создание специализированных центров и программ для подготовки кадров в области цифрового здравоохранения, финансировать исследования и разработки в этой сфере, а также содействовать международному сотрудничеству и обмену опытом.
Цифровая революция в здравоохранении уже началась, и ее влияние на рынок труда и систему образования будет только усиливаться. Очень важно обеспечить соответствующую переподготовку и повышение квалификации действующих медицинских работников, чтобы они могли эффективно использовать цифровые технологии в своей практике.
Читайте также: