Бытуют различные мнения по поводу того, стоит или не стоит изучать истории успеха известных людей, копировать или не копировать их методы на пути достижения намеченных целей. Разберем противоположные взгляды на эту проблему.
Аргументы «за»
Первая группа, это те, кто свято верит, что, подражая и примеряя на себя модель поведения успешного человека, ты непременно добьешься запредельного эффекта. На эту тему написано большое количество книг о стратегиях успеха великих личностей, об их способах мышления, привычках и ежедневных ритуалах.
Что же такое история успеха? Одни подразумевает под этим понятием биографии выдающихся людей и компаний, другие – описание человеком личных свершений и побед или чьих-либо еще. Однозначного четко сформулированного определения не существует. Словарь Дмитрия Ушакова определяет успех, как «достижение поставленных целей в задуманном деле», а историю – «совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества». Если связать два этих понятия между собой, то получится, что история успеха – это совокупность фактов и событий, приведшие к достижению поставленных целей в задуманном деле.
На основе этого убеждения создано множество инфопродуктов, утверждающих, что, используя их систему за кратчайший срок можно добиться высоких результатов. Например:
- Похудеть за месяц/неделю/три дня.
- Выучить бухгалтерский учет/английский язык за 14 дней.
- Заработать $1000 в день/10 минут/
- Cделать спортивную фигуру за месяц/неделю.
Именно желание быстрого результата с минимальными энергетическими и финансовыми затратами приводит к росту рынка фальшивых информационных услуг. Люди, проглотившие наживку, убеждаются в неработоспособности предложенных схем быстрых заработков и пополняют ряды тех, кто убежден, что изучать биографии успешных людей – пустая трата времени, а исследование истории провалов, куда более эффективно, чем сказы о победах.
Аргументы «против»
Лариса Парфентьева , автор бестселлера «100 способов изменить жизнь», целую главу своей книги посвятила объяснению, почему истории успеха не работают. Кратко ее суть сводится к описанию и иллюстрации примерами системной ошибки выжившего. Это разновидность систематической ошибки отбора, которая описывает результат неправильной выборки информации для проведения исследований. То есть, никто не поручится, что, имитируя поведение, успешного человека ты достигнешь тех же результатов, как и он, поскольку из статистического наблюдения выпали те индивиды, которые выполняли аналогичные действия, но потерпели неудачу. Пожалуй, это главный вывод, который нужно сделать из рассказов о неудачах: гарантий не существует!
Как работает «копипаст»
Говорить, что правы только левые или только правые, то же самое, что уверять стакан наполовину пуст или наполовину полон – однобокое суждение. Для абсолютного понимания ситуации необходимо все кусочки пазла собрать воедино. В стратегическом менеджменте существует инструмент SWOT-анализ, в процессе которого выявляются сильные и слабые стороны компании, возможности и угрозы. Только после всестороннего анализа и понимания полной ситуации, где находится фирма и какими ресурсами располагает, выстраивается индивидуальная стратегия компании. Именно поэтому истории успехов и неудач одинаково полезны, так как помогают выстроить достоверную картину происходящего.
Теперь рассмотрим, как работает принцип использования техник состоявшихся людей, назовем его принцип «копипаста». В основе построения стратегий успеха лежит моделирование, что значит этот термин? Гуманитарная энциклопедия дает простое и емкое определение – «это метод воспроизведения и исследования определенного фрагмента действительности (предмета, явления, процесса, ситуации) или управления им, основанный на представлении объекта с помощью его копии или подобия – модели». Слово «модель» произошло от латинского modulus, что переводится как «мера, аналог, образец». Посмотрим в каких сферах жизни эффективно был внедрен принцип «копипаста», а где применяется до сих пор:
- В описании сотворения мира. Прочитаем несколько строк из Ветхого завета. Глава 1, строка 12: «И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо». Глава 1, строка 27: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». И создание человека, и развитие растительного мира, согласно Ветхому завету, базируются на приеме подобия, то есть копирования. Основные синонимы моделирования – имитация, макетирование, подражание, копирование.
- В системе образования. Она построена на том, что сначала мы изучаем законы, правила, теоремы. Далее отрабатываем теорию на простых задачах, затем более сложных. Затем после долгих лет обучения в школе и университете пишем дипломный проект, который является синтезом полученных навыков и отработанного мастерства. Итогом потраченного времени и усилий, становится уникальный продукт, но, чтобы создать его потребовались годы ежедневного трудоемкого моделирования.
- В обучении рисованию. Вот что пишет доктор педагогических наук Николай Ростовцев в своей книге «История методов обучения рисованию, зарубежная школа рисунка» навыки в рисовании византийские мастера приобретали методом копирования с образцов. О том, как производилось копирование, автор руководство по иконописи «Ерминии»: «...Прилепи пропитанную маслом бумагу твою к четырем краям подлинника; изготовь черную краску с малым количеством яичного желтка и тщательно обведи ею рисунок и наложи тени; потом приготовь белила и наведи пробела и самыми жидкими белилами обозначь светлые места. Тогда выйдет очерк изображения, потому что бумага прозрачна, и сквозь нее видны все черты подлинника».
- В мире бизнеса. Активно используется процесс моделирования при выборе стратегии компании, при выстраивании бизнес-процессов внутри нее. В маркетинге даже существует отдельное направление бенчмаркинг – система копирования успешных функций подразделений внутри компаний или удачных бизнес-стратегий других компаний на свою фирму.
- В практической психологии. Эта область знаний опирается на изучении опыта людей, описании механизмов и способов копирования (моделирования) опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям. И снова целая наука строится на выявлении моделей знаний и опыта.
Важно просто «учить уроки»
Мы рассмотрели пять примеров, где принцип «копипаст» работает эффективно. Отсюда можно сделать вывод, что все-таки изучение моделей поведения успешных людей и их применение на себе не такая уж утопичная идея. Моделирование – это дар, преподнесенный нам теми людьми, которые потратили свое время, силы, деньги, энергию на выявление конкретных знаний, законов и закономерностей и щедро поделились этим опытом с нами. Теперь нам:
- Не нужно тратить месяцы и годы на выявление моделей и инструментов.
- Не нужно наступать на грабли, о которые споткнулись другие.
- Не нужно съедать пуд соли: им кто-то полакомился до нас.
- Не нужно набивать миллион шишек: часть из них уже кем-то собрана.
Нужно акцентировать внимание ни на том, какие промахи совершал и в каком количестве Майкл Джордан, а концентрироваться на том, что именно помогало ему не опустить руки, когда его не приняли в школьную сборную по баскетболу, заявив, что он для него не создан. Что делал великий баскетболист, когда проигрывал снова и снова?
Необходимо извлекать урок из того, как реагировал изобретатель Томас Эдисон на девятисотый провал опыт с лампочкой. Или из того, как поступил Уолт Дисней, когда его партнер украл авторство, уже узнаваемого мультипликационного кролика Освальда. Эти люди не фокусировались на неудаче, не воспринимали ее, как подножку или удар судьбы. Они относились к провалу, как к ступени роста. Майкл Джордан, Томас Эдисон, Уолт Дисней – примеры типа человека смелого, побеждающего и инициативного, умеющего неудачи превращать в возможности.
В итоге мы получаем экономию времени и сил, рабочие схемы успеха, которые можно применять на себе, прислушиваться к своим ощущениям, чтобы понять, что работает, а что не работает конкретно для тебя, совершенствовать и модернизировать модели, адаптировав их под себя.