Планирование карьеры294612

Как «войти» в профессию психолога: пошаговая стратегия

Начинающих специалистов терзают сомнения, что на рынке огромная конкуренция и в профессию уже не войти. Почему это не так, и как действовать новичку?

1. Получить качественное образование

Фундамент профессии – это базовое психологическое образование, которое структурирует знания о мозге, его процессах и явлениях. Получить его в полном объеме в рамках непродолжительных онлайн-курсов невозможно – из-за сжатых сроков, многие фундаментальные знания и истины могут быть упрощены и искажены. Так появляются специалисты с дипломом, но без должной квалификации, которые позволяют себе давать советы, критиковать и нарушать этический кодекс.

Если у вас нет возможности и желания учиться несколько лет в вузе, выбирайте для старта профильные программы переподготовки длительностью от 1 тыс. часов для квалификации «психолог-консультант». 

2. Выбрать целевую аудиторию и нишу

Задумайтесь, «где живет» ваша целевая аудитория (ЦА) – с кем и для кого вы бы хотели работать в разгаре своей психологической карьеры. Чтобы профессия, даже желанная, приносила удовольствие, важно свести в одной точке два разных мира – ваши ценности и зарплатные ожидания. Это поможет определиться с вектором развития и продвижения.

После того как вы определились с ЦА – самое время заявить о себе, или, на языке маркетинга, отстроиться от конкурентов. В эпоху, когда специалистов действительно много, каждый может быть полезен в том, что он умеет лучше всего, если правильно донесет это до потенциального клиента. Развитие в узкой нише, которая вам близка и интересна, не отнимет у вас клиентов, а приумножит их.

Например, если вы выбрали специализацию подросткового психолога, планируете работать только офлайн по средам и субботам и сразу это обозначили, для родителей или самих тинейджеров вы будете привлекательнее, чем специалист, который работает с большим количеством запросов и не демонстрирует особых компетенций работы с детьми.

3. Повышать квалификацию

Постоянное повышение квалификации – гарант того, что вы точно не вылетите из профессиональной гонки. По двум причинам:

Чтобы вы не переживали, что это тяжело и затратно, приведу один секрет из профессионального сообщества: психологи любят учиться. Очень! Наука о душе и сознании настолько многогранна и увлекательна, что стоит лишь раз погрузиться – обязательно затянет, и получение дополнительных знаний и навыков станет уже потребностью.

4. Овладеть методами психотерапии

Важно отделить этот пункт от предыдущего, поскольку превалирующий метод работы – важная часть вашей психологической идентичности, а его постижение – неостановимый процесс.

Необходимые азы работы с клиентом и консультирования вы получите в процессе освоения профессии, однако дальше, в зависимости от выбранной специализации, может понадобиться больше инструментов и подходов для решения запросов людей. Скорее всего, вы изберете один подход, который вам ценностно близок, в рамках которого продолжите учиться, а также несколько вспомогательных инструментов из других методик – например, КПТ и арт-терапия.

5. Создать блог для продвижения

Наконец переходим к клиентской базе: откуда она берется и как сделать, чтобы о ваших компетенциях узнали.

Самый действенный метод продвижения сейчас – это блогинг, и, хоть некоторые платформы сейчас запрещены на территории РФ, им на замену есть множество альтернатив, которые тоже смотрят и читают.

Однако, начнем с блогов в соцсетях, которые в равной степени пугают многих начинающих специалистов и перспективой быстрого роста, и ее отсутствием.

Создать страницу и назвать ее «Имя. Психолог. Подход» недостаточно для продвижения, однако и следовать безгранично меняющимся трендам и алгоритмам соцсетей не стоит – не забывайте, что это в первую очередь ваше безопасное пространство, и заполнять его вы можете тем, что интересно вам. Вероятно, придется тестировать форматы, однако наполнение блога остается за вами. Если хочется обсудить персонажа сериала, обсудить то, о чем думаете уже месяц или порассуждать о причинах возросшей в обществе возбудимости – ни в чем себе не отказывайте, и обязательно соберете вокруг себя людей, которым интересны именно вы.

Можно развивать блоги на популярных порталах или на собственном сайте, если у вас есть ресурс оформить его сложнее, чем статичный одностраничник.

6. Сотрудничать с агрегаторами психологической помощи

Партнерство с известными агрегаторами по подбору психологов – хороший способ набраться опыта с разными клиентами и почувствовать себя увереннее. Работая на сервис, можно попробовать договориться с отделом контента о сотрудничестве – например, выразить готовность дать от своего лица комментарий для нескольких статей. Даже если вы прекратите сотрудничество, ваш след в медиапространстве останется.

7. Отслеживать тренды

Регулярно проводите инвентаризацию запросов рынка – что сейчас востребовано, интересно ли это вам и влияет ли на популярность вашей специальности. Хотите ли вы пойти в смежные области и принесет ли это выгоду и удовлетворение? Если да, то не опасайтесь нового: например, можно получить квалификацию группового терапевта или обучиться азам корпоративной психологии.

8. Общаться с коллегами 

Первое – личная терапия, супервизия и интервизия, необходимые для корректной работы без выгорания, переноса на клиента и других нежелательных побочных эффектов помогающей профессии.

Второе – интеграция в профессиональное сообщество в широком смысле. Семинары, группы, даже коммуникация и совместные статьи в соцсетях – все это способствует и повышению узнаваемости в своих кругах и за их пределами, и повышению настроения за счет нахождения в кругу единомышленников.

Читайте также:

Смотреть комментарии