Личная эффективность851812

Выбор стратегии: новые возможности или жизнь без права на развитие?

Почему одни люди с успехом преодолевают любые сложности и целенаправленно выстраивают свою жизнь, а другие завалены кучей проблем?

На вопрос, вынесенный в заголовок, можно посмотреть в контексте бизнеса и с таким же успехом расширить объектив до отношения к своей жизни в целом. Как правило, стратегия одна.

Как вы отнесетесь к тому, чтобы сделать стилем своей жизни реагирование на трудности и жизненные препятствия? Чтобы последствия трудных ситуаций превратить в преимущество.

Любые человеческие сложности – это выход из «зоны комфорта». Зона комфорта – это жизненное пространство, в котором человек чувствует себя уверенно и защищенно. Но в нашей жизни реальны только постоянные изменения, поэтому найти «тихую комфортную гавань» и остаться в ней надолго, а лучше на всю жизнь, – это утопия.

На практике либо человек сам выходит из зоны комфорта, либо его «выводят». Дальше события развиваются в зависимости от отношения человека к проблеме. При чрезмерном неприятии, уходе от решения в горевание и сопротивление изменениям проблема усугубляется. Прекратить сопротивление, осознать ситуацию, а затем начать двигаться по новой траектории – оказывается более выигрышной стратегией. Все как в физике. Сила действия равна силе противодействия.

От чего зависит, что люди ведут себя диаметрально противоположным образом в ситуациях трудностей и проблем – одни идут вперед, а другие откатываются надолго назад? От чего в значительной мере зависит способность управлять жизнью? На что стоит направить свое внутреннее внимание и мышление?

Вход в большую часть человеческих сложностей, как и выход из них, лежит через дверь под названием «Личная ответственность» за все происходящее в жизни человека. А личная ответственность в свою очередь зависит от субъектности, то есть, самостоятельности.

Субъектность проявляется в способности человека самостоятельно принимать решения и целенаправленно строить свою жизнь. Чем больше развита субъектность, тем успешнее человек преодолевает различные сложности на своем жизненном пути.

Корни самостоятельности прорастают в детстве, и эта способность развивается в ходе общения с родителями и значимым социальным окружением, а затем в различных видах деятельности: познании, игре, труде...

Как формируется самостоятельность?

Занимаясь разнообразной жизненной деятельностью, человек «играет роли». Что это за роли?

  1. «Инициатор дел». Имеется в виду самая простая инициатива, проявляемая в различных жизненных ситуациях. Такой человек не будет ждать в поезде, когда его сосед по купе решит, общаться с ним или нет. Он начнет разговор по собственной инициативе.
  2. «Распорядитель ресурсов». Это могут быть как финансовые, так и другие ресурсы. Как правило, такой человек успешно умеет оценивать свои силы и использовать рационально все, что у него есть в качестве внешних и внутренних ресурсов.
  3. «Реализатор дел и проектов» (делатель). Эти люди не могут сидеть на одном месте без полезного дела. Это труженики. Их словно кто-то завел, и теперь они долго могут работать.
  4. «Самоуправленец» или «Регулятор своего опыта и жизни». Это менеджеры по призванию. Оптимизация, саморазвитие, эффективность – их любимые слова. Они читают книги о том, как лучше совершенствовать себя, любят планировать и реализовывать все намеченное. У них хорошо развит самоанализ, что дает успешные результаты, а не превращается в самокопание. Эта роль позволяет им быстро учиться на своих и чужих ошибках. Однажды поверив в то, что существуют лучшие способы достижения результата, они постоянно стремятся использовать новые стратегии и преодолевать свои негативные качества.
  5. «Хозяин жизни». Про таких людей говорят, что они сделали себя полностью сами. Считают, что они самостоятельно творят свою судьбу, умеют круто разворачивать свою жизнь, во всем только сами стремятся принять решения, особенно на переломных этапах жизни. Им не свойственно особенно надеяться на помощь со стороны. Никогда не находятся на иждивении у других и чаще всего живут без оглядки на общественное мнение. Свой взор обращают на саму жизнь, ее организацию и результаты.
  6. «Автор своих произведений». Развитие этой роли приводит к тому, что человек тяготеет к творческой продуктивной деятельности и становится новатором, рационализатором, изобретателем, художником... Спустя годы такие люди становятся известными, часть из них действительно вносит вклад в развитие различных областей и человеческого прогресса.
  7. «Автор своей жизни». Это несколько другой тип авторов. Они не только много всего производят в своей деятельности, но и направляют свое творчество на самоорганизацию и стиль жизни, показывая всем, что жить можно продуктивнее. Это те самые 2% населения (по А. Маслоу), которые создают новый мир и живут в нем, а часто в нем начинают жить и все другие люди. Они создают новую стратегию жизни.

Конечно, каждый человек в силу различных обстоятельств: особенностей детско-родительских отношений, специфики жизненных событий, своих склонностей, особенностей мировоззрения – индивидуально реализует траекторию развития самостоятельности.

В итоге можно говорить о том, что каждая из ролей у каждого человека развивается на своем уровне, что приводит к их рейтингу. Этакий ансамбль «внутренних управленцев», которые, в конечном итоге, вносят самый важный вклад в развитие личностной уникальности человека: его идентичности, личностного своеобразия. Мой опыт говорит о том, что одна из этих ролей, которая набирает самое большое количество баллов, является «дирижером» оркестра. Именно она больше всего начинает управлять активностью человека в целом. Ее развитость приводит к некоему доминирующему варианту жизни, «способу жить». Так складывается индивидуальный субъектный профиль человека или профиль его самостоятельности.

Когда человек анализирует, как именно проявлялась его инициативная самостоятельность на протяжении жизни, становятся понятными причины сложностей, мешающие эффективно жить и достигать нужных целей. А знание конкретных ролей и их места в рейтинге проявляет его управленческое начало, которое руководит внутренней и затем внешней активностью.

Если ли выход из этого круга привычных выборов? Можно ли изменить, выбрать иной сценарий, иную стратегию? Можно ли начать смотреть на препятствия, как на вызов, превратить их в свое преимущество и выйти победителем? Да, субъектность можно развить.

Как развить субъектность?

Теперь примерьте на себя новую, понравившуюся роль. Новая роль – новый вариант жизни.

Конечно, данную технологию лучше всего реализовывать в системной работе с коучем. К сожалению, многие коучи пренебрегают диагностикой субъектности, что приводит к серьезному снижению качества их работы. Здесь важно понимать, что при низкой субъектности есть вероятность, что коучинг может не сработать, и потребуется психотерапия. Однако вы вполне можете начать с самостоятельной проработки этого вопроса.

Смотреть комментарии