Личная эффективность29720

Чем внутриличностный конфликт похож на «Треугольник Карпмана», и как из него выбраться

Если проанализировать динамику внутриличностного конфликта, то можно увидеть себя в разных ролях – «жертва», «преследователь» и «спасатель». Как подружить этих «персонажей»?

Трудно предугадать, с чем останутся участники тренинга по его окончанию, как и какие инсайты посетят автора курса. Поделюсь своим открытием, вдохновившем меня на создание практики, которую я апробировала на том же тренинге.

Предыстория

Так получилось, что на тренинг «Управление эмоциями» часть участников пришла после программы «Управляемый конфликт», в рамках которой мы подробно разбирали и прорабатывали разногласия с близкими, коллегами, затрагивали производственные конфликты «руководитель – подчиненный», конфликты интересов «заказчик – подрядчик».

Участники этой программы в перерыве тренинга по эмоциям делились со мной и другими своими успехами – как осознанность и новое поведение изменили их жизнь: упростили профессиональные взаимоотношения, способствовали разрешению семейного кризиса, улучшили самооценку.

Но были и те, кто высказал сомнение в корректности, правильности уже совершенных действий по отношению к другим в конфликтной ситуации. Я попросила привести примеры, рассказы участников сводились к следующему алгоритму:

По сути, они описывали схему развития внутриличностного конфликта. Их рассказы оказались столь важными для остальных участников тренинга «Управление эмоциями», что те стали с энтузиазмом делиться жизненными ситуациями, вызывавшими тревогу и похожие переживания. Работа с эмоциональными состояниями составляет основу одноименного тренинга, поэтому я изменила программу для более подробного разбора чувств, сопровождающих внутриличностные конфликты.

Когда группа завершила работу над темой, я осталась с четким пониманием того, что есть люди, которые регулярно и целенаправленно загоняют себя в «Треугольник Карпмана».

Что такое «Треугольник Карпмана»

Это динамическая модель манипулятивных взаимоотношений, где участники занимают одну из линий поведения: «Жертва», «Преследователь», «Спасатель» и стремятся решить психологические проблемы за счет другого. Смысл модели в том, что участники со временем переходят из роли в роль: «Жертва» становится «Преследователем»,«Преследователь» – «Спасателем», а «Спасатель» – «Жертвой» и т. д.

В классической трактовке «Жертва», «Преследователь» и «Спасатель» – это разные люди, а в случаях, которые описывали участники тренинга, это один и тот же человек!

Вот пример таких переживаний, осознаваемых от нескольких минут до нескольких часов или дней, если его изобразить в словесной форме и проанализировать:

Отследить такое «растроение» личности бывает сложно, ведь обычно в это время мы «отвлекаемся» на чтение, ТВ, интернет, перекус, на общение с кем-то. А чаще на несколько таких «дел» сразу. Мы улавливаем только отдельные «фразы», которые воспринимаем как внутренний диалог, но, чтобы не портить себе настроение, спешим их «забыть» – вытеснить, это наша многолетняя защитная практика. Поэтому сосредоточиться «в моменте» на внутреннем треугольнике, чтобы выбраться из него своевременно, непросто.

Тем более сложно это сделать позже, поскольку мозг защищается от таких негативных переживаний раз за разом все мощнее. Это сравнимо с возведением плотины: больше объем, сильнее напор воды – выше плотина, а чем выше плотина, тем сильнее напор. И в данном случае гарантировать можно одно: в самый неподходящий момент такую плотину прорвет. Потому что ситуации повторяются, и энергии на такие «треугольники Карпмана внутри» требуется все больше. Что же делать?

Как вырваться из треугольника: теория

Если принять за основу гипотезу, что человек сам себе спасатель, жертва и преследователь, неосознанно переходит из роли в роль, и при желании способен воспроизвести внутренний проговор, то существует два варианта разрешения ситуации:

  1.  Классическая проработка выхода из «треугольника»: осознать, в какой роли пребывает человек и перейти от манипулятивного поведения к осознанному.
  2. Попробовать «подружить» все три роли внутри себя.

Второй вариант мне показался предпочтительным, поскольку больше согласовался с темой тренинга «Управление эмоциями», и я на следующий день предложила всем упражнение.

Как это работает на практике: упражнение 

В конце второго дня тренинга во время обратной связи участников я попросила припомнить ситуации, поведение в которых вызывало у них сожаление и сомнения, и которыми они делились вчера и высказать свое отношение к ним теперь:

Эту технику можно проводить самостоятельно в комфортной обстановке, соблюдая соответствующую «технику безопасности». Желаю всем личной и профессиональной продуктивности, успехов и позитива!

Читайте также:

Смотреть комментарии