По данным последнего исследования Deloitte, на российском рынке труда женщины составляют почти 50% от общего числа работников. При этом доля женщин в руководстве компаний составляет около 20%, что превышает среднемировые показатели в 4,5 раза.
Проблем, связанных с тем, чтобы пробиваться через «стеклянный потолок» мужского доминирования, на пути к высокой должности в широком смысле нет, хотя, безусловно, существуют специфические отраслевые ограничения, сложившиеся исторически. Но в таких условиях тем более явными становятся вопросы личностного роста, работы над собой и собственной мотивации.
Учиться у лучших
В бизнес-изданиях часто можно встретить рейтинги выдающихся или перспективных женщин-предпринимателей. Так вот, я стараюсь их не смотреть. Мне не кажется, что степень успеха нужно специально варьировать для разных полов. Это, возможно, один из секретов мотивации для женщин-руководителей – не нужно пытаться быть лучше мужчин-руководителей, нужно просто быть лучшей.
В последние годы для меня ярким и наиболее интересным примером является путь компании Amazon в складском развитии. Для складского бизнеса в целом это интересный пример молниеносного развития инфраструктуры для хранения и обработки товаров за последние 20 лет. На базе опыта компании можно писать книги о том, как размещать основные хабы, затем в связке с ними отладить работу сервисов «последней мили», а также – как и где строить фулфилмент-фабрики – объекты нового поколения. Зачастую с полной 100% автоматизацией всех процессов внутри объекта для того, чтобы максимально снизить влияние человека. Знаете ли вы, кто отвечал за развитие этого направления? Так ли важно, был этот человек женщина или мужчина? Он создал лучший сервис.
Всегда учиться новому и просто учиться
Согласно данным опросов Heys, 45% женщин-руководителей в России имеют рабочий стаж 21 год и более, 27% работают от 16 до 20 лет, 18% — от 10 до 15 лет и 9% — от 6 до 10 лет. В то же время, только 18% женщин на руководящих позициях работают по профессии, полученной в вузе, а 55% не работают по первоначальному образованию. Еще 27% респонденток работают по второй полученной специальности. Из этого следует простой и очевидный вывод о том, что самое ценное, что есть у руководителя — это его опыт и знания. Много их не бывает и нужно постоянно учиться.
При работе в Colliers Int. за восемь лет я получила восемь продвижений по должности, даже не замечая их – это было результатом роста показателей продаж и прочих достижений, которые происходили органически и с огромным удовольствием с моей стороны, и удовлетворением результатами со стороны руководства. Переход из консалтинга на сторону девелопера «Логопарк Девелопмент» (после ребрендинга «Ориентир»), также был обусловлен интересом к повышению сложности и масштабности выполняемых мной задач, когда на тот же складской девелопмент появилась возможность смотреть со стороны компании, производящей данный продукт, а не со стороны продавца продукта.
За время работы в компании мы с командой закрыли ряд значимых для складского рынка сделок, в том числе для федеральных торговых сетей и лидеров российского ритейла. А также провели масштабный ребрендинг компании, который позволил вывести ее на новый уровень, создать новый бренд на рынке, а позже закрепить результат крупнейшими сделками в сегменте.
После успешного карьерного роста важной задачей для меня стала систематизация всех полученных за последние 15 лет знаний – здесь выбор пал на ту школу по бизнес-образованию, которая предоставляла максимальное количество возможностей для международного взгляда на работу бизнеса. Executive MBA стал для меня новым витком вдохновения для новых побед в работе и жизни. Ну и конечно – мы много говорим о работе, но без соответствующей поддержки от семьи добиться результатов в работе тоже сложно. Я очень благодарна, что на карьерном пути моей поддержкой всегда выступала моя семья, вместе с которой мы радовались моим победам и работали над ошибками в случае проигрышей.
Далеко не у всех есть возможность получить MBA в иностранном вузе, но в любом случае важно безостановочно развиваться в том, что ты делаешь. 18% женщин-руководителей в России имеет степень MBA, а более 45% имеют различные сертификаты дополнительного обучения.
Любить то, чем занимаешься
Исторически компания «Ориентир» основана акционером женщиной, поэтому у нас очень ценится тот объем обязательств, которые женщина берет на себя в жизни – среди них не только работа, но и построение семьи, рождение детей. Тем не менее я придерживаюсь той точки зрения, что важно именно то, насколько человек профессионален в том, что он делает, а не то, к какому гендеру он относится. Комфорт работы в команде с тем или иным руководителем – самая важная составная часть успеха.
Определенной специфики работы в сегменте промышленного и складского девелопмента для женщины-руководителя в принципе нет. Можно оговориться, что редко можно встретить женщину-главинженера, но, не потому что женщин на эту позицию не пускают, а просто так сложилось исторически. Зато женщины хороши в продажах: согласно все того же исследования Deloitte 82% женщин-СЕО в России имеют управленческий опыт в продажах, 73% – опыт руководства в маркетинге.
У женщин особенный подход к продажам. Мы всегда относимся к работе более человечно, с душевным теплом, что помогает нам «влюбиться» в проект, а значит успешно его осуществить и продать. Склады – не исключение. Существует мнение, что склады – это мужской бизнес. Это не так. Представители обоих полов одинаково хорошо умеют «строить». Однако, женщинам удается более эффективно выстраивать деловые коммуникации таким образом, чтобы достигать значительных успехов в продаже данного продукта.
В целом, из этого следует сделать один вывод – нужно любить, что ты делаешь, тогда все будет получаться. То, что приносит удовольствие, мотивирует человека на подвиги, позволяет двигаться вперед с максимальной скоростью, а главное – мотивировать команду и работать в позитивной обстановке. Достижение результата происходит в такой ситуации само по себе.
Читайте также: