Личная эффективность119646

Как учить иностранные языки: лайфхаки и личный опыт

Какие три вопроса надо задать себе, чтобы не бросить занятия? И как наконец преодолеть языковой барьер?

Знание языков всегда считалось одним из признаков знати. Оно и понятно — расширяет кругозор, позволяет напрямую общаться с чужестранцами (а также читать их литературу, в том числе деловую и научную), демонстрирует личный статус и возможность потратить довольно много времени на учебу. 

Но и обычные официанты или продавцы вполне способны поприветствовать гостей на разных языках. И вот здесь начинаются вопросы. Почему и как они успевают стать полиглотами, не обучаясь в спецшколах? Причем как будто даже без особого напряжения, играючи.

Если разговориться, становится очевидным, что они учатся прямо во время беседы. Начинают вворачивать минуту назад услышанные слова. Самые активные просят написать и тут же добавляют в меню или рекламу. Следующие туристы будут удивляться еще больше, а потом пополнят словарик снова. Звучит похоже на план!

Действительно, главный секрет изучения языков прост до безобразия. Практика, практика, практика. Это так банально, что вроде и говорить не о чем.

Однако для контраста с рыночными языковедами у этой темы есть и другой полюс. Умные люди с высшим образованием (иногда несколькими), которые с детства вроде понимают, насколько важно овладеть языком. Они учатся, стараются. Тратят очень много времени, суммарно немало денег. И почти ничего не получают взамен. Уровень для резюме – «разговорный», реально как в миниатюрах Comedy Club, смех сквозь слезы.

Есть специальная терминология, начиная с «языкового барьера». Параллельно дидактике языковых курсов выросла целая философская концепция, оправдывающая невозможность выучить иностранные языки. Она становится серьезной проблемой, многолетней, навсегда. Что лишает всех возможных перспектив. Закрывает доступ к лакомым вакансиям, дополнительному образованию, деловым и личным знакомствам. Насколько фатален такой барьер? Точно ли он психологический? 

Чтобы разобраться с прагматичной точки зрения, стоит ответить на три ключевых вопроса:

Не помню, чтобы попадалась буквально похожая методика. Это личные выводы по опыту многолетних визитов и жизни в десятках разных стран. Должен признать, что ни один иностранный язык в совершенстве я так и не выучил. Зато не возникает проблем с общением, поиском информации и решением насущных вопросов. Ну как не возникает… они решаемы.

Итак, вот мой алгоритм преодоления языковых барьеров.

Зачем?

Пожалуй, вопрос «Зачем?» должен быть первым вообще в любом виде деятельности. Нет никакого смысла учить язык «про запас» или «чтобы был». Так и не получится. Нужны веские причины. Например:

Так или иначе, необходима понятная, желательно продолжительная цель. Она же полностью определяет интенсивность и рисунок учебного процесса.

Для туризма достаточно захватить с собой разговорник, а потом не выпускать его из рук и постоянно дописывать новые выражения. 

Деловые и учебные задачи структурируют еще лучше. Но трудиться придется на порядки больше, на то она и работа. 

Личное общение, хобби — как пойдет, самый вольный жанр без строгих правил. Зато (как и все другие цели) с ясным пониманием необходимости, что послужит топливом для долгосрочных усилий.

Как?

Одиозный Рональд Хаббард не сразу переквалифицировался в профессора дианетики, лауреата Шнобелевской премии и основателя секты саентологии. Он издал много книг, разошедшихся суммарным тиражом больше 250 млн (!) экземпляров. А потом прославился как прогрессивный преподаватель.

Будущий злой гений применял прогрессивные методы для повышения сосредоточенности учеников на предмете. То есть предлагал:

Другим словами, это способ вернуться в состояние «Здесь и сейчас». 

С тех пор прошло уже сильно больше полувека, но школы всех мастей так и не научились похожим ритуалам. Ладно бы использовались другие, более действенные методы. Увы! Как правило, от учащихся ожидают полного включения по звонку. Однако, хотя люди и похожи по рефлексам на собак Павлова, вырабатывания слюны и вздрагивания в ответ на сигналы критично мало.

Большинство людей впадают в транс во время обучения. Иронично, что особенно это справедливо для изучения иностранных языков. Потому что (простите за еще одну недословную цитату из Рона Хаббарда) каждое непонятное слово «крадет» заметный процент нашей мыслительной активности. Прочитайте абзац на новом языке — и большая часть разума будет потрачена на инкапсулирование этих чужеродных определений. 

Вот почему обречены на неудачу смелые лобовые атаки. Когда человек запальчиво глотает одну страницу учебника за другой, он не ускоряет свое обучение. Наоборот, потом понадобится пара дней на восстановление, прежде чем можно будет продолжать. Но азартные студенты пытаются действовать силой. Месяц-другой мазохизма, потом неизбежен сбой и очищение организма от информационного шлака.

Языки нельзя учить с наскока. Нужен ритм, который индивидуален. Одним удобно учить по 10 слов в день, другим по 30 или 50. Третьи понимают, что слова вообще вторичны.

Практика зазубривания слов глубоко пагубна и берет свое начало со средневековых уроков латыни. Вроде идет процесс, но он не очень-то учебный. Потому что:

К счастью, сейчас есть толковые онлайн-сервисы, которые учитывают эти и многие другие соображения. В принципе для начального знакомства достаточно. Даже аудио-курсы с рабочими тетрадями для визуализации, упражнений — отличное начало. 

Только нужно учитывать, что многие методики заинтересованы в повышении LTV своих пользователей, а вовсе не в том, чтобы вы действительно выучили язык за месяц или два (как обещано в рекламе). Реальный учебный процесс неестественно затянут. 

Самый заметный недостаток обычно в разбавлении слов и выражений из топ-1000 множеством редких, иногда вообще ненужных. Помимо замедления, это сильно демотивирует. Неприятно учить фразы вида «Вам очень идет это сиреневое пальто с бархатным воротником», когда не знаешь, как спросить, где туалет или почем здесь еда.

Лучше комбинировать. Вовлекающие онлайн-методики хороши для поддержания регулярных, обязательно ежедневных занятий. При этом их стоит дополнять. Мне помогает:

А как же грамматика? Цинично предположу, что она вторична. Во-первых, мало кто общается высокопарными академическими конструкциями со сложноподчиненными предложениями и десятками синонимов к каждому слову. Ничего подобного. Все идут по пути наименьшего сопротивления, причем местные в первых рядах. 

Хуже того, в каждом языке есть свои «Wanna/Gonna» и другие безумные сокращения. Это уже крайность, но и туда стоит заглянуть, чтобы общаться с живыми людьми. 

Если предстоит сдача экзамена на почетную категорию – там, конечно, другие правила игры. Они подробно расписаны в соответствующих методиках, и, к сожалению, срезать угол не получится. Но даже в таком случае первые месяцы лучше пробежать весело, вприпрыжку. А не сразу вязнуть в параграфах с исключениями, от которых теряешь веру в себя и человечество. 

Репетиторы – последний рубеж. После того как сделано все легкое, много чего из сложного, чувствуешь что застрял. Если почему-то необходимо двигаться дальше — привет, регулярные унижения за свой счет и теперь уже зубрежка. К счастью, такое нужно очень редко.

Когда?

Опять же мои личные выводы, скорее всего антинаучные. Учить языки заблаговременно, чтобы лучше подготовиться к чему-то, никогда не получалось. Да, можно наметить поездку за год, хоть за несколько. Но энергетика «пора» активируется только покупкой билетов. Иногда физическим перемещением туда, где ты можешь лишь улыбаться и нелепо махать руками. 

Безусловно, это же и самый лучший способ избавиться от иллюзий, будто обойдется, справлюсь при помощи Google-переводчика. Очень просто проверить — гоняйте в этих умных сервисах все фразы туда и тут же обратно. Вы поразитесь количеству очевидных ошибок, частой смене тональности (что критично для переговоров), иногда полной подменой смысла. 

Автоматизация лингвистики произойдет, рано или поздно. Но зачем дожидаться, пока ИИ спишут нас в утиль? Можно прожить неплохую жизнь за это время, объездить весь мир и лично убедиться в том, что везде ценят живое общение. 

Кроме того, роботы всегда действуют в чьих-то интересах. А читая новости на разных языках, можно получать объемную картинку и большое эстетическое удовольствие от контрастных ракурсов на якобы одно и то же. 

В конечном счете, знание языков — важная часть свободы. Поэтому учить их нужно везде и всегда. Всю жизнь.

Читайте также:

Смотреть комментарии