Планирование карьеры413161

Как найти свое призвание: 10 вдохновляющих историй о выборе профессии

Подборка мотивирующих историй о том, что найти профессию по душе можно в любом возрасте.

Как сменить профессию после 40 лет? Что делать, если на работе вроде интересно, но все-таки понимаешь, что это не твое? Какое образование стоит получать ребенку, если у него нет никаких увлечений?

Ответы на эти вопросы – в подборке Executive.ru с историями руководителей и экспертов о том, как они выбирали профессию и как шли к ней порой довольно тернистым путем.

Как медсестра стала директором по персоналу

Лариса Куренчанина, психолог, консультант, эксперт Executive.ru

По первому образованию я медик, без выбора. Дедушка был медработником, а в городке, откуда я родом, открылся филиал медучилища. Примерно на третьем году работы пришло осознание: моя работа с людьми сродни служению, ведь они, чаще всего, не столько нуждаются в лекарствах, сколько в заботе, советах и поддержке. Поэтому за неполные 10 лет освоила ряд смежных медспециализаций и решила учиться дальше заочно, но лечебных заочных специальностей не было, доверилась интуиции и выбрала профессию психолога.

Самостоятельно работать начала на третьем курсе института, в родном городке, где прикладной литературы не было, а интернет только начинал «путешествие в Российскую глубинку». Запросы клиентов соцзащиты населения (мое первое место работы) требовали решений, поэтому упражнения и тренинги приходилось придумывать самой, что стало моей постоянной практикой. Можно сказать, что на профессиональное самосовершенствование меня вдохновили трудности: отсутствие готовых решений и постоянный поиск индивидуальных подходов в запросах клиентов.

В 2009 году начала карьеру в HR-сфере с выполнения кадровых операций до полного цикла кадрово-управленческой работы. Результатом стало второе место во всероссийском конкурсе «Лучший по профессии» в номинации «Директор по персоналу» в 2016 году. Это дало уверенность в том, что я готова успешно проводить карьерные консультации, что сейчас входит в мой инструментарий.

Как продавец стал производителем технологичной спортивной одежды

Виталий Цыганков, генеральный директор компании Forward

В молодости, когда начинаешь искать себя, перебираешь различные варианты. В моем случае первоочередной целью был заработок. Поэтому еще студентом начал работать в торговых компаниях. Тогда это был один из самых действенных способов достижения этой цели. Но мне всегда хотелось не только продавать, но и создавать продукт. А поскольку я увлекался спортом, решил связать свою жизнь со спортивной одеждой.

В детстве и юности, как и многие мальчишки, я увлекался футболом и пропадал на дворовой коробке. Хорошо запомнил день, когда мне подарили первую футбольную форму. Она была настолько необычной и яркой, что тогда и зародилась мечта создать что-то подобное. И сейчас моя маленькая мечта сбылась. Моя компания выпустила собственную коллекцию одежды для игры в футбол. Возможно, в скором времени в нашей форме на поле будут выходить игроки топовых российских клубов — сейчас мы ведем с ними переговоры.

В моей профессии мне особенно нравится возможность сочетать креативность с практическими задачами. Видеть, как наша работа превращается в реальные продукты, которые используются спортсменами и фанатами, — огромное удовлетворение. Мне также нравится, что мы можем вносить технологические инновации в производство и таким образом улучшать спортивную форму, делая ее более функциональной и стильной.

Если бы я мог вернуться в прошлое и дать себе совет перед выбором профессии, я бы подчеркнул важность глубокого изучения отрасли. Понимание всех нюансов работы помогает избежать ошибок и строить реалистичные ожидания. Также я бы напомнил себе о необходимости постоянно развивать навыки управления и адаптироваться к новым технологиям и трендам в индустрии. Ведь именно умение организовывать процессы, координировать команду и быть в курсе инноваций является ключом к успеху в любой профессии. И наконец, я бы сказал себе: «Не бойся ошибок! Они неизбежны, но важно учиться на них и использовать этот опыт для профессионального роста».

Как бухгалтер превратился в карьерного консультанта

Галина Бобкова, карьерный и HR-консультант, эксперт Executive.ru

К своей нынешней деятельности я шла почти 20 лет, сменив при этом не одну профессию.

Вуз и специальность я не выбирала – с подачи родителей поступила в экономический институт, который окончила моя сестра. Получив образование в середине 90-х, я устроилась на работу в налоговую инспекцию, а через 4 года ушла главбухом в коммерческую структуру. Справлялась, меня ценили, ни одна проверка ничего не нашла, но мне самой бухгалтерия была не по душе – остро не хватало общения с людьми. Когда я себя спрашивала, чем бы мне хотелось заниматься, приходил ответ «управление персоналом». Менеджмент в вузе был одним из моих любимых предметов. Но как попасть в HR со своим опытом, я не знала.

Поэтому, когда в 2003 году меня рекомендовали Школе менеджеров «Арсенал» и предложили пройти отбор на вакансию руководителя бизнес-курсов, которые предполагали последующее трудоустройство, я с радостью согласилась. Так начался мой путь в HR. После ухода из «Арсенала» я работала руководителем служб персонала компаний, внешних учебных центров и практики в кадровом агентстве.

В 2009 году меня настиг личный кризис. Я поняла, что все это – не совсем мое, хотя HR-технологии мне по-прежнему были очень интересны. Конфликт был в том, что мне хотелось помогать людям, а у эйчара другие задачи, его клиент – бизнес, а не сотрудники.

Несколько лет у меня ушло на то, чтобы понять, кто я. Про профессию карьерного консультанта я на тот момент ничего не слышала, поэтому пазл из «хочу», «могу» и «нужно другим» не складывался, хотя я давно помогала делать резюме и искать работу не только своим выпускникам, но и знакомым. Но все это я считала просто своим хобби, занятием для души. И лишь в 2013 году осознала, что это и есть мое призвание. Именно тогда я сделала карьерное консультирование своей профессией, создала и запустила свой проект.

Сейчас понимаю, что мне нужно было пройти этот путь самой, без наставников, чтобы затем превратить это в технологию и помогать другим находить любимую работу или дело жизни.

Как мечта детства стала профессией

Александр Павлов, сооснователь группы компаний по пожарной безопасности «Стражи Щита»

Выбор профессии для меня всегда был чем-то захватывающим. С детства мечтал стать военным, поначалу — пограничником, ведь у них есть собаки. Потом на мой выбор повлиял отец, служивший в 27-й отдельной мотострелковой бригаде. Он стал первым начальником пожарной части при этой бригаде и с ранних лет брал меня с собой на работу. Запах пожарных машин, атмосфера части — все это произвело на меня неизгладимое впечатление. Отец даже брал меня на пожары, конечно, не выпуская из машины, но и это вызывало восторг. Позже я увлекся пожарно-прикладным спортом, глядя на тренировки бойцов в части. Все это укрепило мою мечту стать военным и пожарным.

В своей профессии я ценю возможность помогать людям, спасать их жизни и имущество. Это приносит огромное удовлетворение. Нравится и то, что работа в МЧС — это всегда динамика, новые вызовы, а не рутина. Сложностей, конечно, тоже хватает. Пожары — это всегда опасность, иногда приходится рисковать собственной жизнью. Кроме того, работа в МЧС требует высокой дисциплины и ответственности.

Если бы я мог вернуться в прошлое, я бы посоветовал себе больше учиться, углублять свои знания в области пожарной безопасности. Эта профессия постоянно развивается, появляются новые технологии, методы тушения пожаров. Важно быть в курсе всех новинок, чтобы эффективно выполнять свою работу. А еще я бы посоветовал себе не бояться трудностей и всегда идти к своей мечте.

Как бухгалтер стал предпринимателем

Наталия Пичугова, основатель международной сети детских центров и садов «Точка Роста»

Когда я была маленькой, и меня спрашивали, кем ты хочешь быть, я всегда отвечала, что хочу быть начальником. Поэтому при выборе профессии руководствовалась скорее обстоятельствами, нежели четким планом. Так я оказалась в Московском авиационном институте на экономическом факультете и не прогадала. Экономическое образование стало фундаментом, который я использую на протяжении всей своей жизни. Оно позволило мне работать в течение долгих лет по своей основной специальности и помогает сейчас в предпринимательстве.

В школе у меня не было увлечений, которые можно было развивать профессионально, поэтому мама посоветовала пойти на экономический факультет, поскольку это базовое образование, которое пригодится каждому. После института я начала с должности бухгалтера, потом выросла до главного бухгалтера и, наконец, до финансового директора холдинга. Мне нравилось анализировать финансовые отчеты и получалось хорошо работать с цифрами. Чувствовала себя вполне комфортно на рабочем месте. Но рождение дочери полностью перевернуло мой мир и изменило приоритеты. Я поняла, что я больше не хочу заниматься финансами. Мне показалось это скучным и захотелось более динамической деятельности.

Я решила начать собственный бизнес. Так появился мой детский центр раннего развития для детей, а затем и его франшиза. Но опыт работы в финансовой сфере помогает мне каждый день, ведь любой бизнес нуждается в анализе финансовых показателей, управленческом учете, расчете налоговых платежей и т.д. Я понимаю, что сделанный в юности выбор был верным. Экономическое образование — база, которая необходима каждому предпринимателю.

Раньше моя карьера была связана с отраслью строительства и архитектуры – я управляла финансами крупных компаний. Сейчас работаю в сфере образования, но, если вдуматься, делаю то же самое: анализирую, разрабатываю стратегии развития, работаю с партнерами. Получается, сферы деятельности менялись, а суть оставалась прежней.

Если бы можно было вернуться назад и дать совет себе, юной, стоящей на пороге выбора профессии я бы сказала: «Не бойся быть неоригинальной, ты можешь быть успешной в любой профессии». Я думаю, что если у ребенка нет ярких увлечений в школе, которые могут перерасти в будущую профессию, нужно получить хорошее образование в сфере экономики, юриспруденции или маркетинга. Эти знания помогут ему в любой профессии. Выбирая специальность, нужно думать категориями 5-10 лет, ведь не обязательно работать по специальности все время.

Из финансов в благотворительность

Татьяна Апатова, генеральный директор благотворительного фонда «Правмир»

По рассказам родителей, я была лидером с детства, буквально с песочницы. В лагере – командир отряда, в университете – глава студенческого совета, капитан команды КВН экономического факультета. С самого начала было понятно: мое призвание – управлять командой!

Я начинала с самой низкой позиции в органах исполнительной власти, но уже через два года, в очень юном возрасте, стала руководителем отдела – опыт песочницы все-таки дал себя знать! В университете я выбрала специальность «Финансы и кредит», потому что считала, и считаю так до сих пор, что руководителю важно не просто знать финансовое положение его организации, но и разбираться в его нюансах. Поэтому высшее образование у меня было финансовое, и MBA я тоже получила в финансовом менеджменте. Ведь продукт может быть любой, но финансы — основа любой организации.

Что касается именно сферы благотворительности, то и в детстве, и в студенческие годы общественные проекты всегда составляли значительную часть моей жизни. Впоследствии я внедряла, в том числе, благотворительные проекты внутри крупной компании. Поэтому, когда я завершила коммерческую деятельность, благотворительность стала для меня вполне логичным продолжением карьеры. Здесь я могу применить мои навыки с тем, чтобы не только помогать конкретным людям, но и менять общество к лучшему – это всегда было важно для меня. Но не все было так гладко.

Я шла в благотворительность с довольно идеалистическими представлениями как об этой индустрии в целом, так и о себе самой в ней. Мне казалось, что здесь работают какие-то особые, благостные, люди. Думала, что окружающие ценят работу НКО. Оказалось, что это высококонкурентная область, где, так же, как и в коммерческом секторе, идет «борьба за потребителя» – источники финансирования. Где работают люди с разным бэкграундом, компетенциями и личными мотивациями — как в любом бизнесе. Что у окружающих множество предубеждений и заблуждений о системной благотворительности. Что с людьми происходят такие ужасные вещи и вокруг столько несправедливости, что иногда просто руки опускаются. Тем не менее пошел пятый год, как я руковожу благотворительным фондом.

Помогают мне в этом все те же принципы, которых я начала придерживаться еще во время учебы:

Как переводчик немецкого стал экспертом по счастью

Елена Агафонова, эксперт по счастью и карьере

Первую профессию я выбирала сердцем, потому что была безумно влюблена в немецкий язык, который изучала в самой простой школе с четвертого класса. Каждый урок был для меня путешествием в незнакомую страну, где живут, как мне тогда казалось, какие-то совершенно другие люди. Это было какое-то чудо, и мне ужасно хотелось когда-то с ними встретиться вживую, поговорить на их языке и обязательно помочь наладить контакт и взаимопонимание с моими соотечественниками. Поэтому вариантов никаких кроме иняза не рассматривала и поступила при страшном конкурсе с первого раза. Пять лет увлекательной и очень напряженной учебы пролетели совершенно незаметно, но потом нужно было эту мою чистую любовь к языку связать с реальностью.

Мне повезло, потому что начало карьеры совпало с бурным временем перемен, экономического роста и развития международного сотрудничества. Опыта ни у кого не было, а вот желания обучаться и расти — масса. Знание иностранных языков, немецкого и английского, было огромным подспорьем. Они помогли мне набраться практического опыта в крупнейших компаниях в сфере гостеприимства и туризма, а затем перейти на руководящую позицию директора по продажам и маркетинга в лидирующей в мире отраслевой IT-компании.

Так продолжалось более 15 лет, ровно до моего 40-летия. А потом начался ступор: все знаю, все умею, но ничего не греет. Мне было скучно в найме. Получила МВА, создала свою консалтинговую компанию и ушла. Не помогло. Оказалось, что нужно начать с начала, вернуться к истинной мотивации, к тому, где есть энергия. Самой раскопать эти дары было проблематично, особенно в период кризиса и сопутствующей ему депрессии.

Случайно на глаза попалось приглашение на открытое занятие Института коучинга. Я пришла и поняла, что это и есть место, где можно глубоко копнуть и разобраться, чего я хочу в жизни дальше. Через год я полностью перестроила работу своей компании на рельсы коучинга для бизнеса и его руководителей, создала с коллегами программу индивидуального карьерного развития в крупнейшей российской бизнес-школе, и десять лет вела очень успешные проекты.

А потом захотелось делиться опытом и практиковать в более спокойном режиме, поэтому последние семь лет я пишу книги, статьи, организовываю свои авторские программы и курсы, а также учусь. Потому что в основе любой моей деятельности лежит та самая любовь к неизвестному и неосвоенному, что очень хочется изучить и затем поделиться с окружающими.

Как итог, я пять раз сама меняла профессию, и, если честно, думается, что это не предел. Последние двенадцать лет я специализируюсь на том, что помогаю другим людям менять профессию в любом возрасте и заниматься тем, что действительно по душе.

Как бухгалтер стал аудитором 

Анна Тетерлева, директор и основатель аудиторской фирмы «Финансовые технологии – Аудит»

Как в моей семье, так и окружении, не было людей, которые работали в сфере бухгалтерии, аудита или финансов. Для меня выбор этого направления произошел в школе. Я прекрасно помню, как у нас появился такой предмет, как экономика. В школе я училась в 90-х годах, поэтому этот предмет был новый, его вел наш классный руководитель. Учебником по экономике я просто зачитывалась. Кроме того, классный руководитель сам был заинтересован темой экономики и рассказывал этот предмет очень интересно. Это был первый важный этап, когда я поняла, что я бы хотела заниматься чем-то связанным с экономикой.

Следующим этапом было обучение в институте. При выборе вуза, я понимала, что хотела бы поступать на экономический факультет. И тут возник вопрос, на какую специальность экономического факультета мне поступить? Выбор был большой. Я посмотрела количество претендентов на одно место и увидела, что с большим отрывом на экономическом факультете лидировала специальность «бухгалтерский учет». Для меня это стало сигналом, что максимальное количество людей хотят поступить на данную специальность, а значит, мне туда. Так я поступила на специальность «Бухучет, анализ и аудит» экономического факультета на бюджетное отделение.

Во время учебы стала знакомиться с тем, что такое бухгалтерский учет. Он показался мне настолько логичным, полным и мудрым, что меня полностью и безвозвратно захватил. Следующим важным моментом, повлиявшим на мой выбор деятельности, стала подработка во время учебы. Уже со второго курса я устроилась на предприятие помощником бухгалтера. Моей задачей было разнести в бухгалтерскую базу счетов-фактур, которые просто стояли коробками. Поскольку работала я очень ответственно, по окончании подработки мне предложили там остаться.

Так, начиная со второго курса, я не только училась теории в институте, но и нарабатывала огромный практический опыт. К окончанию вуза я была готовым специалистом и двигалась по карьерной лестнице от помощника бухгалтера до бухгалтера головной управляющей компании. При этом я уже самостоятельно могла вести налоговый, бухгалтерский учет, составлять отчетность, сдавать ее в контролирующие органы и полностью отчитываться по этой отчетности перед налоговой службой.

Финальным пунктом на пути к аудиту стало обучение в аспирантуре. Большое влияние на меня в это время оказал мой руководитель диссертации. Защитив диссертацию по экономике, я поняла для себя, что «не бухучетом единым», что надо развиваться и шагать дальше. Поэтому сейчас у меня своя аудиторская компания, аттестат аудитора, который требует не только знаний бухгалтерского учета, но и налогового учета, управленческого учета, экономики.

Из экономики в IT

Ольга Арапова, бизнес-аналитик в «Инфомаксимум»

По образованию я экономист. В свое время выбирала между направлениями «Бизнес-информатика» и «Экономика», но родители посоветовали выбрать второе. После учебы работала в профильной сфере – экономистом, бухгалтером. Далее – два декрета подряд, где поняла, что хочется чего-то нового и более нестандартного в плане задач.

О компании, где я работаю сейчас, услышала от друзей. Стало интересно. Подписалась на соцсети, следила за новостями. В один момент увидела в ленте пост про SQL, начала решать задачки на специальных тренажерах. Позже увидела анонс стажировки по направлению «SQL-аналитика» и поняла – оно! Аналитика отчасти связана с моим образованием. Ты работаешь с кодом, с большими данными, с запросами к большим данным, но в то же время можешь использовать экономические знания при формировании бизнес-гипотез. Это очень полезно. Загорелась. Откликнулась. Было волнительно, потому что младшей дочери был всего год. Но кто ищет возможности, всегда их находит.

Я вышла на стажировку. Учиться нравилось, это было и интересно, и динамично. В процессе познакомилась с ребятами, с компанией. Захотелось стать частью всего этого. Итогом стало предложение о работе, которое я приняла. Около года работала SQL-аналитиком, получала конкретные задачи по проектам от своего руководителя и училась новому. Потом мне предложили стать тимлидом – управлять проектами и командой, заниматься обучением сотрудников и отладкой коммуникаций, общаться с клиентами. Это было не первое предложение о повышении, но согласилась я тогда, когда почувствовала готовность взять на себя другой пласт ответственности.

Тимлидом я работала 1 год 9 месяцев. Вела проекты в шести разных командах. Частая смена вышла потому, что ребята из команды набирались компетенций, навыков и могли действовать полностью самостоятельно. За все время получилось «вырастить» четырех новых тимлидов.

На этом этапе я поняла, что хочу расти дальше и быть не только руководителем команды, но и консультировать ребят по ведению проектов, по бизнес-анализу, формированию гипотез и расчету эффектов для успешной защиты проектов, участвовать в стратегическом развитии компании и ведении проектов с иностранными компаниями. В связи с этим произошел переход на должность бизнес-аналитика. Я продолжаю вести проекты со своей командой, но появилось и много других задач, которые помогают развиваться мне, отделу аналитики и компании в целом.

Как юрист стал адвокатом и бизнес-коучем

Всеволод Сазонов, доктор юридических наук, адвокат, ментор проекта «Трумен Ева»

Я был в числе тех детей, кто не знал после школы, кем хочет быть. Сначала я хотел быть дипломатом, поэтому поступал в МГИМО. Окончив школу с медалью, пошел сдавать экзамены и столкнулся с реальной действительностью, которая показала, что мне не рады в ведущих вузах, потому что многие места уже расписаны. Я не поступил и пошел работать.

И именно этот год работы помог мне разобраться, кем бы я хотел быть. Я понял, что это должна быть профессия, которая будет кормить. При этом я понимал, что не справлюсь с физикой или математикой. Что могло быть почетным для мужчины? Тогда постепенно начала входить в моду новая профессия — юрист. Это казалось хорошим выбором, поэтому я пошел в юриспруденцию. 

Работа юристом для меня трансформировалась в профессию адвоката. К этому специалисту приходят в сложной ситуации. И вот это понимание служения и желание помогать людям было для меня очень важным. Также адвокат — это человек, очень похожий на бизнесмена, потому что никто не гарантирует ему зарплату, никто не гарантирует уровень дохода. Он постоянно находится в агрессивной и токсичной среде, защищая человека, защищая личность в судах, в правоохранительных органах, в спорах с контрагентами.

В какой-то момент я понял, что люди ко мне обращаются не только как к юристу, но и как к человеку, чтобы попросить человеческого совета. В то же время я, как адвокат, ограничен нормами права и профессиональной компетенции, поэтому не могу такие советы давать. Я решил, что должен получить не только юридическое, но и экономическое образование, чтобы разбираться в бизнесе, и психологическое, чтобы понимать, в каком состоянии находится человек, какими словами я могу ему помочь. 

Я занимался вопросами сопровождения бизнеса, работая и в России, и за границей, через меня прошли сотни историй, сотни компаний. Естественно, я понимал боли бизнеса, проблемы на разных стадиях. Поэтому логично, что у меня возникло горячее желание начать делиться своим опытом, реализовать себя не только как адвокат, но и как бизнес-коуч с психологическим образованием.

Для меня опыт адвоката, человека, защищавшего людей — это дополнительная возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон: со стороны бизнесмена, психолога и адвоката. И выбрать оптимальный способ, который позволит человеку, не совершая ошибок, изменить свое качество жизни, добиться финансовых результатов, не разрушая свою жизнь.

У каждого свой путь и важно разрешить себе экспериментировать. Не всегда профессия, которая на первый взгляд кажется прекрасной и интересной при глубоком погружении таковой остается. И в этом тоже нет ничего страшного. Пока мы не попробуем, мы не узнаем. Если профессия вам не нравится — меняйте ее, но помните, что ваше отношение к работе формирует отношение к вам. Эти качества необходимы в любой профессии.


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.

Подать заявку в Лигу экспертов

Читайте также:

Смотреть комментарии